Статья «Методы и приёмы мотивации дошкольников на занятиях в ДОУ»
В дошкольной системе образования используются разнообразные формы работы с детьми, которые мотивируют и активизируют ребёнка на занятии. Если говорить о непосредственной образовательной деятельности, то она должна осуществляется в первую очередь на традиционных занятиях. Это к слову в защиту традиционного образования. Педагог рассказывает, дети запоминают. Детям нужно дать время разобраться в теме, вникнуть, сделать выводы. Возможно, у них возникнут вопросы, на которые мы ответим в ходе следующих занятий. Занятия по теме повторение пройденного материала можно провести в другой образовательной форме, например викторина, игра, квест. Занятия во второй половине дня можно строить в форме развлечений и досугов. Все предложенные формы очень нравятся детям. Так образовательная область становится для детей несколько загадочной, непредсказуемой и в тоже время сохраняется свою обучающую функцию незаметно и легко.
На музыкальных занятиях мотивировать и активизировать детей просто, использую разные формы и методы работы с дошкольниками.
Нужно взять во внимание, что дошкольники ещё не знают что такое уроки. Находясь в постоянной игровой деятельности, они просто отвечают на вопросы, спрашивают, что им не понятно, они любознательны и пытливы. Они многим интересуются и подчас заваливают нас педагогов вопросами о планетах, городах и странах.
Мотивировать детей на занятии помогает метод наглядности. На музыкальных занятиях мы можем рассматривать картину на проекторе или использовать раздаточные карточки. Дети начинают активно работать, отвечая на вопросы педагога, ведь всем хочется внимательно рассмотреть картину, её цвета, быть первым в ответах.
На занятиях, чтобы дети не уставали и находились в тонусе, я использую метод чередования разных видов деятельности. Например, выполнили музыкально-ритмические виды деятельности, потом слушаем музыку, далее играем в пальчиковые игры, затем поём.
Педагогу важно заранее расставить главные цели занятия, чтобы подолгу не задерживаться в деятельности, а двигаться динамично вперёд. Метод двигательной активности всегда радует детей. Он позволяет сбросить накопившуюся энергию, избавиться от негатива и найти необходимый баланс.
Чтобы внимание дошкольников не ослабевало в течении занятия можно также использовать поисковый метод. Этот метод актуален для старших дошкольников. С каждым действием на занятии мы открываем части одного целого, чтобы понять какое слово спряталось.
Если на занятии мы используем словесный метод, то этот рассказ должен быть ярким, красочным, чтобы ребёнок смог ощутить рисуемую вами картину. Мы можем рассказать о временах года, используя разные эпитеты для характеристики времени года, можно прочитать стихотворение. Все знают, что Александр Сергеевич Пушкин наш великий русский поэт очень любил осень и писал о ней вот так:
Александр Пушкин
Осень
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Очень полезен проблемный метод при организации образовательного процесса с дошкольниками. Пример. Хулиган пришёл на лесную поляну и испугал зверят. Зверята попрятались в свои домики, и боятся встречи с Хулиганом. Хулиган стал шуметь в лесу, раскидывать фантики от конфет. Детям предлагается напомнить Хулигану правила поведения в лесу, что они с удовольствием делают. Затем показывают для Хулигана сценку, в которой рассказывают, почему мы должны беречь лесных жителей и природу. Дети учат Хулигана убирать за собой мусор и наводят в лесу порядок.
Метод театрализации стал для меня последнее время незаменим. Обычно в театральной постановке хотят участвовать все дети. Ребята быстро учат роли, и им нравится выступать. Учитывая, что на праздник они будут в костюмах и гриме они заранее находятся в нетерпении. Этот метод развивает у детей скрытые творческие таланты. Ребята учатся чётко говорить, взаимодействовать с другими героями, у детей развивается память, обогащается словарный запас. Дети учатся выступать и справляться с эмоциями.
Всё это разнообразие методов и приёмов пригодится ребятам в школе, когда они будут отвечать у доски, участвовать в праздниках и досугах, защищать свой проект на конкурсе.
Используемая литература:
1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/20/motivatsiya-metody-i-priemy-motivatsii-v-dou
2.https://www.maam.ru/detskijsad/metody-i-priemy-motivaci-doshkolnikov-v-sotvetstvi-s-vozrastnymi-osobenostjami.html
3.https://www.art-talant.org/publikacii/17692-seminar-praktikum-priemy-i-metody-motivacii-starshih-doshkolynikov-kak-kachestvo-povysheniya-obrazovaniya
4.https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/2103