Выпускная квалификационная работа «Разработка блога для обучающихся и родителей как компонента информационно-образовательной среды школы»

0
0
Материал опубликован 26 July 2017

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА ПРОЕКТА:

«Разработка блога для обучающихся и родителей как компонента информационно-образовательной среды школы»

Выполнила:

учитель начальных классов

Ампилогова Наталья Сергеевна

МОБУ «СОШ № 65»

Научный руководитель:

к.п.н, доцент кафедры

общеобразовательных дисциплин и методики их преподавания

ИПК и ППРО ОГПУ

Воронина Ю. В.

 Оренбург, 2017

Оглавление


 Введение

Для современного образования характерно смена парадигмы (от традиционной, знаниевой парадигмы к деятельностной, для которой характерен лозунг «образование на протяжение всей жизни»). Многие философы, педагоги и обычные учителя-практики обеспокоены качеством образования в современной России. Ученые подсчитали, что если Россия до 2020 года не найдет эффективных путей модернизации своего образования, то мы перейдем «точку невозврата», т.е. навсегда отстанем от развитых стран.

Развитие системы образования предъявляет повышенные требования к качеству подготовки обучающихся начальной школы. От современнойначальной школы требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО1), направленных, прежде всего, на достижение планируемых результатов образования, не только предметных, но и личностных, и метапредметных: развитие личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий (УУД2), потребностей в самообразовании на основе организации образовательной деятельности. Ожидается, что именно информатизация, а именно, формирование информационной образовательной среды (ИОС3) учебного заведения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) будет способствовать решению этих задач.

Информационно-образовательная среда определяет новую роль учителя, готового к профессиональному использованию средств информационно-коммуникационных технологий, входящих в среду.

Все системные обновления в образовании направлены на формирование жизнеспособной личности, обеспечение прав обучающегося, удовлетворение его образовательных потребностей, создание условий для раскрытия его склонностей и способностей.

Новое понимание образовательных результатов требует от современного учителя проектирования совершенно иной педагогической деятельности, включающей использование ИКТ, в том числе и для организации внеурочной деятельности обучающихся. Но в то же время образовательная практика не накопила достаточный опыт методических разработок по созданию блогов и их использованию в образовательной деятельности.

Данное противоречие обуславливает актуальность нашего проекта.

Цель работы: разработать блог для обучающихся и родителей МОБУ «СОШ № 65» г. Оренбурга и определить его роль в формировании ИОС в начальной школе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу, Интернет-ресурсы по проблеме проекта.

Определить педагогические условия эффективности создания ИОС в школе.

Выявить специфические особенности блога для обучающихся и родителей в начальной школе.

Подобрать веб-сервис и разработать блог, наполнить его актуальным контентом.


 

  1. Теоретическое обоснование проекта  1.1 Подходы к определению «информационно-образовательная среда»

Понятие «информационно-образовательная среда» нуждается в определенных уточнениях, поскольку не вполне обоснован сам термин. Подобное словообразование предполагает сочетание двух функций: информационной и образовательной, в то время как образовательная функция шире информационной и включает в себя последнюю. Более оправдан термин «информационная образовательная среда» (ИОС), то есть образовательная среда, базирующаяся на использовании ИКТ. Тем более что на практике фактически идут от создания информационных технологий к их интеграции в существующие образовательные среды, формируя тем самым информационные образовательные среды.

По мнению, И.Г. Захаровой, информационная образовательная среда учебного заведения представляет собой сложную систему, аккумулирующую наряду с программно-методическими, организационными и техническими ресурсами, интеллектуальный, культурный потенциал учебного заведения, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов, при этом управление данной системой основано на целевых установках общества, обучаемых и педагогов4.

По мнению учителей-практиков, ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования5.

По мнению Л.Н. Кечиева и Г.П. Путилова, информационной образовательной средой является совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.6

О.А. Ильченко характеризует информационно-образовательную среду как системно организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком как субъектом образования.7

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования нормативно определяется компонентный состав информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Согласно названным документам среда должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно- коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационные коммуникационные технологии (ИКТ) – это технологии, связанные с телекоммуникацией, т.е. общением на расстоянии посредством всемирной сети Интернет, направленные на интеграцию субъектов в единое информационное пространство с целью получения максимального объема информации.8

  1.2 Основные функции блога в информационно-образовательной среде начальной школы

Блог – это онлайн журнал, интернет-дневник, основным наполнением которого являются систематически добавляемые записи. Записи содержат текст, фотографии, графические элементы или мультимедиа. Записи в блоге обычно недлинные и сгруппированы в обратной хронологической последовательности. Чаще всего блоги публичны, имеют читателей, вступающих в полемику с автором блога посредством комментариев к записи или в своем личном блоге. Комментарии к блогу сделали его средством общения в сети, которое по ряду критериев превосходит электронною почту, форумы и чаты9.

Блог (англ. blog, сетевой журнал) - веб-дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. С помощью сервиса блогов можно создать свой веб-дневник, читать и комментировать дневники других пользователей, принимать участие в сообществах на определенные темы и создавать свои сообщества.

Персональные сайты, состоящие из записей владельца и комментариев к ним, также часто именуют блогами. Набирать популярность блоги начали с 1996 года. В 1999 году компания из Сан-Франциско - PyraLabs открыла сайт Blogger.com, ставший первой бесплатной блоговой службой.

Контент – это информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.), а также книги, газеты, сборника статей, материалов и др.10

Анализ блогов учителей-практиков, показал, что чаще всего блоги содержат:

рекомендации для учеников по изучению тех или иных тем;

обсуждения с учениками текстов изучаемых произведений;

учебные видеофильмы с лекциями или экранизациями, видео-уроки, путем встраивания их в блог;

публикации опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу;

репортажи о событиях в классе или на уроке;

«послесловий» к  собственным урокам, написанных часто в  жанре рефлексии;

полезные ссылки на ресурсы Интернет;

гаджеты (интерактивные разделы блога) с различными функциями;

полезные советы родителям, интересующихся образованием своих детей.

  Выводы

Итак, проведённый нами теоретический анализ проблемы проекта показал, что ИОС – это совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

Блоги в современном мире пользуются большой популярностью. Блог – мобильный интерактивный ресурс, в котором меняется порядок записей и сообщений, блог – живой инструмент для взаимодействия в текущий момент времени, когда каждый становится автором и имеет возможность стать экспертом.

Через создание и сопровождение блогов учеников возможно реализовать приемы формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Приведем простой пример. Ученики побывали на мероприятии (экскурсии, выставке, поездке, прогулке, походе и пр.). Блог может аккумулировать в себе сообщения всех участников, дает возможность многомерности представления информации (гиперссылки на другие ресурсы, размещение фотографий, карт, видео и пр.), а также организовать экспертизу, самооценивание, комментирование по заданным критериям, причем эти критерии участники могут утвердить совместно.


 

  2. Практическая часть проекта  2.1 Направления разработки блога

Вторая часть работы посвящена созданию блога для обучающихся и родителей. Главная цель данной работы – это создание локального образовательного пространства для успешного взаимодействия участников образовательного процесса, ознакомления с материалами, а также саморазвития.

Данный блог будет выполнять несколько функций:

служить своеобразным персональным информационным помощником, который хранит записи и ссылки;

использоваться как среда для сетевого сообщества. Такое использование блога вполне допустимо и оправданно, поскольку данный имеют дополнительные преимущества перед форумами: возможность публиковать в  тексте сообщения мультимедийные и  html-фрагменты, возможность перекрестных связей между несколькими ветвями дискуссий.

  2.2 Результаты проекта

Для создания блога мы использовали веб-сервис для ведения блогов Blogger.com. Данный сервис использует профиль Google. Поэтому первоначально был создан аккаунт в сервисе Google.com.

Адрес блога: http://ampilogova.blogspot.ru/

Блог состоит из нескольких разделов:

Главная страница. В данном разделе идут все события блога в соответствии с календарем и по мере их происхождения. Так называемый поток событий.

Расписание уроков. В данном разделе точное расписание уроков и занятий.

Наш класс. В данном разделе представлена информация о 1 «В» классе МОАУ «СОШ № 65». Размещена фотография, представлены законы жизни класса, его традиции и обычаи.

Русский язык. В этот раздел помещаются материалы по русскому языку: презентации, викторины, тесты, интерактивные тренажеры, рекомендации по работе с определенным видом заданий. Информация, представленная в этом разделе, предназначена для учащихся 1 классов.

Литературное чтение. В этот раздел помещаются материалы по литературному чтению: списки литературы на каникулы, презентации, викторины, тесты, интерактивные тренажеры, рекомендации по работе с определенным видом заданий, исследовательские работы и проекты.

Математика. В этот раздел помещаются материалы по математике: алгоритмы выполнения вычислительных приемов, презентации, викторины, тесты, интерактивные тренажеры для отработки вычислительных навыков, рекомендации по работе с определенным видом заданий. Информация, представленная в этом разделе, предназначена для учащихся 1 классов.

Окружающий мир. В этот раздел помещаются материалы по окружающему миру: тематические списки интересных и познавательных статей, презентации, викторины, тесты, интерактивные тренажеры, учебные видеофильмы, рекомендации по работе с определенным видом заданий, творческие задания, исследовательские работы и проекты.

Таким образом, созданный мною блог содержит 7 разделов, что не является конечным результатом, т.к. блог будет расширяться в процессе творческой работы с обучающимися.


Заключение

Итак, в ходе реализации проекта мы создали блог с помощью веб-сервиса для ведения блогов Blogger.com, а также аккаунт Google.com.

Блог включает 7 разделов: Главная страница, Наш класс, Родителям, Русский язык, Литературное чтение, Математика, Окружающий мир,

Через создание и сопровождение блога возможно реализовать приемы формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Блог может служить площадкой для дискуссий или для организации образовательного процесса по основным и дополнительным дисциплинам. Блог может быть использован как среда для записей событий собственной научной, деловой или личной жизни. Во многих случаях такая форма более удобна, чем рассылка массовых сообщений по электронной почте. Педагогический потенциал блога в качестве самостоятельной интернет-технологии - основа для размещения учебного материала учителем и выполнения заданий учащимися. Для обучающихся блог своего рода мультимедийная тетрадь, в которой они представляют выполненные задания, свое осмысление изученного материала. Использование блогов обеспечивает большую гибкость учебного процесса, интенсивное взаимодействие между учителем и обучающимися, а также между самими обучающимися, открытость, обоснованность оценки результатов, мобильность и оперативность обмена информацией.


Список использованной литературы

Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. …канд.пед.наук. – Тюмень, 2003. – 24 с.

Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых ресурсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2002. — 20 с.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.

Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. — М.: МГИЭМ, 1999. — 28 с.

Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513446/

Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117680

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 №1576)

Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Методические рекомендации / Е.В. Чернобай. М.; Изд-во: Просвещение. – 2011. – 65 с.

Что такое блог в интернете? // Все об интернет-маркетинге из первых рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prozhector.ru/wiki/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/


 

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 №1576)

2Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.

3Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде. Методические рекомендации / Е.В. Чернобай. М.; Изд-во: Просвещение. – 2011. – 65 с.

4 Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: автореф. дис. …канд.пед.наук. – Тюмень, 2003. – 24 с.

5 Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513446/

6 Кечиев Л.Н., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. Информационный подход к построению образовательной среды. — М.: МГИЭМ, 1999. — 28 с.

7 Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых ресурсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — М., 2002. — 20 с.

8 Яковлев А.И. Информационно- коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. – 2001.- Вып. 2. – С. 32-37.

9Что такое блог в интернете? // Все об интернет-маркетингеиз первых рук[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://prozhector.ru/wiki/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B3/

10 Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/117680

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.