Урок русского языка в 7 классе на тему «Морфологический разбор предлога»
МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Курская область Льговский район
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Галина Николаевна
Урок 105. Морфологический разбор предлога (75-я годовщина битвы на Курской дуге)
Цели деятельности педагога |
Познакомить учащихся с образцом морфологического разбора предлогов; формировать навык морфологического разбора; повторить порядок синтаксического разбора простого осложнённого предложения; продолжить формирование орфографических и пунктуационных навыков; уметь конструировать словосочетания с предлогами |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать порядок морфологического разбора предлога; производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа |
методы и формы |
Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Морфологический разбор предлога |
Организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации |
Универсальные |
Промежуточный |
1. Актуализация и пробное учебное действие |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа |
Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). Здравствуйте, ребята. Совсем скоро мы будем отмечать 75-годовщину битвы на Курской дуге. Наш урок мы посвятим этой дате. Подвиг Советского народа на Огненной дуге принадлежит не только прошлому. Он живет в настоящем, в его уроках, доставшимся наследникам Великой Победы. Эпиграф урока: Земля, овеянная славой, Навеки сердцу дорога: И слева памятник, и справа, Здесь поля русского оправа – Орловско-Курская дуга. (В.Семернин) Синтаксический разбор предложения (текст на слайде). Пятьдесят дней и ночей, с 5 июля по 23 августа сорок третьего года продолжалась Курская битва – Объясните орфограммы, встретившиеся вам в предложении. – Объясните знаки препинания. – Разберите по составу слово третьего. – Образуйте от глагола продолжалась все возможные формы причастий и деепричастий. Какие формы вы не смогли образовать, почему? – Выпишите из предложения словосочетания с предлогами, охарактеризуйте предлоги1 |
Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли |
Уст- и уп- в тетрадях |
2. Выявление места |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
Беседа по вопросам. – Что называется предлогом? – Для чего служит предлог? Что выражает предлог? – Какими предлоги бывают по своему составу? – Какими предлоги бывают по своему происхождению? – Являются ли предлоги членами предложения? – Не заглядывая в учебник, составьте план морфологического разбора предлога |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Обдумывают ответы на вопросы |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Вопросы для уточнения информации, уст- |
Физкультминутка |
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, А потом наоборот. (Повороты корпуса.) Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! (Приседания.) И в последний раз присели, А теперь за парты сели. (Школьники садятся |
Выполняют элементарные физические упражнения под руководством ответственного за проведение физкультминутки учащегося |
Фронтальная |
Выполнение физических упражнений |
||
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Знакомство с порядком морфологического разбора предлога (параграф 56, с. 142). Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке |
Отвечают на вопросы. Делают выводы, выполняют письменное задание, работают с учебником |
Фронтальная, индивидуальная |
Уст- |
|
4. творчес- кая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа |
Задание 1. С данными предлогами придумайте словосочетания (материал на слайде). Ввиду, к, навстречу, из-за, вследствие, из-под, вокруг, по, среди, с, насчёт, о, в продолжение, за, под, меж. – Выполните морфологический разбор одного производного и одного непроизводного предлогов. – Какие из данных предлогов являются синонимами? – Охарактеризуйте каждый предлог. Организует и сопровождает деятельность обучающихся Диктант. В Курской битве участвовало 4 миллиона солдат и офицеров, около семидесяти тысяч орудий и минометов, более тридцати тысяч танков, до двенадцати тысяч боевых самолетов. Пятьдесят дней и ночей, с 5 июля по 23 августа сорок третьего года продолжалась Курская битва. |
Принимают участие в работе, отвечают на вопросы, выполняют задания, выделяют главное, устанавливают причин- но-след- ственные связи между от- дельными языковыми явлениями |
Групповая, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность чих группах |
Вопросы для уточнения информации, уст- и уп- в тетрадях |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах |
Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с применением «Конструктора ситуационных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268) |
Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Индивидуальная |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли |
Практическая работа в тетрадях, уст- |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса |
Выполняют упражнения 341, 345, 346 |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Выполнение заданий и уп- в тетрадях |
7. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
Задание. Спишите, раскрывая скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор выделенных слов. Видна роль в битве под Курском принадлежала советской ав..ации. здесь, (в)ожесточе(н,нн)ых воздушных боях, зак..лилась зам..чательная плеяда мастеров воздушного боя: Покрышкин, Кожедуб, Ворожейкин. Бе..мертный подвиг 6 июля сов..ршил летчик(истребитель), старший лейтенант А.К.Горовец, единстве(н,нн) в мире, сбивший в одном бою 9 неприятельских самолетов. |
Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Оценивание рабо- ты уча- щихся |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) |
Заключительная беседа по вопросам |
Приём «Телеграмма» Вариант 1. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте Вариант 2. Напишите письмо солдатам ВОВ. |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
Листы обратной связи |
9.Домашнее задание. |
Написать мини-сочинение на тему: «…И разогнулась Курская дуга». |
Сафонова Елена Валерьевна