Разработка занятия по химии в 8классе «Молярный объем газов»

0
0
Материал опубликован 18 September 2022 в группе

Молярный объем газов, 8 класс

Домашнее задание: §19, упр.4 (б), стр.85. (учебник - Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020)

Цели:

Базовый уровень - обучающийся получит возможность определять взаимосвязь объема газа и его количества.

Повышенный уровень – обучающийся получит возможность научиться вычислять количество вещества по объему газа и молярному объему, используя единицы измерения молярного объема газов.

Задачи:

Проверить качество усвоения знания формул и понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро молярный объем, закон Авогадро;

Продолжить развите навыков, необходимых при решении расчетных задач: умение выводить производные от формул;

Организовывать самостоятельную деятельности обучающихся на уроке.

Коррекционно-развивающая задача: продолжить развитие и коррекцию учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), навыков самоконтроля.

Тип урока: изучение нового материала

Техническое обеспечение: ПК с колонками, видеопроектор, экран.

Организационный этап

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить обучающихся к общению на учебном занятии.



Этап актуализации субъективного опыта обучающихся

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников. Актуализировать субъективный опыт обучающихся я об объеме, единицах его измерения, молярной массе, законе Авогадро.

Как называется масса 1 моля вещества?

Как связать молярную массу и количество вещества?

Чему равно число Авогадро?

Как связано число Авогадро и количество вещества?

А как связать массу и число молекул вещества?

Как называется объем 1 моля вещества?

От чего зависит молярный объем?

Этап изучения нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала и оформление кратких записей в форме схем и рисунков, как способ проработки учебной информации из рассказа учителя, демонстрации таблиц презентации.

Для определения объема вы пользовались формулой известной из физики ρ = m / V (г/мл, г/см3, кг/м3)

Отмерим этот объем мерной посудой. Отмерим молярные объемы спирта, серы, железа, сахара. Они разные, т.к. плотность разная, (таблица различных плотностей).

А как обстоит дело у газов? Оказывается, 1 моль любого газа при н.у. (0°С и 760 мм.рт.ст.) занимает один и тот же объем молярный 22,4 л/моль (показывается на слайде). А как будет называться объем 1 киломоля? Киломолярным. Он равен 22,4 м3/кмоль. Миллимолярный объем 22,4 мл/моль.

Откуда взялось это число?

Оно вытекает из закона Авогадро. Следствие из закона Авогадро: 1 моль любого газа при н.у. занимает объем 22,4 л/моль.

Немного о жизни итальянского ученого мы сейчас услышим.

(видеофрагмент о жизни Авогадро)

А теперь посмотрим зависимость величин от разных показателей (слайд)

Формула вещества

Агрегатное состояние (при н.у.)

Масса, г

Плотность, г/мл

Объем порций в 1 моль, л

Количество вещества, моль

Зависимость между объемом и количеством вещества

NaCl

Твердое

58,5

2160

0,027

1

0,027

H2O

Жидкое

18

1000

0,018

1

0,18

O2

Газ

32

1,43

22,4

1

22,4

H2

Газ

2

0,09

22,4

1

22,4

CO2

Газ

44

1,96

22,4

1

22,4

SO2

газ

64

2,86

22,4

1

22,4

Из сравнения полученных данных сделайте вывод (зависимость между объемом и количеством вещества для всех газообразных веществ (при н.у.) выражается одинаковой величиной, которая называется молярным объемом.)

Обозначается Vm и измеряется л/моль и т.д. Выведем формулу для нахождения молярного объема

Vm = V/v, отсюда можно найти количество вещества и объем газа. А теперь вспомним ранее изученные формулы, можно ли их объединить? Можно получить универсальные формулы для расчетов.

m/M = V/Vm;

V/Vm = N/Na

Этап физминутки

Цель: обеспечить отдых обучающихся в зависимости от утомления.

Упражнение «Муха»

Этап контроля и самоконтроля

Цель: выявить качество усвоения обучающихся знаний, определить недостатки в знаниях, обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Задача №1

Образец: Какой объем занимает 0,2 моль N2 при н.у.?

Дано: н.у.
V
m = 22, 4 л/моль
ν (N
2) = 0,2 моль

Решение:
ν (N
2) = V(N2) / Vm , следовательно
V (N
2) = ν (N2) · Vm = 0,2 моль · 22,4 л / моль = 4,48 л
Ответ: V (N
2) = 4,48 л

Найти:
V – ?

Задачи для самостоятельного решения

Решите задачи по приведённому образцу:

Какой объем занимают 5 моль O2 при н.у.?

Какой объем занимают 2,5 моль H2 при н.у.?

Задача №2

Образец: Какое количество вещества содержит водород объемом 33,6 л при н.у.?

Дано: н.у.
V
m = 22, 4 л/моль
V (H
2) = 33,6 л

Решение:
ν (H
2) = V(N2 ) / Vm = 33,6 л / 22,4 л/моль = 1,5 моль
Ответ: ν (H
2) = 1,5 моль

Найти:
ν - ?

Задачи для самостоятельного решения

Решите задачи по приведённому образцу:

Какое количество вещества содержит кислород объемом 0,224 л при н.у.?

Какое количество вещества содержит углекислый газ объемом 4,48 л при н.у.?

Задача №3

Образец: Какой объем займут 56 г. газа СО при н.у.?

Дано: н.у.
V
m = 22, 4 л/моль
m (CO) = 56 г

Решение:
ν (CO) = V(CO) / V
m , следовательно
V (CO) = ν (CO) · V
m
Неизвестное количество вещества найдём по формуле:
ν = m/M
M(CO) = Ar(C) + Ar(O) = 12 + 16 = 28 г/моль 
ν (СО) = m/M = 56 г / 28 г/моль = 2 моль
V (CO) = ν (CO) · V
m = 2 моль · 22,4 л/моль = 44,8 л
Ответ: V (CO) = 44,8 л

Найти:
V – ?

Задачи для самостоятельного решения

Решите задачи по приведённому образцу:

Какой объем займут 8 г. газа O2 при н.у.?

Какой объем займут 64 г. газа SO2 при н.у.?

Задача №4

Образец: В каком объеме содержится 3·1023 молекул водорода H2 при н.у.?

Дано: н.у.
V
m = 22, 4 л/моль
N = 3·10
23 молекул
Na = 6,02 ·10
23 моль-1

Решение:
ν (H
2) = V(H2) / Vm, следовательно
V (H
2) = ν (H2) · Vm
Неизвестное количество вещества найдём по формуле:
ν = N / Na = 3·10
23 / 6,02 ·1023 моль-1 = 0,48 моль
V (H
2) = ν (H2) · Vm = 0,48 моль · 22,4 л/моль = 10,752 л
Ответ: V (H
2) = 10,752 л

Найти:
V – ?



Этап подведения итогов учебного занятия

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся.



Этап рефлексии

Цель: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Упражнение «Облако тегов».







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.