Молярный объем газов, 8 класс
Домашнее задание: §19, упр.4 (б), стр.85. (учебник - Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020)
Цели:
Базовый уровень - обучающийся получит возможность определять взаимосвязь объема газа и его количества.
Повышенный уровень – обучающийся получит возможность научиться вычислять количество вещества по объему газа и молярному объему, используя единицы измерения молярного объема газов.
Задачи:
Проверить качество усвоения знания формул и понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро молярный объем, закон Авогадро;
Продолжить развите навыков, необходимых при решении расчетных задач: умение выводить производные от формул;
Организовывать самостоятельную деятельности обучающихся на уроке.
Коррекционно-развивающая задача: продолжить развитие и коррекцию учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), навыков самоконтроля.
Тип урока: изучение нового материала
Техническое обеспечение: ПК с колонками, видеопроектор, экран.
Организационный этап
Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить обучающихся к общению на учебном занятии.
Этап актуализации субъективного опыта обучающихся
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников. Актуализировать субъективный опыт обучающихся я об объеме, единицах его измерения, молярной массе, законе Авогадро.
Как называется масса 1 моля вещества?
Как связать молярную массу и количество вещества?
Чему равно число Авогадро?
Как связано число Авогадро и количество вещества?
А как связать массу и число молекул вещества?
Как называется объем 1 моля вещества?
От чего зависит молярный объем?
Этап изучения нового материала
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала и оформление кратких записей в форме схем и рисунков, как способ проработки учебной информации из рассказа учителя, демонстрации таблиц презентации.
Для определения объема вы пользовались формулой известной из физики ρ = m / V (г/мл, г/см3, кг/м3)
Отмерим этот объем мерной посудой. Отмерим молярные объемы спирта, серы, железа, сахара. Они разные, т.к. плотность разная, (таблица различных плотностей).
А как обстоит дело у газов? Оказывается, 1 моль любого газа при н.у. (0°С и 760 мм.рт.ст.) занимает один и тот же объем молярный 22,4 л/моль (показывается на слайде). А как будет называться объем 1 киломоля? Киломолярным. Он равен 22,4 м3/кмоль. Миллимолярный объем 22,4 мл/моль.
Откуда взялось это число?
Оно вытекает из закона Авогадро. Следствие из закона Авогадро: 1 моль любого газа при н.у. занимает объем 22,4 л/моль.
Немного о жизни итальянского ученого мы сейчас услышим.
(видеофрагмент о жизни Авогадро)
А теперь посмотрим зависимость величин от разных показателей (слайд)
Формула вещества | Агрегатное состояние (при н.у.) | Масса, г | Плотность, г/мл | Объем порций в 1 моль, л | Количество вещества, моль | Зависимость между объемом и количеством вещества |
NaCl | Твердое | 58,5 | 2160 | 0,027 | 1 | 0,027 |
H2O | Жидкое | 18 | 1000 | 0,018 | 1 | 0,18 |
O2 | Газ | 32 | 1,43 | 22,4 | 1 | 22,4 |
H2 | Газ | 2 | 0,09 | 22,4 | 1 | 22,4 |
CO2 | Газ | 44 | 1,96 | 22,4 | 1 | 22,4 |
SO2 | газ | 64 | 2,86 | 22,4 | 1 | 22,4 |
Из сравнения полученных данных сделайте вывод (зависимость между объемом и количеством вещества для всех газообразных веществ (при н.у.) выражается одинаковой величиной, которая называется молярным объемом.)
Обозначается Vm и измеряется л/моль и т.д. Выведем формулу для нахождения молярного объема
Vm = V/v, отсюда можно найти количество вещества и объем газа. А теперь вспомним ранее изученные формулы, можно ли их объединить? Можно получить универсальные формулы для расчетов.
m/M = V/Vm;
V/Vm = N/Na
Этап физминутки
Цель: обеспечить отдых обучающихся в зависимости от утомления.
Упражнение «Муха»
Этап контроля и самоконтроля
Цель: выявить качество усвоения обучающихся знаний, определить недостатки в знаниях, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.
Задача №1
Образец: Какой объем занимает 0,2 моль N2 при н.у.?
Дано: н.у. | Решение: |
Найти: |
Задачи для самостоятельного решения
Решите задачи по приведённому образцу:
Какой объем занимают 5 моль O2 при н.у.?
Какой объем занимают 2,5 моль H2 при н.у.?
Задача №2
Образец: Какое количество вещества содержит водород объемом 33,6 л при н.у.?
Дано: н.у. | Решение: |
Найти: |
Задачи для самостоятельного решения
Решите задачи по приведённому образцу:
Какое количество вещества содержит кислород объемом 0,224 л при н.у.?
Какое количество вещества содержит углекислый газ объемом 4,48 л при н.у.?
Задача №3
Образец: Какой объем займут 56 г. газа СО при н.у.?
Дано: н.у. | Решение: |
Найти: |
Задачи для самостоятельного решения
Решите задачи по приведённому образцу:
Какой объем займут 8 г. газа O2 при н.у.?
Какой объем займут 64 г. газа SO2 при н.у.?
Задача №4
Образец: В каком объеме содержится 3·1023 молекул водорода H2 при н.у.?
Дано: н.у. | Решение: |
Найти: |
Этап подведения итогов учебного занятия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.
Этап рефлексии
Цель: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Упражнение «Облако тегов».