12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хуснетдинова Ильмира Маратовна53

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях

Все мамы и папы понимают, что самым сложным в отношениях с детьми является не убеждение, а мотивация их совершить что-либо. “Ты ничем не интересуешься”, “Сделай уже что-нибудь”, - подобные фразы зачастую произносят родители. Нужно разобраться - как в действительности допускается грамотно мотивировать малышей.

Что такое детская мотивация? Мотивация - это толчок, который заставляет человека совершить что-либо. Одобрение, отличные оценки, финансы, лакомства образовывают позитивную мотивацию, а брань, наказание и неудовлетворительные оценки - негативную.

Принципы мотивации. Как мотивировать малыша? Достаточно придерживаться несложных принципов. Чтобы их выполнить нужно немного преобразовать себя, приложить некоторые усилия.

1.Ребёнок всегда обязан получать ответ на свои проблемы.
Учителя и родители должны обращать внимание на интересы ребенка, в особенности примечая те, которые сопряжены с получением новых умений и знаний. Нужно изучить всю информацию из той сферы, которая привлекает ребенка. Окружение малыша оказывает большое воздействие на него.
В 
школе ребята находится большое количество времени. Поэтому атмосфера в ней обладает огромной значимостью.

2.Плохие оценки удручают. Запрещается отводить этому чересчур много интереса, а тем более сравнивать достижения ребёнка с отметками других детей.

3.Запрещается слишком сильно нагружать малыша.

4.Угрозы и санкции не смогут оптимально мотивировать кого бы то ни было.

Вот несколько рекомендаций о том, как можно помочь ребенку ощутить интерес к какой-либо деятельности.
1)Установить цель. Нужно составить точный перечень тех видов работ, к которым желательно увлечь ребёнка. Так малыш будет иметь возможность приобрести знания о всевозможных предметах, например, о танцах, физкультуре, музыке, науках и садоводстве. С помощью этого можно узнать, к чему ребёнок проявляет интерес, а также это позволит ещё больше исследовать малыша.
2)Определить требования.
Желательно заранее определить отдельные рациональные, но не слишком трудоемкие в исполнении требования к чаду. К примеру, можно условиться о том, какие дела он обязан исполнять дома.
3)Продемонстрировать на своем примере.
4)Мамы и папы зачастую обладают предрасположенностью к наставническим разговорам. В связи с этим они значительно меньше интересуются тем, как их личный пример может воздействовать на способности ребенка. Нужно понимать, что именно персональный пример оказывает на ребят наиболее значительное воздействие. Можно пользоваться своей моделью жизни, для того чтобы совершенствовать нрав, круг интересов и увлечений малыша, а также его мотивировку.
5)Совершенствовать навыки. Принципиально важно посодействовать ребенку в приобретении любых новых знаний и умений. Может быть, какими-то из этих новых видов деятельности малыш будет увлекаться еще многие годы. Кроме того, это, безусловно, вовлечет ребёнка в общество.
6)Предоставлять тайные подсказки. Это поможет убедить даже самого бездеятельного малыша выразить заинтересованность к чему-либо. Но нужно делать это аккуратно, не прибегая к давлению. Можно оставлять различные мотивирующие объекты в области, которую постоянно наблюдает малыш. Это могут быть различные книги, игрушки, инструменты и так далее. Такие действия могут принести серьёзные плоды, но нельзя ещё сильнее помогать малышу, предоставляя ему возможность самому взаимодействовать с подобными подсказками.
У каждого учителя есть свои маленькие изобретения и секреты, как сохранить интерес учащихся, как развивать их творческую активность. В своей педагогической деятельности больше всего использую следующие приемы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях:

Подготовка/оформление кабинета к новому учебному году. Оснащение учебного кабинета техническими средствами обучения. Оформление учебного кабинета к различным праздникам (Международный женский день, День знаний, Пасха, Масленица, Новый Год, День защитника Отечества, День именинника и т.д.)

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Для этого в учебном кабинете есть игровая зона, где дети могут провести свободное время (игры в шашки и шахматы, пазлы, мозаики и т.д)

Мы организуем выставки рисунков, писем, поделок, результатов проектной деятельности. Обучающиеся показывают свои работы сверстникам из других классов, друзьям, родителям.

Занимательность, необычное начало урока, через использование фрагментов, игровые  и соревновательные формы – это следующий прием, который я использую на уроках.  Значение игровой ситуации невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение. Использую различные игровые ситуаций (включая разгадывание загадок, кроссвордов, рифмовок, инсценирование песен, стихов, сказок,  анаграммы, «Чудесные превращения», «Путаница, «Хитрые слова». ) обеспечивает постоянный интерес детей к  речевой деятельности на уроках. 

Во время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, , составления презентаций,. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии,  фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее.

Проводим большое количество разнообразных опытов и экспериментов с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Самыми любимыми у детей являются приемы:

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Приём “Удивляй”. Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете она меньше какой птицы?

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с живым Киви.

При знакомстве с текстом или рассказом использую приём “Прогнозирование”. Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете о ком или о чём пойдёт речь.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использую формы организации нестандартного начала урока: эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей». Мешок настроений. Мимические упражнения.Рифмованное начало урока. Психологическая установка на урок. Интегрированная разминка.

В завершения урока бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. Все мы знаем, что причины мотивации, которые заставляют младших учащихся лучше учиться -хорошая отметка на уроке.

Таким образом, самый надежный метод, чтобы мотивировать малыша состоит в том, чтобы создать у него четкое осмысление того, чем он увлекается, и значение усилий, которые он к этому прилагает. Задача взрослого - предоставить ребенку шанс сделать выбор, лишь мотивируя его результат.


Учитель начальных классов: Хуснетдинова И.М.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.