12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Московая65
Россия, Ростов-на-Дону

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное казённое учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4»







Консультация на тему: «Методы и приемы мотивации в ДОУ»

 

 

 










 

 

                                                                                   Подготовила:  

                                                                                                Московая Е.С. 




 

 

Ростов – на - Дону, 2020

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

                                                              В. А. Сухомлинский

 

В своей работе, воспитывая и обучая детей, я руководствуюсь стандартами ФГОС, в котором достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышам познавать мир. В игре они наблюдают, запоминают, развивают фантазию, выстраивают системы взаимосвязей. Игра позволяет решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.  С помощью игры можно помочь детям осознать самих себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения. 

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевает активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Тем не менее, педагоги продолжают «заниматься» с детьми, но так, что сами дети об этом не догадываются, а длится этот образовательный процесс в течение всего дня, вовлекаясь в различные режимные моменты. 

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. 

           Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.  

Для чего вообще нужна эта мотивация? 

Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений. 

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач: 

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков. 

Повысить познавательную активность и работоспособность детей. 

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления. 

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры. 

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. 

           Метод - способ воздействия или способ передачи знаний. 

            Прием — варианты применения данного метода. 

 

 Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности. 

1. Игровые методы и приемы в обучении детей: 

дидактические игры 

подвижные игры 

игры-забавы, инсценировки. 

На первом плане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. Ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. Зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. Дети  показывают пример, как правильно одеваться.

Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). Например: дети, собираясь на прогулку, находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите, солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности. 

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие) 

Новизна (Незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи) 

 

Игровые приемы: 

а) Внесение игрушек, 

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем зверушками) 

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит") 

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.) 

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки. 

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом). 

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает). 

з) интригующие обстановки. 

2. Словесные методы и приемы: 

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок. 

2) Разговор, беседа. 

3)Рассматривание картинки, инсценировки. 

 

Приемы: 

 

Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет. 

Просьба произнести, сказать слово (это платье). 

Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори"). 

Подсказывание нужного слова. 

Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем). 

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята). 

Вопросы. 

Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)"). 

Повторение слова за воспитателем. 

Пояснение. 

Напоминание. 

Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки). 

3. Практические методы: 

1)Упражнения (оказание помощи). 

2)Совместные действия воспитателя и ребенка. 

3)Выполнение поручений. 

4. Наглядные методы и приемы: 

1)Показ предметов, игрушек. 

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых. 

3)Рассматривание живых объектов. 

4)Показ образца. 

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа. 

6)Диафильмы. 

Приемы: 

Непосредственное восприятие предмета, игрушки. 

Показ с называнием (это кролик). 

Пояснение к тому, что видят дети (это Маша пришла; Маша идет гулять; иди, Маша, иди; ой, побежала Маша и на пенек села). 

Просьба-предложение (Федя, давай, покорми птичку). 

Многократное повторение слова. 

Активное действие детей. 

Приближение объекта к детям. 

Задание детям (иди, Вова, покорми улитку). 

Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные). 

Художественное слово. 

Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка"). 

Выполнение игровых действий. 

 

  

Выделим восемь типов мотивации: 

 

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые. 

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками. 

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании. 

Например: (для младшей и средней группы). 

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята,  она  сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть. 

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями. 

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков. 

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп. 

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками). 

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». 

Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. 

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе. 

Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности. 

Например: 

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Поможете мне?  Можно сделать разноцветное печенье. 

 

 Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки. 

Коллективные работы, коллажи «Ваза с цветами», «Подводный мир», «Волшебный телевизор» и другие. Можно использовать в итоговых мероприятиях по теме недели. 

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы. 

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. 

Вы сообщаете  детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки. 

Например: 

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Маша собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить? 

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня. 

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах. 

Четвёртый тип мотивации - «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или близких. 

Например:  Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить. 

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве. 

Пятый тип мотивации «Художественное слово». Использование стихов, песенок, потешек, загадок и т. д. Этот тип мотивации можно использовать во всех возрастных группах. 

Шестой тип мотивации «Словесный». Она осуществляется только по словесному указанию. Это проблемные ситуации, прием соревнования, просьба. 

Например: 

Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.  

Дюймовочка хочет  написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. 

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых  мероприятиях  (в старшей и подготовительной группах). 

Седьмой тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, чудесный мешочек, плакаты. 

Восьмой тип мотивации «Использование ИКТ». 

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. 

 

 Например: Игра – викторина «Волшебный сундучок», игра «Узнай сказку», игра – ассоциация «Кому что нужно для труда», а также  презентации по теме. 

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях. 

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат. 

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы. 

 

 

 

 

 

 Литература: 

 

 

1. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004. 

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997. 

3.Божович Л.И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972. 

4.Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М.: Знание,1994. 

5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1977. 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.