Мотивирующие онлайн-уроки как современный инструмент развития личности ребёнка
Зенина Гульнара Розыкулыевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 6» г. Смоленска
Мотивирующие онлайн-уроки как современный инструмент развития личности ребёнка
Реалии современной жизни предполагают создание новых форм учебной деятельности. К одной из них относится онлайн-урок, который является частью информационно-коммуникационных технологий.
Новые формы требуют от учителя повышения и расширения его профессиональных навыков. Для этого педагогу необходимо заниматься самообразованием. А учителю начальных классов ещё и обучать новым технологиям школьников.
Проводить онлайн-уроки с обучающимися своего класса я начала с 2020 года, когда весь мир ушёл на дистанционную работу. У меня был тогда второй класс.
При организации онлайн-уроков нужно было решать несколько задач:
выбрать доступную форму подачи материала, заинтересовать обучающихся,
включить в познавательную активность каждого, продумать формы проверки усвоения материала. Значит, для мотивации нужно:
Сделать процесс обучения интересным
Мотивация младшего школьника находится в плоскости «здесь и сейчас». Ребёнку должно быть интересно на уроке, чтобы он решил прийти на следующий.
Делать ставку на внутренней мотивации
Обучающийся учится, потому что ему интересна тема, нравится процесс обучения и те результаты, которые он получает.
Создать безопасную комфортную среду обучения
Отсутствие переживаний из-за того, что ученик пропустил урок, его «выбросило» с урока, из-за неверного ответа. Необходимость поддерживающей обратной связи.
Материал должен быть подобран таким образом, чтобы он мог восприниматься как с планшета, так и с телефона.
Менять виды активности и делать перерывы.
Сделать родителей своими союзникам и помощниками
Если родители присутствуют на онлайн-уроке, то разрешить им, иногда, включаться в работу.
Попросить поддержки в организации расписания и режима дня во время онлайн обучения.
Попросить поддерживать интерес путём поощрения новых знаний, спрашивать о содержании прошедшего урока.
Разнообразить приёмы проверки усвоенного материала.
Для проведения онлайн-уроков я выбрала платформу ZOOM.
Каждый урок проводился в режиме живой трансляции, непосредственного общения учителя с учениками. Такая форма позволяет добиваться эффекта классных занятий, оставляя возможность учиться, не выходя из дома. Обучающиеся обязательно должны видеть учителя, считывать его мимику и эмоции, наблюдать за его заинтересованностью в их работе. Учителю необходимо задавать положительный настрой на урок, задавать ребятам как можно вопросов, отвечать на их вопросы.
Онлайн-формат отличается от реальных уроков в школе. Поэтому необходимо было обсудить, по каким правилам мы будем заниматься. Мы договорились, что: ребята будут приходить в онлайн-класс за 5 минут до начала конференции, во время урока у всех учеников микрофоны будут выключены, если они не говорят в данный момент. Это поможет избежать посторонних шумов, родители не будут присутствовать на этих занятиях, для ответа ученик должен «поднять руку» (в конференции есть такой значок), ученики могут писать вопросы в чат, чтобы не отвлекать учителя и других ребят во время объяснения нового материала.
Учебный материал был представлен в виде презентаций, голосовых инструкций, видеофильмов.
Особо следует отметить, что основные этапы современного урока сохранялись. Для организации изучения нового материала онлайн уроков я использовала как традиционную форму:
работа на уроке работа дома; так и модель «Перевёрнутый класс»:
работа дома работа на уроке.
Проведение онлайн уроков требует от учителя колоссальной подготовки. Особенно, если это ученики начальных классов. Информация для них по большей части должна быть представлена в наглядной форме. К каждому уроку я готовила свою презентацию.
Вот один из слайдов из презентации урока по русскому языку для второго класса по теме «Состав слова. Приставка.»
При выполнении данного упражнения мы повторяли алгоритм разбора слова по составу. Использовалась анимация, которая позволяла ребятам видеть каждый шаг алгоритма.
На уроках чтения и окружающего мира в онлайн режиме давала ребятам тесты по пройденному материалу.
Проводились в формате онлайн классные часы и занятия внеурочной деятельности.
Во время видеоконференций управление экраном можно передавать участникам. Поэтому на нескольких занятиях выступили ученики нашего класса, которые защищали свои проекты по следующим темам: «Загадочная соседка Земли», «Вода – удивительное вещество», «Музей моего дедушки».
Подводя итог, хочу ещё раз с акцентировать внимание на том, что форма обучения в виде онлайн уроков – современная, интересная и востребованная, отвечает потребностям современного времени и запросам обучающихся. Во втором классе на уроках присутствовало 19-20 обучающихся из 25, в четвёртом – 22 ученика.
Список литературы
1 Как вести онлайн уроки для детей https://zen.yandex.ru/media/id/5bc4833dc6f3c100ad47997b/kak-vesti-onlainuroki-dlia-detei-5fbcf25a0b4af80149771bf4
2 Л.Ю.Давыденко «Онлайн урок – современная форма учебной деятельности» https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1644729727&tld=ru&lang=ru&name
3 Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников. Мачульская Н.В. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/11/01/organizatsiya-uchebno-poznavatelnoy