Мотивация познавательной деятельности учащихся посредством информационно-коммуникационной технологии веб-квест

6
0
Материал опубликован 26 October 2021 в группе

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТ


Перед современным образованием стоит задача поиска новых видов и форм организации образовательной деятельности. Обучение должно быть развивающим с точки зрения развития независимого критического и творческого мышления. Для этого многие преподаватели уже давно используют проектные технологии, привлекая ресурсы Интернета. Но обилие информации в сети и ее качество не только не упрощают процесс работы над проектом, но и усложняют его. Одним из возможных решений этой проблемы является технология веб-квеста.

Ключевые слова: мотивация, информационные технологии, веб-квест.


Модернизация общего образования ориентирована на достижение главной стратегической цели развития образования – обеспечение нового качества образовательных результатов. На сферу образования сегодня большое влияние оказывают технологические инновации и широкое распространение интернет-технологий. Таким образом, современные педагоги вынуждены использовать образовательную среду, интегрирующую такие технологии как онлайн-лекции, вебинары и другие обучающие мероприятия, основанные на использовании интернет-технологий.

Использование веб-квестов объединяет и реализует лучшие практики обучения в одном интегрированном виде деятельности. Одной из основных проблем в формировании информационной грамотности у обучающихся является наличие познавательных навыков, способствующих формированию зрелого мышления. Такое зрелое мышление дает ученикам возможность получать, отбирать, анализировать, моделировать информацию и принимать стратегические решения при её обработке.

Гигантские способности передовых информационных технологий, основанных на способностях сети Интернет, существуют в реализации принципа индивидуализации обучения, допускающего учет возрастных и персональных особенностей учащихся при организации учебного процесса. «Каждый может выстроить свою индивидуальную программу освоения необходимого учебного материала, располагая доступом к базам данных и к преподавателю для консультаций, осуществляя самопроверку через систему тестовых задач».[1, с. 28]

Основатель технологии веб-квест Берни Додж в 1997 году в своей работе "Некоторые мысли о веб-квестах" описывает принципы использования веб-квестов, где представлена данная технология обучения как платформа для развития когнитивных навыков на более высоких уровнях. Его коллега Томас Марч расширил функции когнитивного компонента веб-квеста, включил такие аспекты, как принципы конструктивизма в обучении, использование аутентичных задач, требующих нестандартных решений, стимулирующих познавательный интерес учащихся, повышающих их мотивацию к приобретению знаний и командной работе, что, в свою очередь, повышает уровень информационной компетентности учащихся. По данным Т. Марча, работа над проектом WebQuest помогает ученикам установить более глубокие предметные связи, почувствовать себя частью образовательного пространства и приложить сознательные усилия, для организации и оптимизации познавательной деятельности.

Под веб-квестом в реальное время в педагогике понимается образовательный web-сайт в сети Интернет, в котором доля или же вся информация, с которой трудятся ученики, располагается на всевозможных web-сайтах.

Как инструмент преподавания и обучения, Интернет позволяет осуществлять интерактивную навигацию по своим страницам. Интернет является средством, с помощью которого можно организовать Интернет-ресурсы для доступа к информации и обмена ею. Это привлекательно для учеников и преподавателей, потому что кто-то другой уже проделал работу по поиску и организации значимых коллекций интернет-ресурсов. Интернет сегодня и завтра инструмент для общения с другими людьми, независимо от расстояния и времени. Интернет продвигает концепцию сообщества учащихся не только в традиционных классах, но и в виртуальных учебных сообществах, связанных между собой государственными, национальными и глобальными связями. Квесты развивают критическое мышление, а также умения ассоциировать, анализировать, систематизировать, мыслить абстрактно.

Учитель должен сформулировать общую проблему для всех учащихся, а затем шаг за шагом учащиеся решают эту проблему, путем последовательного выполнения ряда конкретных выполнимых задач. В то же время учитель должен обеспечить необходимую помощь, чтобы сосредоточить внимание учеников на ключевых аспектах проекта. Это способствует достижению конечных целей проекта и развитию правильного способа мышления. Учитель играет роль организатора и координатора в процессах обучения и самообучения учеников, а также в их коммуникативной и творческой деятельности. Критерием формирования критического мышления является мотивация учащихся. Мотивированные ученики прилагают больше усилий для поиска правильного решения. Их внимание повышается, что способствует фильтрации информации и фокусировании только на материале, необходимом для поиска правильного решения, исключая детали, не относящиеся к исследованию.

Еще один критерий развития критического мышления учащихся - это совместное обучение, которое играет ключевую роль в организация работы над веб-квестом. Сама структура веб-квестов подразумевает существенный вклад каждого участника. В качестве одной из целей веб-квестов является исследование сложных, а иногда и спорных вопросов, не все аспекты которых могут быть изучены одним участником. Такие условия исследовательской работы побуждают учеников делать самостоятельные умственные выводы. На последнем этапе ученики обрабатывают информацию в сотрудничестве, анализируют, обобщают, сравнивают и обсуждают полученные данные, в результате чего работа заканчивается созданием конечного продукта.

Еще одним важным аспектом развития критического мышления с помощью веб-квеста является создание междисциплинарных связей, которые позволяют учащимся определять логические предметные связи. Для достижения этого эффекта учитель предоставляет гиперссылки на источники в разных или даже противоположных контекстах.

Веб-квесты могут помочь добиться предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий квеста активизирует рассмотрение проблем с различных позиций, заставляет размышлять, требует от участника критического мышления. Распределяя роли в проекте, учащиеся оценивают свои знания и возможности с позиции максимально эффективного их использования в совместной групповой работе, что, в итоге, должно привести к верному решению поставленной задачи. Принимая участие в веб-квесте, ученики активно используют информационное пространство Интернет для расширения области своей творческой деятельности.

При разработке веб-квеста был определен план работы.

1. Введение. Цель этого раздела - «зацепить» и мотивировать учащегося. Во введении предлагается предмет обсуждения, над которым и будут размышлять учащиеся, т. е. проблема.

2. Задание. Это исследовательская часть, т.к. проблема должна заставлять учащихся на основании полученных данных смотреть дальше, изучать взаимосвязь процессов и предметов, отделять правдивые сведения от ложных.

3. Процесс. Этот шаг предусмотрен для поэтапного описания заданий, которые учащиеся должны выполнить для реализации проекта; здесь также приводится перечень web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);

4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценивания работы учащихся на каждом этапе);

5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Развитие УУД может происходить на всех этапах работы над веб-квестом. Повышается одна из социально-значимых компетентностей – информационная грамотность. Размещение веб-квестов в сети в виде web-сайтов позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Для опытно-экспериментальной проверки образовательного веб-квеста был разработан и внедрен в учебный процесс веб-квест «Алгоритмы», предназначенный для 9 классов общеобразовательной средней школы.

Веб-квест по теме «Алгоритмы» создан при помощи интернет-ресурса Google-сайты. Адрес сайта: https://sites.google.com/view/webqwest12/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Сайт состоит из следующих страниц:

Главная;

Вступление;

Задание Веб-квеста;

Процесс работы (с разделением на подстраницы ролей);

а) Исследователи;

б) Историки;

в) Исполнители;

Критерии оценивания;

Выводы.

На главной странице  находится название квеста, информация о целях проведения веб-квеста и его месте в образовательном процессе, а также информация об авторе квеста, месте проведения, предметной и возрастной принадлежности и сроках выполнения работы.

После главной страницы учащиеся переходят на страницу «Вступление». На данной странице находится приветствие учеников и информация о работе с сайтом, побуждающая к действию.

На странице «Задание веб-квеста» расположено общее задание для всех участников веб-квеста и алгоритм его выполнения.

Все учащиеся знакомятся с общим заданием для всех групп, после чего переходят на страницу «Процесс работы».

Учителем предлагается разделиться ученикам на группы по интересам и переходить на ролевые страницы «Исследователи», «Историки» и «Исполнители», где расположены задания непосредственно для групп.

Первая группа заданий представлена изучением теоретического материала в группах по ссылкам, предложенным учителем внизу страницы. В качестве закрепления изученного материала учащиеся должны пройти тест «Алгоритмы», созданный с помощью форм Google. На данное задание отводится урок 1 и домашнее задание к нему для выполнения теста.

Вторая группа заданий начинается на уроке 2 с актуализации знаний, представленной в виде кроссворда или интерактивного задания, выполненных с помощью сервиса LearningApps.org. Далее учащимся предлагается оформить проект своей группы с помощью сервисов Web 2.0, а именно: создание и регистрация презентации с помощью сервиса Google Презентации (http://www.google.al/intl/ru/slides/about/); создание и публикация стенгазеты с помощью сервиса Wiki-стенгазета (http://wikiwall.ru); создание видеоролика и его публикация на сайте YouTube (https://www.youtube.com). В качестве домашнего задания учащиеся заканчивают создание проектов и готовятся к публичной защите.

Третья группа заданий выполняется на уроке-семинаре 3 и состоит в публичной защите своих проектов всеми тремя группами и подведении итогов веб-квеста.

На каждой ролевой странице размещена ссылка на страницу «Критерии оценки веб-квеста», где представлено две таблицы. В первой таблице указано, какое количество баллов получат ученики при выполнении каждого отдельного задания. Во второй таблице представлено, какую отметку получит каждый ученик в зависимости от количества набранных баллов.

На странице «Выводы» представлена итоговая анкета, в которой ученики могут ответить на основные вопросы о прохождении веб-квеста и их роли в создании общего проекта для группы. Данная анкета разработана с помощью формы Google, после того как все ученики ответят на вопросы анкеты, учитель может собрать все ответы в один файл и проанализировать качество работы во всех группах. Также на данной странице можно разместить ссылки на готовые проекты учащихся по группам.


Список литературы

1. Прядильникова О.В. Веб-квест: способы активизации познавательной деятельности обучающихся// Среднее профессиональное образование. 2015. № 4. – С.27-30.

2. Шадриков В. Д., Шемет И. С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы// Высшее образование в России. 2009. № 11. – С.61-65.

3. Абдуразакова Д.М., Бускаева Л. М. Возможности интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся// Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). – С.101-103.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации