12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Боровских Наталья Юрьевна227
Россия, Хакасия респ., Саяногорск
1

Доклад «Развивающая игра как метод профилактики школьной неуспешности»



Развивающая игра

как метод профилактики школьной неуспешности.

В школу приходят разные дети. И мы выделяем группу учащихся, испытывающих трудности в обучении. Причины неуспешности у учеников могу быть различными, социального или биологического фактора. Общим для всех этих групп детей является негативное отношение к обучению, страх неуспеха, неуверенность в своих силах, часто снижение самооценки.

Портрет неуспешного в учебной деятельности школьника.

1. Недостаточность высших психических функций.

Временная задержка созревания и функционирования структур головного мозга: корковых, глубинных (подкорковых), а также структур, осуществляющих межполушарные связи влечет за собой недостаточность определенных высших психических функций, сказывающуюся на умственном развитии, обучении и поведении младших школьников.

2. Несформированность произвольной регуляции деятельности.

Характерна эмоционально волевая незрелость, которая сочетается с несформированностью непроизвольного и произвольного внимания, неспособность к волевому напряжению.

3. Снижение учебной мотивации.

Внутренний уход от учебной мотивации, носящий защитный характер чтобы уменьшить болезненность постоянных неуспехов, отвержение значимости школьной жизни вообще.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы.

Постоянные негативные переживания, заниженная самооценка, приводят к снижению умственной деятельности, школьники перестают полноценно использовать в учебе свои потенциальные возможности, а то и вовсе прикладывать какие-либо усилия, не справляются с заданиями, которые ранее были доступны. Чувство страха и напряжения, которые сопровождают учебные трудности, парализуют познавательную активность детей и формируют широкий диапазон поведенческий реакций: от замкнутости до выраженной агрессии.

5. Проблемы в общении.

Нарушение системы связей и отношений с другими участниками образовательного процесса: педагогами, сверстниками, родителями, приводит к адаптации по акцентуированному типу.

Представленный психологический портрет неуспешного в учебной деятельности школьника может варьироваться в зависимости от состояния физического здоровья, качества функционирования ЦНС, особенностей семейной ситуации, состояния операционально-технической и регуляционной сторон учебной деятельности учащегося при различных типах неуспешности в учебной деятельности.

И наша обязанность помочь ребенку, преодолеть сложности.

Так как ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте все еще является игра, целесообразно именно ее и использовать в своей работе.

Народная мудрость создала развивающую игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая задачи: они развивают мышление, речь, формируют организованность и самостоятельность, открывают радость познания и творчества.

Ребенок, не усвоивший учебный материал, может почувствовать в условиях игры вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к по­ложительному отношению к учению.

С помощь игры можно развить внимание, память и мышление ребенка, тем самым улучшить его успеваемость в школе.

Развивающая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она является средством для углубления, закрепления и расширения знаний.

Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

Игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки знаний, выражения эмоций, переживаний. Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.

«Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального взаимодействия является предпосылкой когнитивного развития ребенка».

Так же в игре дети непосредственно общаются между собой. Нельзя забывать, что нарушения общения, несформированность коммуникативных умений являются одним из существенных механизмов неуспешности ребенка в школе Развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки оказывается поэтому важным фактором преодоления школьной дизадаптации, то есть неспособности полноценно (в меру своих способностей и развития и не в ущерб своему физическому и психическому здоровью) отвечать требованиям, предъявляемым к ребенку массовой школой.

Игровая коррекция может проводиться в группе или с одним ребенком, соревнующимся с собственными результатами, полученными ранее. Группа — это идеальная обстановка для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов.

Прежде чем перейти непосредственно к играм, расскажу, что в этом учебном году мы с ученицей 4 класса провели исследовательскую работу по теме ВЛИЯНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ

НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, которая вошла в призеры. В ходе исследования использовалась видеосъёмка, выявлено, что ребята с увлечением выполняют разные задания, обстановка свободная, царит дружеское общение. Во время наблюдения ребятам 2-4 классов задавали вопрос «Что развивается во время этой игры?» и многие ребята показали, что понимают цель данной развивающей игры. Например, во время игры в «Танграм», ученик 2 класса Саша сообщил, что «эта игра учит думать и составлять узоры по образцу с помощью зрения и ума». Случается, что возникают спорные моменты, но ребята учатся принимать проигрыши, радоваться за своего товарища по игре, четко придерживаться правил игры.

Для сравнения успеваемости учащихся, которые играют в игры и которые не играют, в конце декабря 2015 года совместно с учителями проведена выборка из журнала успеваемости учащихся, посещающих развивающие занятия по итогам 1 и 2 четвертей. Выяснилось, что успеваемость либо осталась на уровне, либо повысилась в среднем на 0,7 баллов.

График демонстрирует положительное влияние развивающих игр на успеваемость. Следовательно, можно сделать выводы, что развивающие игры положительно влияют на успеваемость младших школьников.

Так же во время беседы, учителя отметили, что ребята стали более свободно общаться. У двоих ребят 2 и 3 класса были сложности с привыканием к новой школе и классу, так как пришли из других школ совсем недавно. Но данные проблемы разрешились незаметно и как бы сами собой. Сначала ребятам было предложено посмотреть за игрой остальных и включится в игру по желанию. На первом же занятии дети играли со всеми.

Педагогом-психологом Боровских Н.Ю. представлена диагностика внимания, памяти и мышления учащихся, посещающих кружок «Развивайка», на котором дети играют в развивающие игры, на начало учебного года и после 1 полугодия. Результаты Вы можете увидеть в таблице:

2 класс

3 класс

4 класс

Объем памяти увеличился на 37%

Объем памяти увеличился на 24%

Объем памяти увеличился на 39%

Уровень внимания повысился у 69%

Уровень внимания повысился у 23%

Уровень внимания повысился у 64%

Уровень логического мышления повысился у 56%

Уровень логического мышления повысился у 23%

Уровень логического мышления повысился у 64%

Согласно результатам диагностики показатели улучшилась у всех подопечных на от 20 до 43%. Следовательно, можно сделать вывод, что данные игры могут способствовать повышению умственных способностей, и как следствие – повышению школьной успеваемости ребят.

Как же я применяю развивающие игры в своей работе?

Одной из наиболее частых причин школьной неуспешности является отставание по русскому языку: бедность словаря, большое количество ошибок на письме, замедленное чтение и т. д. Проблемы дисграфии затрудняют обучение в школе у каждого пятого ребенка.

Игра активно включает ребенка в процесс овладения не правилами, а практикой употребления русских грамматических и орфографических норм.

В данном случае мне помогает игра «Закорючки».

С ребятами, испытывающими затруднения в математике использую игру «Крейзи пони».

На развитие зрительного внимания представляю игру «Дикие джунгли».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.