Эссе «Моя «пампедия» и «пандискалия»»

1
0
Материал опубликован 9 April 2017

Автор – Воропаева Лилия Алексеевна

Объединение "Гуманитарная школа"

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования 

районный Дом детского творчества

 

Эссе

 

Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать это всемогущее слово «вперед!»? Века проходят за веками, полмиллиона сидней, увальней и болванов дремлет непробудно и редко рождается на Руси муж, умеющий произнести его, «это всемогущее слово»!

Н.В.Гоголь.

Обидно такое слышать о себе? А вот еще одно мнение английского критика – «проблема русских в том, что они белые... Когда люди - западные - едут в Мексику или в Индию, или в Турцию, их ничто не шокирует... Когда они едут в Россию, то их все шокирует». Англичанин чего ищет? Джентльменского набора. Чтобы его джентльмена, не обворовали на вокзале, не надули в сделке, вовремя заплатили...

У нас и не заплатят, и надуют, и обворуют ... на Западе ..., между прочим, и опоздать нельзя и коридорный треп отменяется и чаю не попьешь в рабочее время. На Западе ... конечно, тоже по-разному, но если, что и видится ..., так это умение работать регулярно и методично. (Л. Аннинский «Где же кончается Европа?» - «Родина», 1995 г., .№ 9, стр. 24)

А ведь все начинается и закладывается в детстве, с того, как нас учат, развивают и воспитывают. А учат у нас так: «у нас, покуда, все внимание обращено единственно на ученье и лучшие дети проводят свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя, не упражняя своих сил и своей воли ни в какой деятельности. Развитие головы и совершенное бессилие характера, способность все понимать и обо всем мечтать (я не могу даже сказать думать) и неспособность что-либо делать - вот плоды такого воспитания»! - так писал выдающийся российский педагог Х1Х века К.Д.Ушинский еще в Х1Х веке. Эти слова остаются актуальными и по сей день.

Школьники только получают информацию. Причем эта информация нередко разорвана на отдельные факты, зачастую плохо связанных между собой и не имеющих для ребенка никакого практического значения. Настоящие ценности образования уходят на второй, а то и на третий план, они оторваны от системы жизненных ценностей и установок. Если и стремятся ученики к знаниям, то не как к цели, а к средству, которое поможет им поступить в вуз. В сегодняшней школе мало остается места для художественного знания, для развития души. Сегодняшняя школа дает много знаний, но не дает умений их применять. При всем разнообразии методик, применяемых в современной школе, образование в ней строится с опорой на словесное обучение. Некоторые исключения, типа лабораторных и практических работ по ряду предметов и уроков музыки, изо и труда коренным образом ситуацию не меняют.

И, пока остаётся старая методика, об улучшении дела можно только мечтать

Результат такого обучения и воспитания налицо - это варварство и неустроенность, как нормы нашей жизни, постоянные поиски ответов на наши вечные вопросы «кто виноват?» в этом и «что делать?» для обустройства России, «обломовщина» и «маниловщина во всем их расцвете...

Варварство. «Имеем ли мы дело с немотивированной агрессией и вандализмом (вроде разрушения телефонных будок ) или с варваризацией среды (от превращения автобусных остановок в общественные туалеты до вспарывания сидений в электричках ), сталкиваемся ли со слабой укоренённостью элементарных культурных рефлексов, с какой-то фатальной загаженностью, безобразием среды, с захламлением наших домов - во всем этом нам явлено архаически-варварское начало, пронизывающий отечественный быт, культуру и сознание». Культуролог Невлер, описывающий российскую глубинку отмечает, что заново построенный киоск, рекламный щит в скором времени обязательно будут надбиты, надломаны ...» (И. Яковенко «Варварство как норма жизни» - «Родина», 1995 г. № 8. стр. 30-31).

Обломовщина. «Вот в чем главная беда Обломова. Он вообще жизни не умел осмыслить для себя... Обломовцы очень просто понимали ее как идеал покоя и бездействия, нарушаемые по временам разными неприятными случайностями, как-то; болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли и где был случай, всегда избавлялись от него, находя это возможным и должным». (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» в книге И. А. Гончаров «Обломов» М. 1989 г. стр. 549). Другими словами, «от работы кони дохнут», «работа не волк - в лес не убежит», «Двое пашут, а семеро руками машут».

Маниловщина. «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он ( Манилов - примечание автора) о том, как хорошо было бы, если бы вдруг от дома провести подземный ход, или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обоим сторонам лавки и, чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие вещи, нужные для крестьян ... впрочем все эти прожекты так и оканчивались только одними словами». ( Н. В. Гоголь «Мертвые души» в книге Н.В. Гоголь «Избранные произведения» в 2 томах - М. 1984 г. т. II. стр. 188.)

Всё это к тому же «... удушает развитие детей, убивает их здоровье» (Г. Песталоцци, швейцарский педагог, конца ХVШ - начала Х1Х века).

А ведь человечество использует обучение и воспитание как возможность передать подрастающему поколению положительный накопительный опыт, как возможность подняться от дикости и варварства к цивилизации к разумно и культурно устроенному обществу - с о m m и п i t у.

О чём говорят такие поговорки и пословицы нашего народа? «Без дела жить, только небо коптить», «дерево ценят по плодам, а человека по делам», «живи своим трудом, а не чужим горбом», «не верь словам, а верь делам», «терпенье и труд всё перетрут», «меньше говори, да больше делай», «без труда на вытащишь и рыбку из пруда? Они говорят о понимании роли созидательного труда в жизни отдельного человека и всего человечества. Именно труд раскрывает богатейший интеллектуальный и творческий потенциал народа. Его надо раскрыть и использовать во благо общества. И обязательно научить человека противостоять дурным влияниям и преодолевать препятствия.

Хотелось бы, чтобы в обществе человек жил полнокровной созидательной жизнью, используя все свои возможности. Хотелось бы, чтобы он обладал развитым интеллектом, яркой фантазией, широкой культурой. Хотелось бы, чтобы он был хорошим семьянином и гражданином, умел жить в обществе и для общества. Хотелось бы, что бы он имел «золотые руки», умел решать проблемы и благоустраивать жизнь.

Отсюда вытекает основной методический принцип, который никоим образом нельзя игнорировать в образовании. Его хорошо сформулировал наш российский педагог и психолог XIX века – Каптерев П.Ф. Вот эта формулировка: «Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами; на 1 плане стоит личность, субъект, его интересы, а предмет - на втором; предметы только средство, цель – личность, ее развитие». А из этого следует ещё одна важная вещь - внимание к духовной жизни ребёнка, которая, по мнению советского украинского педагога Сухомлинского В.А., «полноценна только тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Поэтому нужна методика, которая позволяла бы не только давать глубокие и прочные знания, но и развивать положительный потенциал ребенка, воспитывать его как цивилизованного человека. Нужна методика, благодаря которой ребенок мог применить эти знания на практике, сделать что-то своими руками, улучшить мир.

И не надо «изобретать велосипед». Лучшие педагоги мира, как жившие до ХХ века, так и в ХХ веке давно уже предложили и обосновали принципы такой методики. Задача современной педагогики в том, чтобы воплотить их в реальную жизнь. Над этим сейчас и работают многие педагоги.

Эти принципы следующие.

Природосообразность.

Природосообразность обучения - это такое обучение, которое гармонически резонирует с внутренней природой человека. Оно предполагает личностный подход в образовании, развитии и воспитании, то есть учитывает интеллект, волевые качества, темперамент, эмоции, черты характера, биологические особенности конкретного человека. Природосообразное обучение предполагает так же дифференцированный подход к обучению, развитию и воспитанию.

Жизнесообразность.

Жизнесообразное обучение - это такое обучение, которое вытекает из практических нужд человека. Оно предполагает обязательное применение знаний в различных сферах деятельности, их использование для улучшения жизни.

Культуросообразность.

Культуросообразное обучение - это такое обучение, которое базируется на культуре, характерной для данного времени.

Комплексный характер обучения, развития и воспитания.

Это очень важно. Отсутствие целостного представления о чём-либо порождает узость мышления и фанатизм. В этом были убеждены ещё философы в Древней Индии. На этот счёт у них есть очень хорошая притча. Четверо слепых отправились посмотреть на слона. Один из них ощупал руками ногу слона и сказал: «Слон подобен столбу». Второй пощупал его хобот и воскликнул: «Слон подобен толстой дубинке». Третий, ощупав брюхо, изрёк: «Слон напоминает огромный кувшин». Четвёртый же, потрогав уши, заявил: «Слон подобен большой, раскачивающейся корзине». После всех этих заявлений они горячо заспорили между собой относительно внешнего вида слона. Случайный прохожий поинтересовался, о чём это они так горячо спорят. Слепые рассказали ему всё и попросили рассудить их. Человек сказал: «Никто из вас не видел слона. Слон не подобен столбу, это его ноги подобны столбам. Слон не похож на раскачивающуюся картину, это его уши напоминают корзины. Он не подобен и толстой дубинке, это его хобот похож на толстую дубинку. Слон является комбинацией всех этих частей – ног, ушей, брюха, хобота т.д.». А в XIX К. Прутков несколько иначе сформулировал эту мысль – «узкий специалист подобен флюсу».

Таким образом, комплексность очень важна. Её можно осуществить по типу античных «пампедии» и «пандискалии», о которых я прочитала у Я.А.Коменского. «У греков «педия» означает обучение и воспитание, посредством которых люди становятся культурными, а «пам» означает всеобщность, всесторонность». «У древних римлян «пандискалия» - означает универсальность». Я.А.Коменский о пампедии пишет много и с удовольствием, но вот как он кратко излагает её суть: «она - просторный путь в озарению светом пансофии человеческих умов, слов и действий, или искусство вселять благоразумие в умы, языки, сердца и руки всех людей». Пансофия – это умение человека «понимать строение вещей, помыслов и речей; (II) понимать цели, средства и способы осуществления всех действий (своих и чужих); (III) отличать в сложных и запутанных действиях, равно как и в помыслах, и в речах, существенное от случайного, безразличное от вредного и тем самым распознавать всякие искажения мыслей, слов и поступков, чужих и своих, чтобы всегда и везде возвращаться на правильный путь. Если бы всему этому научились все и всесторонне, все стали бы мудрыми, а мир исполнился бы порядка, света и покоя.

Мне кажется, что они, как никогда, актуальны для нашего времени.

Как же найти то, что позволит осуществить это на практике. Так хочется!!! И я, кажется, нашла! Моя программа «Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)» позволяет убить сразу нескольких зайцев.

Она сама по себе носит комплексный характер.

Про её культуросообразность много тоже говорить не надо.

Её содержание (накопленная человечеством мудрость и красота) даёт ту необходимую каждому пансофию, даёт возможность найти тот свет, который нужен человеку, не желающего блуждать в потёмках по своему жизненному пути.

Самое главное - то, что кроме теории есть большая практическая, творческая часть, когда ученик творит чудеса своими собственными руками. Именно здесь он больше всего проявляет себя. Именно здесь больше всего формируются его личностные качества как созидателя.

Сейчас я опишу нашу работу и покажу, как эти принципы реализуются на практике. Работа идет постепенно. Обучение, развитие и воспитание представляет собой двухступенчатый процесс.

ТВОРЧЕСКИЕ,

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Вторая ступень

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ .

Первая ступень

 

Первая ступень.

На теоретических занятиях дается информация в области гуманитарных наук и развивается гуманитарное сознание и самосознание. На теоретических занятиях используются разные формы занятий. Проводятся лекции, беседы, дискуссии, семинары, практикумы, конференции. Практикуется просмотр видеоматериалов, экскурсии в музей, виртуальные экскурсии по памятным местам, на выставки, в Музеи мира, ролевые и просто игры, конкурсы. Идет работа с литературой, с материалами телепередач, схемами, таблицами, диаграммами. Решаются кроссворды, головоломки, тесты. Именно на этих занятиях интегрируется материал различных гуманитарных дисциплин. Соединяя несколько дисциплин в одно целое, можно достичь большей эффективности, избежать лишней перегрузки, сделать изложение сложных предметов более доступным для детского восприятия, изучить предмет многосторонне, и тем самым, в большей степени приблизиться к целостности восприятия предметов и объектов материального мира. Например, тема «Сословно-представительная монархия в России» включает в себя политологию + история России + право; тема «Лунариум» соединяет астрономию + литература + искусство; тема «Памяти Ф. Г. Лорки» - это история + филология + эстетика.

Вторая ступень

После теории наступает время творчества и практики. Самая интересная часть, потому что в своём творчестве дети, как нигде больше, раскрывают свою индивидуальность и самобытность. В нём они самовыражаются и самоутверждаются. И в этой работе нет постоянных и единых правил, тем более обязательных для всех. Творческие и практические работы предусматриваются не по всем темам, ибо «нельзя объять необъятное» (К.Прутков), а по ряду тем. Их выбор определяется или интересами ребят, или социальным заказом, или практической необходимостью. Часто я сама предлагаю несколько вариантов на выбор. Формы таких работ самые разнообразные. Мы изучаем историю Камчатки и готовим видеоурок о В.Атласове и его походе с рисунками, песнями, стихами, танцами, создаем макет-проект памятника В.Атласову, посвященный 300-летию присоединения Камчатки к России (возможно, когда-нибудь по этому макету создадут настоящий памятник, а пока он находится в Музее РДДТ, пишем работу с элементами научного исследования «Населенные пункты Мильковского района XVII-XXI вв., делаем стенд по истории Камчатки для музея Дома творчества. Мы изучаем культуру ХVП века и учим танец «Менуэт», делаем макет танцевального павильона ХVП века, изготавливаем ларец в стиле ХVП века. Мы изучаем античную культуру и учим танец «Прощание муз с Парнасом», делаем Медальоны о музах, рисуем и пишем бюллетени о божествах, покровителях творческих сил человека. Мы изучаем историю культуры и готовим вечера, типа «Памяти Г. Свиридова», «Гимн женщине», «Вечер вальса»). Готовим и проводим вечера к праздникам - «Святочные вечера», «Хэллоуин по-мильковски». Готовим Программы к знаменательным дням, например к Всемирному Дню здоровья – Акция «Пора опомниться!». Эти мероприятия Гуманитарная школа проводит для школьников и жителей села, и, следовательно, ведет просветительскую культурную работу. Сценарии мероприятий составляются нами самостоятельно.

Таким образом, мы занимаемся всем, но с условием, что деятельность должна способствовать познанию, развитию, воспитанию. Она должна отвечать потребностям, возможностям детей. Она должна быть природосообразной и жизнесообразной. Она должна быть полезной и эмоционально окрашенной. Она должна оставить яркое впечатление, вызвать положительные эмоции, интерес и желание сделать что-то подобное. Ребятам предоставляется возможность перепробовать разные виды деятельности, проявить и проверить себя. С ее помощью они совершенствуют имеющиеся и приобретают новые способности. Так они накапливают жизненный опыт не только в рамках обыденной жизни, но и в рамках общечеловеческого культурного опыта.

В ходе такой деятельности выделились ребята, которым нравится танцевать. Так складывается танцевальная группа. Выделились ребята, которым нравится оформлять. И многое в оформительской деятельности лежит на них. Выделились ребята, которым нравится быть ведущими, проводить игры, конкурсы и они не остаются без дела при подготовке и проведении мероприятий. Очень многие любят делать макеты, и вскоре у нас появится музей мировой архитектуры. Многие любят работать с Интернет-сервисами. И для них находится работа. Таким образом, в рамках Программы можно по-настоящему индивидуализировать обучение, развитие и воспитание.

И вот тут встаёт вопрос о пандискалии или универсальном учителе. Вот что пишет о нём Я.А.Коменский. «Но что такое, согласно пандидаскалии, универсальный учитель? Это пампедический наставник, умелый в обучении всех людей всему, что способствует совершенствованию человеческой природы, ради доставления человеку всецелого совершенства». Разве может такой учитель существовать в реальности. Разве может один учитель уметь всё? Нет, конечно, но он может найти способ, чтобы ученик научился тому, чего он хочет. Хочешь танцевать – вот кассета или диск с обучающей программой, либо помощь профессионального хореографа. Хочешь рисовать – тоже можно обратиться к помощи профессионала. Есть неоценимый помощник – Интернет, где можно найти всё. Есть дистанционные курсы.

Так создается учебно-развивающая и воспитательная Среда, в которой можно избежать полностью или частично пробелов, связанных с неустойчивостью, с неопределенностью интересов детей, учесть их постоянное желание новизны. При этом выявляются и закрепляются положительные тенденции в развитии личности. Создается Среда, в которой дети не являются пассивными наблюдателями, а являются реально действующими персонажами. Учебный процесс, творческая и практическая деятельность становятся единым целым. И самое главное, всё делается согласно одной генеральной линии - постижения мудрости и красоты человечества.

Возможно, можно подумать, что я чересчур многого хочу, но мне кажется, что если много хотеть и многое делать, то хоть что-нибудь может получиться, и это уже будет немало, а если хотеть мало, то может и совсем ничего не получится. По крайней мере, вряд ли кто будет спорить, что стараться вести людей к свету и культуре – весьма достойная задача.

 

ИСТОЧНИКИ

1. Аннинский Л. Где же кончается Европа? - «Родина» (исторический журнал), 1995, № 9.

2. Гоголь Н.В. Избранные произведения в двух томах - М., «Художественная литература», 1984 г.

3. Гончаров И.А. Обломов» - М., «Художественная литература», 1989 г.

4. Коменский Я.А. Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям

6. Ушинский К.Д. О воспитании власти ребенка над своим организмом

7. Яковенко И. «Варварство как норма нашей жизни» - «Родина» (исторический журнал) 1995, № 8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.