Доклад «Воспитание морально-нравственных ценностей у подростков с ОВЗ, как средство развития зрелой личности»

2
1
Материал опубликован 13 December 2016 в группе

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить воспитанника с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

     Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание.

     Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить воспитанника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Эффективность нравственного воспитания возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в различных формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

При условии правильно организованной воспитательной работы, повышается вероятность приобретения черт нравственно – устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться в социуме.

Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Формирование такой личности нужно начинать с нравственного воспитания. Необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанными с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, нравственными, эстетическими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется, представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются.

В 2014 году под моим руководством был 7 класс - подростки 13-14 лет и я столкнулась с определенными трудностями: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность, отсутствие чувства меры, неспособность предвидеть последствия собственных действий, конфликтность, агрессивность, жестокость. Поэтому для решения данных задач возникла необходимость разработки и внедрения программы «Воспитание морально-нравственных ценностей у подростков с ОВЗ, как средство развития зрелой личности».

Программа основана на нравственном воспитании, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений подростка с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Воспитание нравственных начал личности - наиважнейшая задача. Чем быстрее ребёнок освоит, поймёт нормы правильного поведения в обществе, тем быстрее он адаптируется в нашем многообразном мире и тем быстрее будет заметен процесс, в становлении зрелой личности.

Цель программы: воспитание морально-нравственных ценностей; формирование необходимых знаний и умений, способствующих развитию зрелой личности; использование полученных знаний в практических целях для коррекции межличностных отношений; формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения; повышение уровня культуры школьников.

Задачи:

- формирование устойчивых морально-нравственных свойств зрелой личности воспитанника;

- развитие навыков культурного общения и поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка;

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых, чуткого, заботливого отношения к друзьям, товарищам, родным и близким;

- повышение уровня общего развития;

- помогать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм.

Данная программа делится на блоки, включая темы, актуальные для формирования морально-нравственных качеств и общей культуры в целом.

Основные блоки работы

1.Я и я (формирование потребности самовоспитания своих моральных качеств, воспитание культуры общения и поведения).

2.Я и общество (воспитание понимания принадлежности к коллективу, стремление сочетать личный и общественный интерес, создание атмосферы дружбы и товарищества, взаимовыручки).

3. Я и Отечество (воспитание чувства патриотизма, мужества, чести, верности к Родине, закрепление духовных традиций).

4.Я и семья (формирование представлений о семейных ценностях, воспитание семьянина).

Для реализации поставленных целей и задач была проведена диагностика и выявление уровня сформированности морально-нравственных ценностей и поступков у подростков данного класса. Были использованы следующие методы исследования:

- наблюдение;

- беседы;

- проведение диагностических методик:

• методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной

воспитанности;

• тест «Нарисуй отношения»;

• анкетирование «Взаимоотношения в классе»;

• диагностика отношения к жизненным ценностям.

На основе полученных данных и строилась дальнейшая работа с детьми.

Для повышения интереса к занятиям по нравственному воспитанию заинтересованности учащихся в улучшении результатов и других видов деятельности имело важное значение оформление «Доски достижений» с фотографиями, грамотами воспитанников, что и было сделано в нашей квартире.

По моей теме - проблеме были выбраны следующие формы работы с детьми:

-коррекционно-развивающие игры, игры-беседы, игры-викторины, беседы-диалоги с игровыми ситуациями;

-инсценирование ситуаций, рассказов;

-воспитательские часы в виде диспутов, бесед, круглого стола, практикума;

-рассказы, разъяснения, этические беседы, творческие задания;

-целевые прогулки, экскурсии;

- открытые воспитательные, спортивные мероприятия

Приоритетным направлением воспитания должно быть формирование морально-нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом воспитания. Для этого необходимо развивать в нём доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру.

Чтобы мотивировать детей к нравственным поступкам, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, использовать положительные примеры из жизни, личный пример. Высокую целительную силу, настрой на жизнеутверждающий лад, хорошее настроение детей вызывают массовые мероприятия и праздники, организация выставок детского творчества, рисунков, поделок, а так же проигрывание различных ситуаций и выход их них.

Примеры упражнений.

РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИ

Упражнение выполняется в парах; оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют.

Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.

Твой друг попросил у тебя твой любимый плеер, а вернул его сломанным. Твои действия, слова.

Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?

Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?

Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ

Цель: Развитие творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения и поведения.

Детям раздается несколько последовательных картинок (по числу участников) с общим сюжетом, представляющих собой основу для связного рассказа. Каждый выбирает себе одну картинку и готовит по ней рассказ (но все вместе раскладывают картинки по порядку, чтобы иметь представление об общем сюжете).

Для лучшего усвоения материала в своей работе использую этические игры. (Кривчинкова Э.Н. Этическая игра как средство формирования нравственных и социальных устремлений ребенка// Этическое воспитание, 2005, № 1)

Задания №1: «Тумба честности». Перед выполнением задания спросить у детей, что такое честность. Можно предупредить их о том, что если они не хотят отвечать правду на заданный вопрос, то лучше промолчать, чем сказать неправду. Выбрать один из предложенных вопросов, встать на «Тумбу честности» и ответить на него.

Задание №2: «Волшебный стул» Перед выполнением задания напомнить детям, что говорить правду о себе легче, чем выслушивать её от других. Важно настроить детей на положительные высказывания и не заставлять ребенка садиться на «Волшебный стул», если он этого не хочет. Сесть на стул и послушать мнение коллектива о себе.

Задание №3: «Панорама поступков» Выбрать 10 плохих и 10 хороших поступков. Попросить детей прокомментировать свои ответы, заострить внимание на поступках, несущих угрозу жизни.

Задание №4: «Оцени ситуацию» Прослушать ситуацию и сказать, какими качествами характера обладает герой. Попросить детей поставить себя на место обиженного и высказать свои чувства.

Задание №5: «Законы коллектива» Подумайте вместе и решите, какие законы важно соблюдать каждый день, чтобы ни у кого не портилось настроение? Взять с детей обещание выполнять те законы, которые они выбрали и каждый месяц поощрять тех, кто ни разу не нарушил их.

Немаловажное значение играют отношения между воспитанниками в коллективе, поэтому очень часто провожу с подростками такие небольшие пятиминутки:

«Этические пятиминутки»: коллективный поиск выхода из уже создавшихся конфликтных ситуаций и определение способов их преодоления.

«Этическую зарядку»: каждодневная установка на доброжелательность, уважение в отношениях с другими.

Большое внимание в работе с подростками уделяю формированию чувства патриотизма, сопричастность к героической истории Российского государства. В этой области были проведены 2 экскурсии к памятнику Воинам, погибшим в годы ВОВ и к памятнику Труженикам тыла, возложение гирлянд. Были проведены и другие мероприятия:

1.Воспитательский час-презентация «Факты о ВОВ».

2.Подготовка к смотру строя и песни.

3.Декоративно-прикладное творчество (открытки для ветеранов и выпуск школьной газеты).

4.Беседа «Россия-Родина моя».

Все это способствовало закреплению элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России.

Большую работу провожу по воспитанию семейных ценностей, чтобы у воспитанников формировалось правильное представление о семье, уважение к старшему поколению, защита и помощь младшего поколения. Проводились следующие занятия:

1.Беседа- игра «Семья - а что это?»

2.Дискуссия « Семейные традиции».

3.Воспитательский час «Семейный бюджет».

4.Круглый стол «Что значит быть хорошим сыном».

Большая работа проводится при повседневной и трудовой деятельности ведь уборка квартир, пришкольного участка, дежурство в столовой и по школе так же играют важную роль в воспитание морально-нравственных ценностей. Эти мероприятия способствуют развитию таких важных качеств как: трудолюбие; помощь другим; соблюдение определённых норм и правил в обществе; ответственности не только за себя, но и за окружающих; созданию атмосферы товарищества в классе.

В рамках моей программы подростки получают представления о многих понятиях морали и нравственности, которые я стараюсь привить через различные побудительно-оценочные методы и приемы:

- поощрение, осуждение, порицание, наказание.

- прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);

- требование-просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);

- требование- доверие: «Я не сомневаюсь, что ты сможешь…»;

- требование – одобрение: «Молодец. Вовремя помог товарищу»;

- показ положительного действия: «Посмотрите, как нужно…»;

- контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).

Учу воспитанников совершать больше положительных, обдуманных поступков, а если оступились, пытаюсь вместе с ними разобраться, проанализировать ситуацию. Всему этому способствуют такие беседы:

1.«Как научиться жить без конфликтов».

2.«По каким правилам мы живем».

3. Воспитательский час «Я культурный человек».

4.Беседа- рассуждение «Мое место в жизни».

Таким образом можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

У подростков появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Стремление подростков к моральным знаниям обусловлено интересом к собственной личности.

Для воспитания морально-нравственных ценностей подростков и в дальнейшем необходимо выстраивать работу в соответствии с разработанной мной программой, ключевым системообразующим средством которой является индивидуально-дифференцированный подход. Поэтому необходимо сформировать сознательную установку на воспитание морально-нравственных качеств в себе, чтоб стать зрелой личностью и существовать в социуме.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Поделилась опытом работы по своей теме-проблеме.

13 December 2016

Похожие публикации