12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федорова Людмила Ивановна7433
Работаю в БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашской Республики. Педагогический стаж - 35 лет.
Россия, Чувашская респ.
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Федорова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы БОУ «Калининская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики, участник Всероссийского конкурса для учителей литературы на лучшую методическую разработку «Стихотворения о родной природе».

 

Моя берёзовая Русь

«… я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь!
(А.Новиков)

 

Цели: 

- знакомство с литературным наследием России, отражающим величие нашей культуры и богатство русского языка;

- повышение качества художественно-эстетического развития детей.

Задачи:

- приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух;

- формировать у детей эстетическое отношение к миру;

- воспитывать любовь к родной природе;

- способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства на основе произведений о природе.

Форма: литературный вечер.

Оборудование:

1. репродукции картин А.И.Куинджи «Берёзовая роща», А.К.Саврасова «Грачи прилетели», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Левитана «Берёзовая роща»;

2. выставка рисунков «Берёза – символ России»;

3. выставка книг (выставка пейзажной лирики);

4. слайдовая презентация (по усмотрению ведущего).

Музыкальное оформление:

1. «Отчего так в России березы шумят»

Предварительная работа:

1. чтение и разучивание стихотворений о берёзе;

2. конкурс рисунков «Берёза – символ России».

Ход мероприятия:

1. Оргмомент (песня«Отчего так в России березы шумят»).

2. Вводное слово. Объявление темы и цели занятия.

Сегодня мы перенесёмся в мир природы. Начнём с загадки. Угадайте:

                      Стоят столбы белы,

                      На них шапки зелены.

А теперь обратите внимание на картины и рисунки, находящиеся в классе. Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке?

- Вы согласны, что берёза считается самым любимым деревом русского народа?

- Попробуйте объяснить, почему берёза является любимейшим деревом россиян?

3. Подготовка к восприятию. Актуализация знаний.

Обобщая ваши ответы, можно добавить следующее. Берёза растет в России с незапамятных времен. Это самое распространенное дерево, растёт повсюду:  у дома, во дворе, в парке и скверах, есть целые березовые рощи. Берёзами обсаживались проезжие дороги. Ее считали деревом жизни, здоровья и света. В народном календаре специально отведён день в честь этого дерева: 11 апреля - День березы.

Существует мнение, что слово «береза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь». Во времена язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов, – Берегиня, которая была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли ее в образе березы, скорее всего в это время и появилось название дерева. Названа она так за её непохожий на все другие деревья сверкающий, серебряный ствол. Но, несмотря на это, берёза выглядит скромной. Я бы сказала, скромная, изящная, загадочная. Да, в ней есть какая-то загадка.

Посмотрите на картины и понаблюдайте, какой она может быть разной. Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне, и зимой, и летом, особенно осенью.

Берёзу изображали на своих картинах лучшие художники России: А.И.Куинджи (“Берёзовая роща”), А.К.Саврасов (“Грачи прилетели”), И.Э.Грабарь (“Февральская лазурь”), И.И.Левитан (“Берёзовая роща”, «Большая дорога. Осенний солнечный день»), И.Е.Репин («Берёзы. Солнечный день»), И. И.Шишкин («Ручей в березовом лесу»). И.И.Левитан ("Март") и другие. Художники, используя разные краски, создали настроение восторга, показали чистоту и величие этого дерева.

4. Постановка целей. Работа по теме.

Наша цель на уроке понаблюдать и проанализировать, какой разной может быть берёза в поэзии и то же время оставаться одной единственной, любимой. Мы докажем, что на Руси всегда любили березу.

Многие поэты и писатели обращались к образу берёзы, воспевали красоту русской берёзки. Много прекрасных слов сказано, сложено много стихов, песен, сказок. Это дерево воспето Есениным и Бальмонтом, Фетом и Рубцовым, Твардовским, Лермонтовым, Некрасовым.

Современные поэты также посвящают свои произведения березке. Вот некоторые из них:
А. Екимцев «Светло в России от берез».
Л. Овсянникова «Белая подруга».
О. Шестинский «Без березы не мыслю России».
А. Прокофьев «Русская береза».
А. Дементьев «Березы России».
П. Кудрявцев «Белая береза – русская земля».
В. Вальякка «Березы».
Н. Самоний «Стыдливая березка».
И. Чабан «Березы белые России».

Со школьного возраста каждому из нас знакомы строчки стихотворения С.Есенина «Берёза».

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Берёза считается не только любимым деревом русского народа, берёза считается символом России.

Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Российским символом береза стала благодаря поэту Сергею Есенину. Он очень любил свою родину, её природу с белоствольными берёзами. С особым чувством воспел он берёзку. Она у него живая, говорящая, чувствующая: разделяет с поэтом радость и горе, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Есениным берёзка названа «голубкой» («Зелёная причёска»), «березой-свечкой» («Темна ноченька, не спится…»), «березой-белоличушкой» («Песнь о Евпатии Коловрате»). В ней он видел  ту нежную женственность, милую и задушевную красоту, ту светлую гордость, которая звучала для него в имени «Россия».  Россию, освещенную белыми березовыми рощами, поэт назвал «страной березового ситца», Берёзовой Русью.

В его стихотворениях берёза вызывает ассоциации с малой родиной, родным домом, русской глубинкой.

- Хочется спросить вас, с чего начинается Родина?

Я на этот вопрос хочу ответить словами из песни «С чего начинается Родина?» (Слова М. Матусовского, музыка В. Баснера):

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот, 
С той самой березки, что во поле, 
Под ветром склоняясь, растет.

- Как бы вы ласково называли берёзу, сравнивая её с чем-то прекрасным?

- Подумаем и попробуем вместе перечислить, как ласково называют берёзу в народе?

Называют её по-разному: берёза, берёзка, берёзонька; белая, белоствольная, белолицая, белоликая, белокрылая, белёсая; светлая, светлоокая, ясная, золотистая, тонкая, стройная, высокая, кудрявая, кудреватая, ветвистая, развесистая, грустная, плакучая, родная, русская.

Называют её русской красавицей, модницей, Алёнкой-Алёнушкой, Федосьей, матушкой:

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке, 
В белом сарафане.

          *** 

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.

          ***

Стоит Алёнка
Платок зелёный, 
Тонкий стан

И белый сарафан.

          ***

Стоит Федосья,
Распустив волосья.
Приглашали девочки

Завивать веночки,
Завивать веночки,
На тёплые денечки.

5. Конкурс чтецов.

Пришло время начинать наш конкурс, целью которого является выявление лучших и сильнейших в искусстве чтения. Мы услышим фамилии известных поэтов и знакомые строчки. Каждый поэт, сочиняя своё произведение о Родине, о берёзе, наверняка, думал:

Надеюсь, мы сегодня ощутим богатство русского языка, величие русской природы, единство души и природы.

Победителей будет определять строгое независимое  жюри: учителя русского языка.

5.1. Чтение стихов в сопровождении слайдовой презентации (в зависимости от содержания стихотворения).

5.2. Подведение итогов конкурса. (Жюри работает).

Любители поэзии сегодня смогли показать своё актёрское мастерство. Глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста позволила раскрыть содержание многих стихотворений по-новому. Надеюсь, любителей поэзии станет больше.

Пришло время объявить победителей.

5.3. Слово жюри.

5. Рефлексия.

Завершился конкурс чтецов, подошёл к концу наш вечер, закрывается страница о загадочно прекрасной русской берёзе. Хотела бы узнать, понравилась ли и чем понравилась сегодняшняя встреча? Есть ли желающие высказать своё мнение о нашем сегодняшнем мероприятии?

Прощаясь с вами хочется сказать:

БЕРЁЗКА, СОЛНЦЕ И РОССИЯ
ЖИВУТ И ВЕЧНО БУДУТ  ЖИТЬ!

Хочется пожелать всем самого доброго, хорошего, светлого.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (5)

Субботина Светлана Львовна, 29.04.16 в 13:22 1Ответить Пожаловаться
Для какого класса представлена разработка?
Федорова Людмила Ивановна, 29.04.16 в 20:18 0Ответить Пожаловаться
Литературный вечер обычно рассчитан для любителей, а я (по привычке) больше ориентировалась для старшеклассников коррекционной школы 8 вида.
Федорова Людмила Ивановна, 17.06.17 в 19:33 1Ответить Пожаловаться
Очень приятно. Творческих успехов Вам, Оксана Геннадьевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.