Урок окружающего мира в 1 классе на тему «Живое и неживое»
Проект урока
Название учебного предмета, класс |
Окружающий мир, 1 класс |
УМК начального образования |
«Школа 2100» |
Программа по учебному предмету |
Учебник « Я и мир вокруг нас» 1 класс, 2 часть, Вахрушев А.А., Бурский О. В., Раутиан А. С.,- М.: Баласс, 2011 Рабочая тетрадь к учебнику, Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С.,- М.: Баласс, 2011 |
Название раздела |
Живые обитатели планеты |
Тема и № урока в разделе |
Живое и неживое, № 1 |
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная, групповая |
Методы и приёмы обучения |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог, наглядный, практический, анализ, сравнение |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Технология |
Проблемно – диалогическое обучение |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения |
Самостоятельная постановка детьми учебных задач и планирование своей деятельности; Самооценка и взаимоконтроль с помощью «оценочного листа». |
Диагностика
1.Регулятивные универсальные учебные действия: умение работать по плану и планировать свою деятельность, умение оценивать правильность выполненного действия - Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев «Диагностика метапредметных и личностных результатов».
Распределение учащихся по уровням развития регулятивных универсальных действий
уровень |
высокий |
средний |
низкий |
Количество учащихся: (в классе 11 чел.) |
5 чел. (46%) |
2 чел. (18%) |
чел. (36%) |
2.Коммуникативные УУД: умение организовывать и осуществлять совместную деятельность – методика «Рукавички»
(Г.А. Цукерман.)
Распределение учащихся по уровням развития умения согласования усилий по достижению общей цели
уровень |
высокий |
средний |
низкий |
(в классе 11 чел.) |
6 чел. (55%) |
3 чел. (27%) |
чел. (18%) |
3.Диагностика предметных результатов освоения ООП: «Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушев. Тема: «Окружающие предметы и их взаимосвязи»
уровень |
высокий |
средний |
низкий |
Количество учащихся: (в классе 11 чел.) |
4 чел. (36%) |
2 чел. (18%) |
5 чел.(46%) |
Тема урока: Живое и неживое.
Цели: познакомить учащихся с живыми и неживыми организмами и их свойствами, показать отличие живых от неживых предметов.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Формирование знаний о живом и неживом.
2. Формировать умения различать живое от неживого по средствам выделения их свойств.
Развивающие:
Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение через организацию работы по формированию знаний о живом и неживом.
Развивать внимание через работу с предметными картинками.
Развивать творческий потенциал на основе работы по созданию книжки «Живое и неживое»
Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма, уважения друг к другу.
Воспитывать бережное отношение к природе, окружающему нас миру.
Опережающее задание – проведение опыта по посадке луковицы.
Цели и задачи: с помощью опытов воспроизвести природные явления, направляя познавательную деятельность на выявление признаков опытных образцов. Организуя наблюдения, направлять внимание детей на изменение состояния опытных образцов в начале, с течением времени и в конце опыта, подводя учащихся к обобщению и выводам о свойствах растений – живых организмов.
Оборудование урока: компьютер, проектор, раздаточные карточки с изображением предметов.
Демонстрационный материал: презентация к уроку, макет обложки для книги.
План урока с хронометражем
Организационный момент. Создание мотивации. 1 мин.
Актуализация знаний. Постановка проблемы. 5 мин.
Совместное открытие свойств живых организмов. 10 мин.
Физкультминутка. 1мин.
Первичное закрепление полученных знаний о живых организмах и неживых предметах. 10 мин.
Физкультминутка для глаз. 1 мин.
Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний о
живом и неживом. 12 мин.
Итог урока. Рефлексия. 5 мин.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Теоретическое обоснование |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Организационный момент. Создание мотивации. |
Здравствуйте, ребята! На экране (слайд 1) изображение солнца. Солнышко дарит улыбку, как частичку тепла и хорошего настроения. Так подарите и вы улыбку своим друзьям. |
Дети дарят друг другу улыбки, создавая доброжелательный настрой на урок. Проверяют наличие учебных принадлежностей. |
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. |
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы. |
- Ребята, посмотрите вокруг и назовите только живые предметы. - А теперь неживые. Внимание на экран (слайд 2)! - На какие группы можно разделить эти предметы? - По каким признакам мы определили, что один предмет живой, а другой – нет? - Проверим наши предположения: называете предмет, объясняете, какой он и почему? - Какой главный вопрос нашего урока? О чём будем говорить? (Тема урока на слайде 3) |
- Живые и неживые. Предположения детей. Дети с помощью учителя формулируют тему урока. |
Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из иллюстраций; Регулятивные УУД: - формируем умение определять цель деятельности на уроке. |
3.Совместное открытие свойств живых организмов. 4.Физкультминутка. 5.Первичное закрепление полученных знаний о живых организмах и неживых предметах. 6.Физкультминутка для глаз. ( Музыкальная.) 7.Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний о живом и неживом. 8.Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. |
- Сегодня на уроке мы узнаем тайны живых организмов. Две недели назад мы с вами посадили растения. Что мы брали для проведения опыта? - Какими были растения? - Сейчас вы расскажете, какие изменения происходили с опытными растениями. Работа в группах. Попрошу разделиться на 2 команды: 1 – ветка, 2 – лук. - Что необходимо растениям для жизни? - Что произошло с нашими опытными образцами? (слайд 4) - В природе растения ещё цветут, дают семена, размножаются (слайд 5). - Какую тайну растений мы открыли, проводя опыт? Поздравляю вас с научным открытием! Вы настоящие исследователи! Работа в учебнике. - К какой группе относятся изображения на с. 47? - Посмотрите на первую картинку, кто на ней нарисован? - Миша после долгой зимы надел лёгкую курточку, и оказалось, что она ему мала. Что произошло с Мишей? Все ли живые организмы растут? - Какое же первое свойство живых организмов? ( На слайде 6 поочерёдно прочитываются свойства.) - Кого изобразил художник на следующей картинке? Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? - Какое второе свойство живых организмов? - Всем ли живым организмам необходимо питание? - Какое ещё свойство живых организмов мы можем выделить? На следующей картинке кем являются цыплята по отношению к курице? У всех ли живых организмов появляются дети? ( На слайде четвёртое свойство организмов.) - Ребята, мы с вами перечислили свойства живого организма и исследовали растения. Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47. -Какое умение сейчас формировали? Работа в тетради. - Давайте убедимся в том, что вы запомнили свойства живых организмов. - Откройте рабочие тетради на с. 56. Задание № 2. - Ребята, откройте учебник на с.48. Задание: найдите общие черты и различия в каждой паре рисунков. Докажите. (Слайд 7) Дифференциация. - Сейчас каждый из вас попробует определить живой перед ним предмет или нет. Помогут вам в этом свойства живых организмов, которые мы с вами сегодня изучили. ( Учитель раздаёт карточки с изображением предметов.) - На своей карточке вы должны подписать «живое» или «неживое», а затем раскрасить рисунки. Посоветуйтесь с соседом. - Какие животные есть у вас дома? Учебник, с.49. Почему Шарик обиделся? - Почему быть вещью обидно? У вещи есть желания, чувства, душа? А у Шарика? Надо уважать его чувства и желания? - Почему клички животных пишутся с большой буквы? - Чем же живые существа отличаются от неживых предметов? - Будем любить всё живое и бережно относиться ко всему. Домашнее задание: составить рассказ о своём домашнем питомце. - Ребята, чему учились на уроке? - Что вам понравилось больше всего? - За что можете себя похвалить? Оцените свою работу на уроке, своё настроение в оценочном листе. |
Ветка дерева, лук. Без корней, листьев. Выступление команд с результатами наблюдений. Дети с помощью учителя делают выводы. Дети отвечают на вопросы. Фронтальная работа - Подышать свежим воздухом. Один учащийся имитирует движения животных, остальные повторяют. Дети выполняют задание самостоятельно ( в парах ) с последующей проверкой. Дети 1 команды – 1 и 2 пары рисунков, дети 2 команды – 3 и 4 пары рисунков. Раскрашивают изображение предметов, затем коллективно создают книгу «Живое и неживое» с помощью учителя. Работа в парах. Ответы детей. Большая буква – знак особого уважения. Каждое живое существо – единственное, поэтому их имена – имена собственные. Все живые организмы обладают свойствами: могут дышать, потреблять воду, пи таться, расти, размножаться. Отвечают на вопросы. Самооценка в оценочном листе. |
Познавательные УУД: - умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение слушать и понимать других; - умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. Личностные УУД: - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Познавательнее УУД: - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: -формируем умение совместно договариваться. Регулятивные УУД: - формируем успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные: адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха). Регулятивные УУД: - рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность, самооценка на основе критерия успешности. |
Самоанализ урока
№ п\п |
Порядковый № в схеме.данной в ч. 3 |
Параметр оценки |
Балл (3,2.1) |
|
Самооценка учителя |
Оценка преподавателя НИРО |
|||
1 |
1 |
Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся |
3 |
|
2 |
2 |
Реализация компетентностного подхода |
3 |
|
3 |
3 |
Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность |
2 |
|
4 |
4 |
Развивающая направленность заданий |
3 |
|
5 |
6 |
Логика построения урока |
3 |
|
6 |
7 |
Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора |
2 |
|
7 |
8 |
Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора |
2 |
|
8 |
9 |
Характер используемой наглядности |
3 |
|
9 |
10 |
Целесообразность и функциональность используемых средств обучения |
3 |
|
10 |
12 |
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей |
2 |
|
11 |
13 |
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности |
2 |
|
12 |
14 |
Постановка учебных задач. Организация целеполагания |
3 |
|
13 |
15 |
Формирование познавательных УУД |
3 |
|
14 |
16 |
Формирование регулятивных УУД |
3 |
|
15 |
17 |
Формирование коммуникативных УУД |
3 |
|
Всего баллов |
40 |
№ п\п |
Структурные части проекта и параметры их оценки |
Балл (3,2.1) |
|
Самооценка учителя |
Оценка преподавателя НИРО |
||
1 |
Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы |
2 |
|
2 |
Качество диагностического блока проекта |
2 |
|
3 |
Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока |
2 |
|
4 |
Соблюдение требований к плану урока |
3 |
|
5 |
Качество теоретического обоснования |
2 |
|
6 |
Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) |
2 |
|
Всего баллов |
13 |
Максимальная сумма-18 баллов, минимальная-6 баллов
Раздаточный дидактический материал
Как вырастить растение
Проведи опыт.
Возьми луковицу или ветку дерева, поставь в воду.
Проверь: какие изменения произошли и через сколько дней (запиши в дневник наблюдений).
Дневник наблюдений
Название опытного образца.
Задача: вести наблюдения, устанавливать, в какое время и какие изменения произошли с опытным образцом, определи его свойства.
Число, время.
Какие явления наблюдались?
Куда девались чешуйки от почки?
Что образовалось из почки? Какие появились корешки?
Срежь верхушку у луковицы и поставь в сосуд с водой.
Что появилось у растения?
Зарисовка.