Статья «Мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся как необходимый компонент организации процесса управления школой»
Мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся как необходимый компонент организации процесса управления школой
Наталья Георгиевна Леонова,
заместитель директора по УВР
МОУ СОШ № 16, с. Александровское
Галина Ивановна Веснина,
учитель истории и обществознания
Общеобразовательная школа при Посольстве России
в Польше, г. Варшава
Аннотация: в статье освещается вопрос организации мониторинга учебных достижений обучающихся школы. Описывается система мониторинговых исследований в общеобразовательной организации как механизм эффективного управления качеством образования. Рассматривается варианты использования мониторинговых исследований при организации методической работы учителей и коррекции знаний учащихся как один из инструментов повышения качества образования.
Ключевые слова: качество образования, система управления, образовательный процесс, мониторинг, отсроченный результат качества работы школы, управление качеством.
В современном мире будущее каждого выпускника зависит от качества образования. Обеспечение качества образования является одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации. Термин "качество образования" нормативно закреплён в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ. Согласно ст. 2 настоящего закона понятие качество образования определено как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Ключевым элементом оценки качества общего образования является степень достижения образовательных результатов обучающихся, которые являются основой успешной социализации каждого человека в быстроразвивающемся обществе и продолжение обучения на следующих уровнях образования, а также позволяют обеспечить государство высокопрофессиональными кадрами, обеспечивающими национальную безопасность, государственный суверенитет и международное лидерство Российской Федерации. [1, с.1].
Процесс оценки качества включает, на наш взгляд, следующие элементы: отслеживание качества содержания процесса обучения и условий образовательной деятельности, использование образовательных технологий в процессе обучения, уровень квалификации педагогов, соответствие качества знаний требованиям к уровню сформированности УДД, обозначенных во ФГОС ООО И ФГОС СОО.
Использование механизмов управления качеством образования увеличивает эффективность координации действий работников общеобразовательной организации, регулирования коммуникации между всеми уровнями системы управления, участие в образовательных отношения представителей родительской общественности. Подробные структурированные механизмы и алгоритмы деятельности составляют основу обеспечения качества образования, так как позволяют отследить эффективность выполнения поручений и управленческих задач. [2, с.1].
Для обеспечения грамотного и оперативного управления качеством образования необходимо внедрение системы педагогического мониторинга образовательных достижений, который позволит в полной мере владеть точной информацией о деятельности как педагогического, так и ученического коллективов школы.
Построение системы работы школы - процесс длительный, включающий в себя несколько этапов.
Во-первых, это этап планирования или подготовки, который включает в себя как изучение практик мониторинговой деятельности, знакомство с опытом работы образовательных учреждений в данном направлении, так и подготовку соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс мониторинга.
Во-вторых, это построение самой системы, выделение её компонентов, структурирование мониторинговых исследований, определение направлений изучения достижений обучающихся школы в динамике, а также назначение ответственных за реализацию исследований.
В-третьих, это сам процесс мониторинга, обработка полученных результатов, сопоставление результатов с целевыми установками. На этом этапе осуществляется корректировка и вносятся изменения (при необходимости) в систему управления образовательной организации.
И последний, завершающий этап - это получение итогового результата исследования и на основе этого планирование дальнейшей работы образовательного учреждения по повышению качества образования или поддержание стабильности результатов образовательной деятельности.
Долгое время функционирование школы в рамках образовательного процесса основывалось на проведении стандартных мониторингов, позволяющих определить уровень знаний учащихся, увидеть характер динамики основных показателей, выявить процент учащихся, имеющих проблемы по конкретному предмету.
Однако, стал очевидным тот факт, что данные мониторинги не позволяют в полном объёме проследить динамику развития каждого ученика, выявить степень изменений учебных достижений, а соответственно провести полный анализ успешности образовательного процесса.
Перед нами встал ряд вопросов по поводу расширения спектра мониторинговых исследований и формирования системы мониторинга образовательного учреждения. Возникла необходимость создать на регулярной основе организованное отслеживание образовательных результатов школьников, и, соответственно, оценить деятельность всего педагогического коллектива с точки зрения планирования и прогнозирования учебных достижений и корректировки образовательного процесса.
Построение системы невозможно без понимания и определения цели мониторинга. Мониторинг должен работать, давать практический результат и способствовать улучшению образовательного процесса и повышению качества образования, а не выступать формальной процедурой. Тем более, что в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" «работа по ведению мониторинга» входит в рабочее время педагогических работников. [ 3, с.46]
Решение этих вопросов высветило перед администрацией школы необходимость организации дополнительных мониторинговых исследований с дифференциацией по классам и предметам в разрезе работы каждого учителя по конкретному ученику на основе рубежного контроля в рамках предмета; построение мониторинга сравнительных результатов диагностического, промежуточного и итогового контрольных срезов в сравнении с результатами административных, тренировочных контрольных работ, четвертными и годовыми оценками; сравнительный мониторинг качества работы учителя-предметника, предметного методического объединения по учебным периодам; мониторинг качества преподавания учебных предметов «Математика» и «Русский язык» в 9-11-х классах.
Чтобы мониторинговые исследования качества образовательных результатов были информативными и исчерпывающими для принятия управленческих решений, администрацией школы было принято решение выстраивать многоуровневую систему мониторинга, руководствуясь, прежде всего, тем, чтобы мониторинг плавно влился в деятельность педагогов как необходимость для получения объективной информации о результатах обучения с целью выявления условий повышения успеваемости учеников, а не был бы дополнительно созданной нагрузкой учителю.
Использование аналитического материала, полученного в результате дополнительных мониторинговых исследований, дало возможность отследить динамические изменения качества обученности и успешности освоения предмета, уровень преподавания предмета в сравнении с муниципальными показателями, а также увидеть реальный уровень квалификации педагогических кадров и отследить преемственность в обучении.
Анализ результатов мониторинга становится основой для адресного анализа как успеваемости обучающихся данного класса, так и оценочной деятельности учителя. И, соответственно, для оказания индивидуальной помощи педагогам, прежде всего молодым, а также педагогам, впервые участвующим в государственной итоговой аттестации, или педагогам, имеющим низкие показатели качества обучения.
По результатам мониторинговых исследований с учетом высветившихся проблем были проведены педагогические и методические советы, административные совещания, скорректированы план внутришкольного контроля и планы работы школьных предметных методических объединений, организован классно-обобщающий контроль в отдельных классах, проверено состояние преподавания некоторых предметов.
Предметными методическими объединениями осуществляется работа по мониторингу учебных результатов, что позволило составить рейтинговые и диагностические карты для учителей-предметников.
В рамках деятельности методических объединений проводится обмен педагогическим опытом на заседаниях методобъединений, взаимопосещение уроков и внеурочных занятий. Внутри образовательного учреждения успешно действует система повышения квалификации кадров посредством проведения различных занятий с педагогами, конференций и семинаров различного уровня, организована методическая почта (адресная помощь педагогу).
Проведённый проблемно - ориентированный анализ мониторинговых исследований образовательных достижений обучающихся школы за учебные периоды показал стабильность качества образования по результатам внутренней оценки и небольшие колебания с результатами государственной итоговой аттестации, всероссийских и региональных проверочных работ.
В соответствии с полученными результатами в школе разработан план по улучшению качества преподавания учебных предметов, одним из направлений деятельности которого является методическая работа. Проведены методические семинары, педагогические чтения «Обновление содержания и технологий школьного образования: опыт и проблемы», презентации опыта работы на заседаниях методического совета. В рамках работы школьных методических объединений проводится постоянный обмен педагогическим опытом по использованию различных приёмов и методов обучения для подготовки к государственной итоговой аттестации. Проведены методические декадники, в рамках которых организованы теоретические семинары и открытые уроки, обсуждение педагогических находок в микрогруппах.
Высококвалифицированные педагоги школы провели серию семинаров-практикумов, на которых делились опытом работы по решению заданий второй части КИМ, индивидуальной системой подготовки к экзаменам по предмету, разработкой индивидуальных образовательных маршрутов, эффективной подготовкой к проведению консультаций по предметам, взаимодействию с классными руководителями, родительской общественностью, педагогом-психологом.
Разработан план по повышению качества подготовки к государственной итоговой аттестации, всероссийским и региональным проверочным работам. Организованы дополнительные консультации для учащихся, занятия с родителями, составлен график репетиционных работ. Итогом данной работы можно считать формирование индивидуального стиля педагогической деятельности учителей школы.
Наряду с мониторингом результатов внутренней и внешней оценки качества знаний каждого учащегося, то есть статистической оценкой, в школе применяется система использования оценки отсроченного результата качества работы школы. По каждому учащемуся отслеживается динамика результатов всех тренировочных и репетиционных работ, делается прогноз на балл по предмету и сравнение его с полученными результатами при прохождении государственной итоговой аттестации.
Можно с уверенностью сказать, что многоуровневая система мониторинговых исследований образовательных достижений обучающихся, сложившаяся в нашей школе, дает информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и позволяет выстраивать систему управления качеством образования. Администрация школы своевременно получает информацию о качественных показателях учебных достижений учащихся школы, сравнивает полученные показатели с прогнозируемыми, тем самым выстраивает эффективную модель управления учебного-воспитательным процессов школы. Результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать направления деятельности ОУ, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Таким образом, мониторинг качества образования является одним из основных факторов повышения эффективности управления школой.
Список литературы
1. Методология и показатели оценки качества общего образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] (утв. Минпросвещения России, Рособрнадзором 22.12.2023). Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
2. Яшнева, Е. А. Мониторинг как инструмент управления качеством образования в общеобразовательной организации / Е. А. Яшнева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 25 (263). - С. 443-445. - URL: https://moluch.ru/archive/263/60834/ (дата обращения: 25.10.2024).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года; одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). Доступ из справ.- правовой системы «Гарант»