Моя «пирамида» качества образования

3
0
Материал опубликован 16 April 2020

Моя «пирамида» качества образования

Два мира есть у человека –

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

Весь образовательный процесс, как известно, строится на трех китах: содержание, технология и качество. Все, что предлагается на рынке образовательных услуг для предмета «Физика», я, как учитель физики, должна «пропустить» через себя, как сквозь призму, преломляя все своей интегральной индивидуальностью, своим восприятием видения преподавания своего предмета, своей индивидуальностью. Мой ученик, в свою очередь, не должен занимать выжидательную позицию, быть пассивным «поглотителем» информации.

Что значит сегодня качественное образование по физике? Высокий уровень специальных знаний по физике, позволяющий быть конкурентоспособным на рынке образовании, позволяющий не только успешно сдать ЕГЭ, поступить в технический вуз, но и успешно учиться в нем.

В связи с вышеизложенным, возникает вопрос: какова должна быть позиция моих учеников и меня, как учителя?

Моя позиция, как учителя: Я выполняю ответственную задачу воспитания личности, которая на выходе из школы должна иметь максимально возможный для нее уровень образования по физике, сформированную готовность и желание к продолжению образования, сформированную информационно-коммуникативную и социальную компетентность, сохранив при этом психологическое и физическое здоровье. Моя миссия: с учетом реальных условий, потребностей общества, самого школьника создать ему оптимальную образовательную среду, позволяющую овладеть знаниями, умениями, навыками, необходимыми для продуктивной жизнедеятельности и пожизненного образования и самовоспитания. В центре моей деятельности ученик с его способностями, интересами, склонностями. Мои главные средства деятельности: стимулирование, поддержка инициативы, консультирование, помощь в освоении умений и средств познания, в реализации осознанного и самостоятельного выбора дальнейших направлений и способов познавательной деятельности.

Позиция ученика: я – школьник. Я учусь, и поэтому передо мной шаг за шагом возникают вопросы: что изучать, для чего, как, кто и что мне поможет помочь в выборе и осуществлении учения. Учение – нужное для меня и увлекательное дело. Поэтому я сам заинтересован в его успешности, в достижении таких высоких результатов, каких я только могу добиться.

Итак, давайте, обратим внимание на так называемую мою «пирамиду» качества образования. Мои ученики и я, как учитель физики, хотим достичь общей цели – качества образования. Каковы же субъективные и объективные факторы, влияющие на этот процесс?

Со стороны ученика, я считаю, обязательно должно присутствовать огромное желание и стремление учиться. Школьник, я думаю, воспринимает лишь то, что хочет и может, преломляя учебно-воспитательные воздействия сквозь призму своей интегральной индивидуальности, то есть как их субъект. Здесь много, если не все, зависит от сформированности мотивационной среды, социокультурного опыта, ценностных ориентации и установок. С моей стороны – серьезное и ответственное отношение к своему труду (знание своего предмета, знание в области педагогики и психологии, знание методики). Умение и стремление оценивать себя и свою деятельность, во–первых, с профессиональной стороны; во – вторых, с личностной стороны – в плане того, какие я допустила просчеты как личность. Ведь для многих этот факт признания своих ошибок и упущений, осознание недостатков профессиональной подготовки оказывается трудно преодолимым препятствием.

Сохранение физического и психического здоровья детей. Высокий результат может быть получен не только за счет мастерства учителя, интенсификации учебного процесса и повышения интересов учащихся.

Ценой успеха может быть физическая и психологическая перегрузка ребят, а это, я считаю, делает результат нецелесообразным, сомнительным, да и просто вредным.

Далее, понимание и принятие духовно–нравственных ценностей. Знания и интеллект должны быть направлены на реализацию благородных целей и задач, на созидание, а не на разрушение, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Ведь не мало в истории человечества личностей с высоким интеллектом, но сделавших для общества много зла. Далее, если обратите внимание на мою «пирамиду» - профессиональная и общая эрудиция учителя, и общая эрудиция ученика. «Серый» педагог не может воспитать яркую личность. Затем, с моей стороны – освоение новых технологии. Весь образовательный процесс, как известно, строится на трех китах: содержание, технология и качество. Мне кажется, общение с детьми должно быть «контактным», строиться на основе быстродействующей обратной связи, позволяющей оперативно изменять методику, технологию обучения, регулировать сложность, объем и последовательность учебных заданий, проблемность. Для этого разрабатываю, апробирую и внедряю в свою работу собственные методические подходы, идеи и решения, на основе оптимальных, на мой взгляд, педагогических технологии.

Далее идут информационно-комммуникационные технологии. Это нужно как для ученика, так и для меня. (Билл Гейтс «Дорога в будущее»: «Информационная магистраль сместит «фокус» в образовании с аудитории на личность. Целью образования станет не диплом, а наслаждение непрерывной учебой – на протяжении всей жизни».)

Следующая ступень – это переход на профильное обучение и совершенствования и модернизация содержания программ по физике. Реализация этой ступени дает возможность моему ученику осуществить непрерывность образования и наиболее успешно адаптироваться в новых условиях обучения в высших учебных заведениях, а мне – самоактуализацию сил и возможностей, критическое осмысление своего педагогического багажа, специальных знаний по предмету. Я думаю, профилизация позволяет, мне как учителю, полнее и шире использовать весь спектр методологических и методических приемом, методов для максимальной подготовки учащихся к поступлению не только в высшие учебные заведения, но и средние технические. Очень важно, я думаю, на этапе начальной профилизации выбрать с каждым учащимся его индивидуальную траекторию образования, путем диагностики и самооценки им способностей и возможностей в контексте профориентации.

И на последней ступени, мой ученик приобрел способность и желание самостоятельно добывать знания, информационн-коммуникативную компетентность, а также рефлексию и ориентированность на перспективу (ведь невозможно сегодня определить, спрогнозировать ту сумму знаний, которые в дальнейшем будет необходима школьнику. Если в советское время мы, получая образование, были уверены в том, что приобретаем специальность на всю жизнь, то сегодняшние реалии намного суровее и требовательнее, тем более что сейчас объем знаний в любой области науки изменяется настолько быстро, что не может долго служить критерием образованности в данной области.), а у меня, как учителя, выработалась постоянная готовность и стремление совершенствовать свою профессиональную компетентность (а также, рефлексия и ориентированность на перспективу).

И, наконец, достигнув качества образования, можем воскликнуть: «Вы блестящий учитель – у Вас прекрасные ученики!» Воскликнули.… А за бортом остался наш ученик – «Его Величество Троечник». Здесь опять-таки много как объективных, так и субъективных факторов: почему и как это случилось.

Хочется привести одно лишь мнение английских ученых (специалистов по молекулярной биологии), расшифровавших геном человека: «Не только состояние здоровья, обменные процессы, но и характер человека на 80% зависит от его генетического кода и только на 20% - от образования и воспитания». И не надо думать, что мой «троечник» является «серой мышью». Отнюдь нет. У него много увлечении: от танцев брейк - данц до игры в шашки. И что отрадно, он вовсе не аутсайдер в классе, в некоторых случаях даже является неформальным лидером, и что отрадно – положительным. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что для таких детей оценка «3» по физике – «потолок». Я не ставлю «штампа на детях» - одни, мол, могут учиться, другие – нет, ни в коем случае. «Я стараюсь искать те секреты, которые «заставляют светиться всеми красками эти, на первый взгляд не поддающиеся по своей твердости, алмазы – слабоуспевающих учеников» Н.Н.Палтышев.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.