Статья «Морально-ценностный аспект воспитания ученика как носителя познавательной инициативы»

0
0
Материал опубликован 26 January 2018

Пояснительная записка к презентации

Морально-ценностный аспект воспитания ученика как носителя познавательной инициативы.

Гошева Т.Н.,

учитель МАОУ «Лицея №10» г.Советска

Детство – важнейший период человеческой

жизни, не подготовка к будущей жизни, а

настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство, кто вел ребенка

за руку в детские годы, что вошло в его разум

и сердце из окружающего мира, - от этого в

решающей степени зависит, каким человеком

станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Неизменной остается роль воспитателя, помогающего ребенку войти в этот сложный мир.

Справедливо сказал С. Т. Шацкий, что лучшее средство в деле воспитания –

это дать проявиться в душе ребенка какому-нибудь чувству, и по силе этого проявления, на душе останется след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они запомнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе.

 

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Классный руководитель работает над решением следующих стратегических задач:

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Назрела необходимость в качестве ведущих аспектов воспитательной деятельности школы вычленить нравственные нормы и ценности в жизнедеятельности людей.

Чтобы школа сегодня могла стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую канву должна быть заложена нравственно-этическая система, которая цементировала бы и актуализировала ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, перемену как продуманную организацию межурочного пространства, внеурочную деятельность, обеспечивая их этическим содержанием.

Важно также, чтобы образовательная деятельность, выполняя свои познавательные функции, была нацелена на реализацию воспитательного потенциала учебных дисциплин, а каждый педагог нёс положительный заряд взаимодействия с детьми, основанный на уважении к ним, принципах возрастного, личностно-ориентированного и субъектного подхода.

Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом открывают человеку глаза на самого себя. На часах общения я призываем своих учеников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали, и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

В содержательном основании бесед «Азбука нравственности» заложено познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

В подростковом возрасте такой час общения может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков, в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни людей в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся и должно стать основой диалога с растущей личностью. Здесь необходимы те психолого-педагогические механизмы, которые позволяют выстроить действенное диалогическое взаимодействие с подростками на уровне их возраста, пробудить их мысли и чувства, вызвать стремления выразить свои мнения, направить к совместному поиску истины, пробудить желание оценить себя, наметить пути к самосовершенствованию.

5 класс час общения «Тепло родного очага»

9 класс час общения «Изменяй себя, изменяя мир».

Примером может служить канва диалога этического занятия с подростками «Поспешай делать добро».

Занятие начинается с двух маленьких экспериментов.

В первом детям предлагается в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, педагог предлагает подчеркнуть те, которые имеют отношение к нравственности. По окончании работы желающие читают свой набор слов, отражающих моральный контекст.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с нравственными проблемами. Как вы думаете, почему?

Вот та завязка, с которой начинается диалог. И на нравственные проблемы подростки вышли сами, анализируя свой опыт, свои мысли.

Для достижения поставленных целей в классе можно использовать следующие формы работы с классным коллективом:

1. Тематические классные часы по нравственной тематике.

2. Изучение нравственного наследия мира.

3. Организация циклов бесед «Уроки нравственности».

4. Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

5. Праздники, сюрпризы, конкурсы.

6. Экскурсии, походы, поездки.

7. Коллективное творческое дело.

8. Родительские собрания.

Из личного опыта работы.

Взяв классное руководство, я начинаю первый классный час с определения приоритетов жизни нашего коллектива.

Девиз: «Я+ТЫ= МЫ»

Жизненная позиция коллектива: «КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?»

Но коллектив надо создать. Как? Строим «дом».

Тепло , уважение, понимание, забота и любовь – бревенчатые венцы нашего дома.

На занятиях в игровых упражнениях мы попробуем сформировать разнообразные навыки общения. Навыки помогут нам почувствовать себя увереннее, безопаснее.

 

Свои взаимоотношения с учащимися учитель осуществляет главным образом с помощью словесных воздействий, которые можно разделить на три вида:

организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение от ошибок в работе и др.);

оценочные (похвала, критические замечания, осуждение и др.);

дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание-вопрос, повышение интонации и др.)

Слово – наш инструментарий.

Законы коллектива

Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Закон добра . Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы. Прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям.

Закон любви. Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его.

Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

Закон памяти. Народ, забывший свою историю, погибнет. Помни о своём народе и своей истории.

Закон старости. Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел.

Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Родительское собрание о ВЫБОРЕ ДРУГА для своего ребёнка и ученики о дружбе.

Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственном выборе.

Такое осознание заостряет процесс «думания» учеников, становясь кульминацией занятия. Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога подростки осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения.

Сам процесс нравственного развития школьников следует рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности, обеспечивающего накопление, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения.

В соответствии с этим важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания является его последовательная поэтапность. Внутри каждого этапа также заложены в соответствии со стоящими задачами и обеспечивающие их принципы и методические подходы.

На первом этапе, когда субъектность ученика сравнительно невелика, педагог стремится вызвать его интерес к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. Достигает он этого с помощью широкого спектра насыщения школьников нравственными знаниями, эмоционально и деятельностно окрашенными формами их включения в игру, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие, практические формы деятельности с учётом возрастных особенностей детей, их уровня воспитанности.

 

На втором этапе, когда наблюдается расширение сферы субъектного начала личности школьника, необходимо эмоционально-образное сосредоточение учеников на нравственно ценных ориентирах их жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности.

Пишем письмо ветерану. Усиление эмоционального начала психологи связывают с культивированием гуманности. Этому способствует разбуженная эмоциональная сфера ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание приведут к конкретизации и обоснованию собственной нравственной позиции ученика в повседневной жизнедеятельности.

На третьем этапе ситуациях нравственного выбора. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её начала.

Час общения «Измени мир, изменив себя». Этот классный час является своего рода итогом работы, которую я проводила с 6-го класса. Эта тема является актуальной для девятиклассников. Кому-то в скором времени предстоит вступить во взрослую жизнь, в которой многое будет зависеть от них самих. Для тех ребят, кто продолжит свое обучение в старшей школе, вопрос взаимоотношений с миром тоже важен.

В течение классного часа было несколько тренингов, после которых ты начинаешь задумываться, что прежде чем изменять мир, нужно изменить самого себя.

Четвёртый этап, направленный на создание условий для нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению школьников, самооценки через нравственный потенциал личности, характерен развитием нравственного отношения к самому себе, уважения к своим человеческим достоинствам, осознания себя равным другим и рождением ответственности за последствия своего поступка, поведения.

На этом этапе следование нравственным принципам и нормам поведения обусловлено внутренним принятием их личностью. Данные нормы становятся устойчивым требованием школьников к себе, убеждением.

Удачи всем. Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр презентации

Морально-ценностный аспект воспитания ученика как носителя познавательной инициативы. Гошева Т.Н., учитель МАОУ лицея №10 г.Советска

Процесс воспитания школьников за последнее время претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества, когда происходит переоценка системы общественных отношений, когда жестокие войны, межнациональные конфликты, рост преступности и наркомании и многие другие социальные явления поставили под сомнение многие педагогические идеи и принципы, школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому.

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носитель социально-ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющая личностное «я».

Личность определяется тем, что она знает, что она ценит, что и как она созидает, с кем и как она общается, каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.

Развивать положительные эмоции учащихся. Умение прощать. Умение управлять страхом. Создание условий для уважения чужого мнения учащимися. Научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины.

5. Классный руководитель должен сделать все возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела, поможет им преодолеть трудности совместного общения.

Формы работы с классным коллективом: 1. Тематические классные часы по нравственной тематике. 2. Изучение нравственного наследия мира. 3. Организация циклов бесед «Уроки нравственности». 4. Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины». 5. Праздники, сюрпризы, конкурсы. 6. Экскурсии, походы, поездки. 7. Коллективное творческое дело. 8. Общение с родите- лями.

Девиз нашего класса . Жизненная позиция коллектива . Кто, если не мы!

СТРОИМ ДОМ ТЕПЛО УВАЖЕНИЕ ПОНИМАНИЕ ЗАБОТА ЛЮБОВЬ

Законы коллектива Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив. Закон добра . Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе. Закон заботы. Прежде, чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Закон любви. Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся его. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

Закон памяти. Народ, забывший свою историю, погибнет. Помни о своём народе и своей истории. Закон старости. Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован. Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободным. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека. Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Ученик родитель учитель

Выбор друга для своего ребёнка…

Дети дружат душой, взрослые — разумом.

В содержательном основании бесед «Азбука нравственности» заложено познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные. Час общения «Измени мир, изменив себя»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации