12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Цыганова Анна Васильевна630 МАОУ СОШ №3, г.Кировград Свердловской обл. Россия, Свердловская обл., Кировградский ГО |
Мотив единения человека с природой в лирике И.А.Бунина
Мотив единения человека с природой в лирике И.А.Бунина
Творчество Ивана Алексеевича Бунина многогранно: он автор лирических стихотворений и непревзойденный мастер прозы. Природа в его произведениях всегда одухотворенна и слита с человеческой душой. Изображение природы в её единении с человеком становится важным мотивом в лирике Ивана Алексеевича Бунина. Поэт пишет о гармонии природы, чувствует своё слияние с ней уже в первых своих стихотворениях:
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей! [2, с.53]
Это ощущение общности природы и человека, осознание величия бытия, созерцание красоты окружающего мира – вот те основы пейзажной лирики И.А.Бунина, которые он пронесёт через всё творчество.
Во многих стихотворениях о природе мы не увидим образа лирического героя, зато сумеем насладиться прелестью спокойного, умиротворяющего пейзажа. Через созданную так картину мира Бунин дает читателю возможность понять её божественную красоту и неповторимость. Так в стихотворении «Розы» поэту удается через яркий ряд олицетворений передать любование цветами, распустившими свои бутоны:
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.[2, с.143 ]
Часто в пейзажных стихотворениях Бунина важно присутствие человека, сопереживающего, тонко чувствующего и соотносящего себя с миром природы.
И сердце в тайной радости тоскует,
Что жизнь, как степь, пуста и велика. [2, с.318]
Но и окружающий мир тоже соотносится с человеком:
- Путь далек, глухая степь безмолвна.
Ночь печальна, как мои мечты.[2, с.93]
Человек и природа составляют единое целое, они неразрывны между собой, поэтому, читая лирику И.А.Бунина, невольно обращаешь внимание на это взаимопроникновение. В стихотворении «Радуга» поэт сопоставляет радужный свод как божественную волю с ярким финалом жизни человеческой. Только тот, кто является избранником великого творца, тот, на кого снизойдет благодать Божья, сможет достичь каких-то высот.
…Лишь избранный творцом,
Исполненный господней благодати, -
Как радуга, что блещет лишь в закате, -
Зажжется пред концом.[2, с.365]
Здесь перед нами Бунин - философ, задумавшийся о бренности жизни, о неминуемой смерти. Поднимая вечные вопросы, поэт соотносит человеческую судьбу и вечность природы:
Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой. [2, с.336]
Мы понимаем, что смерть неизбежна, она не пугает лирического героя, осознавшего, что всё останется: и небо, и море, и порхающая бабочка.
Природа вечна и незыблема, только ей подвластно время. В стихотворении «Клад» поэт скажет:
Степные звезды помнят, как светили
Тем, что теперь в сырой земле лежат…[2, с.396]
Казалось бы, вот он символ вечности – ночные звезды, помнящие всё и всех, но в стихотворении «Звезда, воспламеняющая твердь» образ падающей звезды ассоциируется у лирического героя с её смертью, она «летит в своё последнее паденье», и луна уходит мертвецом в иной край, «испив по капле смертную цикуту![2, с.132] Но даже в этих строках мы невольно начинаем сопоставление смертности человека и вечности природы, которая здесь вдруг тоже изображается способной умереть. Это говорит о сопереживании человека, видящего падение звезды, о его слиянии с жизнью природы и благодарности за гармонию и совершенство мира.
Природа у Бунина имеет божественное начало. Представ на суд Божий, лирический герой задумывается о земном счастье:
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.[2, с. 361]
Нет большей благодати, чем та, что создана Богом на земле, отсюда и ощущение счастья бытия:
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне. [2, с.246]
И благодарности, обращенной к Создателю:
Как, господи, благодарить
Тебя за все, что в мире этом
Ты дал мне видеть и любить
В морскую ночь, под звездным светом.[2, с.414]
Человек – венец природы, лучшее её творение. В лирике И.А.Бунина мотив единения человека с природой перерастает в ощущение их родства, душевной близости.
Стихотворение «На просёлке» открывает перед нашим взором картину раздольного степного поля, на котором серебрится ячмень, васильки зацветают, овсы зеленеют и «ветерок зажигает душистый».
И вливает отраду мне в грудь,
И свевает с души он тревоги…[2, с.65]
Природа способна откликнуться на чувства героя, изменить его взгляд на мир, наполнить радостью. Это понимает и лирический герой стихотворения «Ландыш», осознающий, что запах первого весеннего цветка «..навек сроднился с чистой – молодой»[2, с..354] его душой.
Герой стихотворения «Воспоминание», слыша из распахнутого окна шепот сада, дождевые капли, свежий запах цветов, признается:
Засыпаю в постели прохладной,
Очарован их [цветов] дрожью растущей,
Молодой, беззаботный, с отрадно
Думой-песней о песне грядущей.[2, с.353]
Не только отрадными могут быть мысли лирического героя, навеянные встречей с природой. В стихотворении «Листья падают в саду» мы можем проследить смену чувств героя: сначала душу его наполняет веселье, он рад своей молодости, ожидает любви и счастья вопреки осеннему мраку и холоду, грустному шелесту листьев, потом душа его болит, слезы теснят его сердце, и сама природа, угрюмая и печальная, вторит переживаниям лирического героя:
Сердце слезы мне теснят,
И, кружась в саду угрюмом,
Листья желтые летят
С грустным шумом! [2, с.77]
Наполненность душевной радостью или грустью является следствием слияния мира человека с гармонией природы, её совершенством. Поэт прямо говорит о своих чувствах:
Божий мир люблю я, - в вечной смене
Он живёт и красотой цветёт…[2, с.388]
Чем же был мир природы для Ивана Алексеевича Бунина, тонкого ценителя русского пейзажа? Ответ на этот вопрос находим в высказывании самого поэта: «Мы слиты с природой. Мы часть её. Если не любить природы, не можешь понимать и любить человека».[3, с.96]
Всё творчество И.А.Бунина пронизано этой мыслью – в природе заключена великая сила, истоки вечно обновляющейся жизни. Зная всё это, убеждаешься в правоте взгляда поэта:
Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия [2, с.101].
Пейзажная лирика И.А.Бунина наполнена одной большой любовь ко всему живому, пониманием целостности мира и человека. «Счастье только знающим дано», - признается поэт в одном из своих стихотворений.[2, с.246] В его лирике передано ощущение загадочной и в то же время нерасторжимой связи человеческой души и природной, вера в мудрость и красоту живого, бесконечно обновляющегося мира.
И.А.Бунин понимал, что счастье в самой жизни, в осознании единства красоты человека и природы. Этот мотив становится сквозным, соединяет все наследие писателя. Бунинское понимание природы есть выражение его философско-эстетической позиции - стремление человека к вселенской гармонии.
Список литературы
Благосова, Г.М. Омельян, А.М. Человек и природа в рассказах И.А.Бунина и Ю.П. Казакова [Текст] / Г.М.Благосова, А.М.Омельян // Знание. Понимание. Умение. – 2007. - №3. – С. 189-194
Бунин И. А. Собрание сочинений: в 6 т. Т.1.– М.: Художественная литература, 1987.
Одоевцева, И.В. На берегах Сены. М., 1989
Смирнова, Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.