Внеклассное мероприятие на тему «Дагестан — мой дом родной»
МКОУ «СОШ№2»
«Дагестан мой дом родной»
Класс: 3 «а» СОШ №2
Учитель: Чаплыгина Т.Д.
г. Южно-Сухокумск
2012г.
Дата проведения: декабрь 2012 год.
Место проведения: СОШ №2, класс 3«а».
Проводящий: Чаплыгина Т.Д.
Цель проведения: 1. Ознакомить учащихся с историей образования
Республики Дагестан.
2. Прививать любовь к родному краю.
Наглядность: выставка поделок, рисунков, вязаных предметов, книг, презентация, компьютер, видеопроектор.
Организационный момент.
Приветствие гостей.
Говорят, что дом, куда не ходят гости самый несчастный. В этом отношении наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: «Мир вашему дому!» говорим: «Добро пожаловать!».
звучит дагестанская мелодия
Выходят три девочки (1 с хлебом и солью, 2 с хинкалом). И двое мальчиков в национальной одежде.
1 юноша: Ассалам алейкум, дорогие друзья!
2 юноша: Ассалам алейкум, добрые гости!
1 юноша: Рады вас видеть у нас в гостях!
2 юноша: Не стесняйтесь! Угощайтесь!
1 юноша: Удовольствия вам 3 угощения!
девушки выносят угощения (хинкал, хлеб с солью)
1 юноша: Если ты обойдешь мой дом,
Град и гром на тебя, град и гром!
Гость, если будешь сакле моей не рад,
Гром и град на меня, гром и град!
2 юноша: Мы желаем вам всего самого доброго:
Пусть светлый день не минует вас!
Пусть сыновья будут ваши невредимы!
3 юноша: Пусть умножатся ваши бараны!
Да будет благополучие над вами!
Да продлится ваша жизнь!
звучит дагестанская мелодия
- У горцев спросили: «Зачем вы строите свои аулы далеко, в труднодоступных горах? До вас невозможно добраться, да и опасно: эти тропинки над пропастями, эти горные осыпи и обвалы».
- Горцы ответили: «Хорошие друзья доберутся до нас и по плохим дорогам, пренебрегая опасностям, а плохие друзья нам не нужны».
- Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами. В одном ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот – прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами, четвертые танцорами и музыкантами. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории.
Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,
Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.
Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.
Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
И крепость их как горные вершины,
В которых гордые орлы парят.
В едином духе множество народов,
В лезгинском танце горные орлы.
В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.
Учитель: В Дагестане бытует сказка о всаднике, который вез народам мира языки. В мешке их было множество. Пересекая горы, споткнулся усталый конь, а мешок случайно зацепился за острую скалу. Вниз по каменным уступам посыпались языки. Это событие произошло на территории Дагестана. С тех пор и стали его жители многоязычными.
Девизом нашего урока будут слова Расула Гамзатова: «Пусть наши имена, песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений. Пусть добрые люди прибывают в доброте, а плохие станут хорошими
Вассалам, вакалам».
Вступительное слово: Обычно Дагестан называют страной гор, а прослушанная легенда дала ему второе название: «Страна языков» или «Гора языков».
Сам Дагестан узкой полоской вытянулся вдоль моря. Если скакать в Дагестан с севера, то не сразу появятся горы. Долго будет тянуться степь, поросшая разнообразными колючками и небольшими деревцами саксаула.
Здесь нет четких границ между Калмыкией, Ставрополем и Дагестаном. Чуть южнее Сухокумска начинаются ногайские степи. С западной стороны показались невысокое бугры. Они будут понемногу набирать высоту. А с востока продолжается степь – это кумыкские районы. Но вот на пути река Сулак. Нас окружают опаленные зноем отроги гор. Между их зубцами синеет плотная даль, там – горный Дагестан, а слева еще тянется равнина, но ширина ее резко падает, замыкаясь голубизной Каспийского моря.
Ученик: Наша страна называется Россия. На юге России около Каспийского моря находится Республика Дагестан. Это маленькая многонациональная часть великой России является нашей Родиной. Что же это за республика, в которой мы живем? (показывает на карте).
Ученик: И если мечтаешь ты вместе со всеми полезным для Родины быть. Ты должен беречь эту славную землю и крепко ее любить.
Учитель: В начале нашего мероприятия вспомним символику России и Дагестана…
Перед вами герб, флаг и гимн России, герб и флаг Дагестана.
Ученик: Мне ль тебя, Дагестан мой былинный,
Не молиться, тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?
Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.
Ученик: Дагестан – страна гор. Но не только горы в Дагестане. В республику входят и Ногайские степи, равнины Кизляра. Нельзя представить себе Дагестан без моря.
Ученик: Ты окружен горами с трех сторон,
В волне Каспийской полдень отражен.
И родников услышав перезвон в долинах
Вешних, где ковер цветной.
О, Дагестан, край изобильный мой!
Ученик: Знайте, что Дагестан прекрасная страна, благословенная для своих обитателей, грозная для врагов и изобилующая богатствами благодаря справедливости народа.
Ученик: У каждого, кем бы он ни был, чем бы ни занимался , есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения, защищать мир.
Ученик: Многие годы люди борются за свою свободу, за независимость, за мир.
Ученик: Мир – это не только безоблачное небо, радостное, безоблачное детство.
Ученик: Мир – это и любовь к своей Родине, стремление защищать ее.
Ученик: И нет в России еще такой же территории, где ба на таком маленьком клочке земли обосновалось бы такое большое количество народа.
Звучит песня «Дружба».
Ученик: Есть народы многочисленные, есть малочисленные, но каждый народ имеет свою историю – богатую событиями и поучительную.
Ученик: Путь от старых времен до наших дней был длительным и трудным. Много жертв осталось на этом пути, много замечательных людей отдали свою жизнь за счастье всего человечества.
Ученик: Как сказал Расул Гамзатов: «Не пером писана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами лошадей, надмогильными памятниками».
Ученик 1: Где находится Дагестан?
Ученик 2: Над крылом орла и под его крылом.
Ученик 1: На стыке двух континентов расположен Дагестан.
Ученик 2: Дагестан – это дерево, которое пустило корни в землю двух континентов.
Ученик 1: Дагестан – это гостеприимно радостный ковер, на котором могут встречаться все, кто хочет мира.
Ученик: Дагестан имеет три сокровища:
Земля: горы и равнины.
Вода: реки, родники, озера, море.
Люди: их мастерство и свершения.
Ученик: Самое доброе пожелание горцев: «Чтобы тесно было колосьям на поле твоем».
Ученик: Самое страшное проклятье горцев: «Пусть иссохнув, погибнет твое поле».
Ученик: Самая крепкая клятва горцев: «Клянусь этой землей!».
Ученик: Немало придумано клятв на Востоке,
Как розы цветистых, как гвозди простых.
Аллах – то высоко, а люди жестоки,
Железная клятва – оружье от них.
Клялись матерями, детьми и Кораном…
Но это невольно наводит на мысль,
Что все повседневно боялись обмана,
Быть может, поэтому много клялись.
Из всех громогласных, и крепких, и страшных
Была у нас клятва весомей свинца.
«Землей под ногами клянусь!»-
горец скажет.
И будет на этом стоять до конца.
Ученик: Мир большое блюдо, а ты Дагестан – маленькая ложка.
Не слишком ли она мала, для такого блюда?
Ученик: Говорил же мой отец, что и маленький рот может сказать большое слово.
Ученик: Сегодня говорим мы:
«Дагестан – это маленькое окно в большой мир».
Ученик: Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это всем известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след;
Дом иль тропинку, дерево иль слово.
Ученик 1: Дагестан и его люди – часть нашей Родины.
Ученик 2: До 1917 года он был одной из отсталых окраин царской России, краем сплошной безграмотности.
Ученик 1: В 1921 году Дагестан получил от России все необходимое для жизни.
Ученик 2: Дагестан увидел самого себя, увидел свое прошлое и будущее.
Ученик 1: В настоящее время на территории Дагестана располагаются города:
Махачкала, Кизляр,
Дербент, Кизилюрт,
Буйнакск, Избербаш,
Хасавюрт, Южносухокумск,
Каспийск, Дагестанские огни.
Ученик 2: 41 сельский район.
Ученик 1: 1939 селений, аулов и поселков.
Ученик 2: Дагестан – великая страна. Ее площадь – свыше 50 тыс. квадратных метров. Это больше чем Армения, Молдова, Бельгия, Эстония, Дания.
Ученик: Народы Дагестана придумали много пословиц:
Джигит умрет – слово живет.
Храбрец сохраняет аул.
Чем жить без чести, - говорят горцы, - лучше принять смерть.
Герой умирает однажды, а трус 100 раз.
Друг смотрит в глаза, а враг в ноги.
Без ребенка в семье нет счастья.
Нечистая совесть – хуже змеиного яда.
Сила жизни – в дружбе.
умен дурак – когда молчит.
Самый лучший друг тот, кто следует заветам предков.
Учитель: Замечательное слово знаем ты и я;
Мир! Мир! Мир!
Вместе с нами повторять готовы все друзья!
Мир! Мир! Мир!
И с надеждой вся планета
Произносит это слово.
Мир! Мир! Мир!
Все, что ценим мы и любим,
Дарим людям, дарим людям –
Мир! Мир! Мир!
Ученик: Дружат дети на планете
Ты со мной и я с тобой.
Кружит наши песни ветер
Над планетой голубой.
Исполняется танец «Акушинский»
Учитель: Мы не хотим все явления мира искать в Дагестане, в нашем чувстве Родины.
Наоборот чувство Родины мы находим во всех явлениях мира и во всех его уголках.
Наш маленький Дагестан и наш огромный мир – два ручья. Которые сливаются в один поток, достигнув долины. Две слезинки, которые вытекают из двух глаз и текут по двум шекам, но рождены одним горем или одной радостью.
Ученик: Замер орел, распростершийся в небе,
Словно крылами весь мир он объемлет,
Руки пошире раскинуть и мне бы,
Всех вас обнять, населяющих землю.
Всех вас, живущих на этих просторах.
Всех, кто смеется, горюет, иль плачет.
Песни такие бы спеть, от которых
Камни становятся шерстью ягнячий.
Песня « О Дагестане».
У каждого на этом свете
Есть райский свой уголок.
Всевышний доверил нам это,
Чтоб каждый все это сберег.
Есть горы и Каспийское море,
И зелень повсюду цветет.
Вот город строят и села,
Красивый народ здесь живет.
Припев: Дагестан древний край,
Многокрасочный как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны.
Цену дружбе знаем мы.
Эти узы нам важны.
Дагестан и моя родня,
Там и тут моя семья.
Экскурсия по выставке.
Перед вами небольшая выставка, которую организовали ученики нашего класса. Здесь собраны изделия, созданные умельцами Дагестана: рисунки, чеканка, костюмы, посуда, книги о Дагестане, стенд «Мастера Дагестана».
Также здесь вы видите и фотографии героев – дагестанцев, которые защищали Родину в годы войны. Долгие годы прошли после окончания войны, не стерты в памяти людей подвиги воинов, спасших многие страны от немецко-фашистских захватчиков.
Ученик: Под боевыми знаменами, овеянными славой, вместе с другими народами мужественно и стойко сражали с ненавистным врагом и воины – дагестанцы – отважные сыны гор. 110 тыс. лучших сынов и дочерей послал Дагестан на защиту Родины.
Ученик: На разных участках войны, в разное время военных лет проявляли героизм и отвагу, храбрость и великую преданность Родине дагестанцы. Более 40 храбрым из храбрых было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
Ученик: Многие из них не узнали о высокой награде, данной Родиной. Но боевая слава их разнеслась по всем фронтам, по всей стране и далеко за ее пределами.
Ученик: Многие имена Дагестанцев стали легендарными. Народ наш не забудет их дорогие имена. Их именами названы улицы городов, села, школы. Они навечно занесены в списки воинских частей. Вечная слава героям, павшим в боях за Родину.
Ученик: Орел крылами плещет в вышине,
Поток о скалы бьет крылатой пылью,
Джигит летит на вороном коне,
И конь, как птица, расправляет крылья.
Орел умрет – и ветер пух умчит,
Поток иссохнет – все о нем забудут;
Народу своему служил джигит –
И петь о нем
Всегда в народе будут.
Анвар Аджиев.
Ученик: Над могилой братской шепчут травы,
Колос наливается опять.
Мы – живые – не имеем права
О друзьях погибших забывать…
Гамзат Цадаса.
Ученик: У горца верная рука
И зоркий глаз, и ярость в сердце,
Винтовка бьет наверняка,
И каждый выстрел стоит немца.
130 немцев на счету!
Попробуй с ним в стрельбе поспорить,
Когда на боевом посту
С врагом дерется храбрый горец.
Н. Власов.
Учитель: Памяти погибшим в войну у Р. Гамзатова написана песня.
(звучит музыка «Журавли»).
Учитель: В заключении нашего занятия хочется, чтобы прозвучали стихи Р. Гамзатова.
Кунак.
Если ты кунак, то мой порог
Ждет тебя, сдувая облака.
Если ты от жажды изнемог,
То моя рука – твоя река.
Если даже на дворе черно,
Встречу сам, подай лишь только знак.
Вот мой хлеб, вот розы, вот вино,
Все, чем я богат, - твое, кунак.
Холодно – сядь ближе к очагу,
Я получше разожгу кизяк.
Голодно – не сетуй, помогу.
Полем поделюсь с тобой, кунак.
Если станешь таять, как свеча,
Проклиная рану иль недуг,
Я успею привести врача,
Кровь моя – твоею станет, друг.
Если страшно – мой возьми кинжал
И носи, повесив на боку.
Если ты, кунак, затосковал,
Станем вместе разгонять тоску,
Пал скакун – вот мой под чепраком,
Мчись, скачи и самым хмурым днем
Оставайся верным кунаком,
Будь я на коне иль под конем.
Легенда «Корзины». Р. Гамзатов.
Где реки похожи на барсов.
И прыгают с белых вершин,
Слыхал я, что был у аварцев
Жестокий обычай один.
Коль восемь десятков минуло
Отцу, что еще не почил,
В корзине его из аула,
На кладбище сын относил.
Печалью темнее агата,
Терзались сыновьи сердца.
И плакал невольник адата,
Живым хоронивший отца.
Казалось: мир в камень закован,
К скале прижималась скала,
Но совесть схлестнулась с законом
И верх над законом взяла.
Вещает из древности дальней
Легенда устами гонца:
Однажды наследник печальный,
Могилу копал для отца.
Шел снег, и земля леденела,
И заступ тяжелый стонал.
И медленно двигалось дело,
И парень, изымаясь, устал.
Вдруг голосом, полным заботы,
Участливо старец изрек:
«Присядь. Отдохни от работы.
Дай я покопаю, сынок.
Меня погребешь,
а корзину
с собою захватишь. Она
в свой век твоему еще сыну
окажется еще также нужна…»
Тут парень отбросил лопату
И, двинув корзину ногой,
Воскликнул:
«Такому адату
Я быть не желаю слугой!»
Как будто и впрямь с того света
Домой возвратился старик.
Сочли за пророчество это,
И новый обычай возник.
С тех пор до столетья аварцы
Счет собственным годам ведут,
А после – столетние старцы,
Годов не считая, живут!
Библиотекарь: Говорят, будто за Дагестаном наблюдают три мудрых старца. Они прожили многие века, все видели, все знают. Один из них вникая в древнюю историю, оглядывая старинные кладбища, задумываясь о летящих по небу птицах, говорит:
- Были люди в Дагестане.
Второй, глядя на сегодняшний мир, показывая на зажженные в Дагестане огни, называя имена отважных, говорит:
- Есть люди в Дагестане.
Третий старец, мысленно обозревая грядущее, оценивая тот фундамент, который мы заложили для будущего сегодня, говорит:
- Будут люди в Дагестане.
Итоги: 1. О чем узнали на уроке.
2 Какие выводы можно сделать об услышанном?
Ученик: В Республике, где проживают на маленькой территории огромное количество людей разной национальности, необходимы: дружба, взаимопонимание, добрососедство.
Учитель:
Стихотворение «Дружба».
Скажу я, коль спросят: «Чем жизнь дорога?»
«Улыбкою друга, слезами врага!»
Мой край затерялся средь скал и камней,
И меньше земли в нем, чем славы о ней.
Он не изобилен, как сказочный сад.
Он дружбою силен, любовью богат.
Однажды земляк мой, седой, как гора,
Почувствовал: с жизнью прощаться пора.
Но смерть, перед тем, как скрутила его,
О жизни прошедшей спросила его.
Сказала:
«А ну-ка скажи, человек,
Как жил ты, как прожил немалый свой век!»
И начал несчастный в последний свой час
О жизни некраткой короткий рассказ.
Мол, жил не тужил, не блудил, не грешил,
Хмельного не пил, табака не курил.
С утра и пока не ложился он спать
Три раза кормился, молился раз пять.
Не лгал он, не крал он, хоть знал – не болтал.
Чужого не брал, своего не давал.
И смерть, что известна своей простотой,
Ему улыбнулась: «Ты жил, как святой!
Должно быть, о старец, что сед, как гора,
Друзьям приносил ты немало добра!
И я, чтоб не ранить их верных сердец,
Готова конец твой отстрочить, мудрец.
В подарок, чистейший, из жизни с людьми
По году за каждого друга возьми!»
Старик седовласый, как смерть, побелел:
Не то, что друзей – он врагов не имел.
Воскликнула смерть:
«Если так, о мудрец,
Ты жил на земле, хоть давно уж мертвец!
Готовься, тебя я с собою возьму,
Коль людям не нужен, ты нужен кому?»
Эй, смерть, я твои одобряю слова,
Я враг твой заклятый, но здесь ты права.
Мы люди, а значит, без верных друзей
Труднее нам жить, умирать тяжелей.
Без дружбы погиб бы мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет.
Нам верная дружба и песни о ней
Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.
Песня «Горцу»
Ветер весенний тихо колышет
Листья в саду,
Нежной мечтою, горной травою
Рядом иду.
Припев:
Звонкая песня птицей небесной
Льется в полет.
Девичье сердце горцу – джигиту
Нежно поет.
Танец «Лезгинка».
15