12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чаплыгина Татьяна Дмитриевна193
учитель начальных классов. Образование высшее. Стаж работы 40 лет. Звания: "Отличник образования Республики Дагестан" "Почётный работник народного образования РФ"
Россия, Дагестан респ., г. Южно-Сухокумск

МКОУ «СОШ№2»













Внеклассное мероприятие на тему

«Дагестан мой дом родной»







Класс: 3 «а» СОШ №2

Учитель: Чаплыгина Т.Д.












г. Южно-Сухокумск

2012г.



t1584616481aa.gift1584616481ab.gif



Дата проведения: декабрь 2012 год.

Место проведения: СОШ №2, класс 3«а».

Проводящий: Чаплыгина Т.Д.

Цель проведения: 1. Ознакомить учащихся с историей образования

Республики Дагестан.

2. Прививать любовь к родному краю.

Наглядность: выставка поделок, рисунков, вязаных предметов, книг, презентация, компьютер, видеопроектор.





t1584616481ac.gif


Организационный момент.

Приветствие гостей.

Говорят, что дом, куда не ходят гости самый несчастный. В этом отношении наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: «Мир вашему дому!» говорим: «Добро пожаловать!».



звучит дагестанская мелодия


Выходят три девочки (1 с хлебом и солью, 2 с хинкалом). И двое мальчиков в национальной одежде.







1 юноша: Ассалам алейкум, дорогие друзья!


2 юноша: Ассалам алейкум, добрые гости!



1 юноша: Рады вас видеть у нас в гостях!


2 юноша: Не стесняйтесь! Угощайтесь!


1 юноша: Удовольствия вам 3 угощения!


девушки выносят угощения (хинкал, хлеб с солью)




1 юноша: Если ты обойдешь мой дом,


Град и гром на тебя, град и гром!


Гость, если будешь сакле моей не рад,


Гром и град на меня, гром и град!


2 юноша: Мы желаем вам всего самого доброго:


Пусть светлый день не минует вас!


Пусть сыновья будут ваши невредимы!


3 юноша: Пусть умножатся ваши бараны!


Да будет благополучие над вами!


Да продлится ваша жизнь!


звучит дагестанская мелодия


- У горцев спросили: «Зачем вы строите свои аулы далеко, в труднодоступных горах? До вас невозможно добраться, да и опасно: эти тропинки над пропастями, эти горные осыпи и обвалы».


- Горцы ответили: «Хорошие друзья доберутся до нас и по плохим дорогам, пренебрегая опасностям, а плохие друзья нам не нужны».


- Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами. В одном ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот – прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами, четвертые танцорами и музыкантами. Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории.


Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,

Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.

Переплетением городов и наций,

Прославился прекрасный Дагестан.


Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,

Даргинец брат, плечом к плечу стоят.

И крепость их как горные вершины,

В которых гордые орлы парят.


В едином духе множество народов,

В лезгинском танце горные орлы.

В сердец единстве сила Дагестанцев,

В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.


Долг горца оказать гостеприимство,

Он никогда его не нарушал.

И каждый там оставил свое сердце,

Кто на Кавказе щедром побывал.


И так заведено в горах Кавказских,

Друзей навеки верных обретешь.

Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,

За дружбу с ними тост произнесешь.






Учитель: В Дагестане бытует сказка о всаднике, который вез народам мира языки. В мешке их было множество. Пересекая горы, споткнулся усталый конь, а мешок случайно зацепился за острую скалу. Вниз по каменным уступам посыпались языки. Это событие произошло на территории Дагестана. С тех пор и стали его жители многоязычными.

Девизом нашего урока будут слова Расула Гамзатова: «Пусть наши имена, песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений. Пусть добрые люди прибывают в доброте, а плохие станут хорошими

Вассалам, вакалам».

Вступительное слово: Обычно Дагестан называют страной гор, а прослушанная легенда дала ему второе название: «Страна языков» или «Гора языков».

Сам Дагестан узкой полоской вытянулся вдоль моря. Если скакать в Дагестан с севера, то не сразу появятся горы. Долго будет тянуться степь, поросшая разнообразными колючками и небольшими деревцами саксаула.

Здесь нет четких границ между Калмыкией, Ставрополем и Дагестаном. Чуть южнее Сухокумска начинаются ногайские степи. С западной стороны показались невысокое бугры. Они будут понемногу набирать высоту. А с востока продолжается степь – это кумыкские районы. Но вот на пути река Сулак. Нас окружают опаленные зноем отроги гор. Между их зубцами синеет плотная даль, там – горный Дагестан, а слева еще тянется равнина, но ширина ее резко падает, замыкаясь голубизной Каспийского моря.


Ученик: Наша страна называется Россия. На юге России около Каспийского моря находится Республика Дагестан. Это маленькая многонациональная часть великой России является нашей Родиной. Что же это за республика, в которой мы живем? (показывает на карте).


Ученик: И если мечтаешь ты вместе со всеми полезным для Родины быть. Ты должен беречь эту славную землю и крепко ее любить.


Учитель: В начале нашего мероприятия вспомним символику России и Дагестана…

Перед вами герб, флаг и гимн России, герб и флаг Дагестана.


Ученик: Мне ль тебя, Дагестан мой былинный,

Не молиться, тебя ль не любить,

Мне ль в станице твоей журавлиной

Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.


Ученик: Дагестан – страна гор. Но не только горы в Дагестане. В республику входят и Ногайские степи, равнины Кизляра. Нельзя представить себе Дагестан без моря.


Ученик: Ты окружен горами с трех сторон,

В волне Каспийской полдень отражен.

И родников услышав перезвон в долинах

Вешних, где ковер цветной.

О, Дагестан, край изобильный мой!



Ученик: Знайте, что Дагестан прекрасная страна, благословенная для своих обитателей, грозная для врагов и изобилующая богатствами благодаря справедливости народа.


Ученик: У каждого, кем бы он ни был, чем бы ни занимался , есть еще один долг, который требует самоотверженного и верного служения, защищать мир.


Ученик: Многие годы люди борются за свою свободу, за независимость, за мир.


Ученик: Мир – это не только безоблачное небо, радостное, безоблачное детство.


Ученик: Мир – это и любовь к своей Родине, стремление защищать ее.


Ученик: И нет в России еще такой же территории, где ба на таком маленьком клочке земли обосновалось бы такое большое количество народа.

Звучит песня «Дружба».

Ученик: Есть народы многочисленные, есть малочисленные, но каждый народ имеет свою историю – богатую событиями и поучительную.


Ученик: Путь от старых времен до наших дней был длительным и трудным. Много жертв осталось на этом пути, много замечательных людей отдали свою жизнь за счастье всего человечества.


Ученик: Как сказал Расул Гамзатов: «Не пером писана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами лошадей, надмогильными памятниками».


Ученик 1: Где находится Дагестан?


Ученик 2: Над крылом орла и под его крылом.


Ученик 1: На стыке двух континентов расположен Дагестан.


Ученик 2: Дагестан – это дерево, которое пустило корни в землю двух континентов.


Ученик 1: Дагестан – это гостеприимно радостный ковер, на котором могут встречаться все, кто хочет мира.


Ученик: Дагестан имеет три сокровища:

Земля: горы и равнины.

Вода: реки, родники, озера, море.

Люди: их мастерство и свершения.

Ученик: Самое доброе пожелание горцев: «Чтобы тесно было колосьям на поле твоем».


Ученик: Самое страшное проклятье горцев: «Пусть иссохнув, погибнет твое поле».


Ученик: Самая крепкая клятва горцев: «Клянусь этой землей!».


Ученик: Немало придумано клятв на Востоке,

Как розы цветистых, как гвозди простых.

Аллах – то высоко, а люди жестоки,

Железная клятва – оружье от них.

Клялись матерями, детьми и Кораном…

Но это невольно наводит на мысль,

Что все повседневно боялись обмана,

Быть может, поэтому много клялись.

Из всех громогласных, и крепких, и страшных

Была у нас клятва весомей свинца.

«Землей под ногами клянусь!»-

горец скажет.

И будет на этом стоять до конца.


Ученик: Мир большое блюдо, а ты Дагестан – маленькая ложка.

Не слишком ли она мала, для такого блюда?


Ученик: Говорил же мой отец, что и маленький рот может сказать большое слово.


Ученик: Сегодня говорим мы:

«Дагестан – это маленькое окно в большой мир».


Ученик: Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след;

Дом иль тропинку, дерево иль слово.


Ученик 1: Дагестан и его люди – часть нашей Родины.


Ученик 2: До 1917 года он был одной из отсталых окраин царской России, краем сплошной безграмотности.


Ученик 1: В 1921 году Дагестан получил от России все необходимое для жизни.


Ученик 2: Дагестан увидел самого себя, увидел свое прошлое и будущее.

Ученик 1: В настоящее время на территории Дагестана располагаются города:

Махачкала, Кизляр,

Дербент, Кизилюрт,

Буйнакск, Избербаш,

Хасавюрт, Южносухокумск,

Каспийск, Дагестанские огни.


Ученик 2: 41 сельский район.


Ученик 1: 1939 селений, аулов и поселков.


Ученик 2: Дагестан – великая страна. Ее площадь – свыше 50 тыс. квадратных метров. Это больше чем Армения, Молдова, Бельгия, Эстония, Дания.


Ученик: Народы Дагестана придумали много пословиц:

Джигит умрет – слово живет.

Храбрец сохраняет аул.

Чем жить без чести, - говорят горцы, - лучше принять смерть.

Герой умирает однажды, а трус 100 раз.

Друг смотрит в глаза, а враг в ноги.

Без ребенка в семье нет счастья.

Нечистая совесть – хуже змеиного яда.

Сила жизни – в дружбе.

умен дурак – когда молчит.

Самый лучший друг тот, кто следует заветам предков.


Учитель: Замечательное слово знаем ты и я;

Мир! Мир! Мир!

Вместе с нами повторять готовы все друзья!

Мир! Мир! Мир!

И с надеждой вся планета

Произносит это слово.

Мир! Мир! Мир!

Все, что ценим мы и любим,

Дарим людям, дарим людям –

Мир! Мир! Мир!


Ученик: Дружат дети на планете

Ты со мной и я с тобой.

Кружит наши песни ветер

Над планетой голубой.


Исполняется танец «Акушинский»


Учитель: Мы не хотим все явления мира искать в Дагестане, в нашем чувстве Родины.

Наоборот чувство Родины мы находим во всех явлениях мира и во всех его уголках.

Наш маленький Дагестан и наш огромный мир – два ручья. Которые сливаются в один поток, достигнув долины. Две слезинки, которые вытекают из двух глаз и текут по двум шекам, но рождены одним горем или одной радостью.


Ученик: Замер орел, распростершийся в небе,

Словно крылами весь мир он объемлет,

Руки пошире раскинуть и мне бы,

Всех вас обнять, населяющих землю.

Всех вас, живущих на этих просторах.

Всех, кто смеется, горюет, иль плачет.

Песни такие бы спеть, от которых

Камни становятся шерстью ягнячий.


Песня « О Дагестане».


У каждого на этом свете

Есть райский свой уголок.

Всевышний доверил нам это,

Чтоб каждый все это сберег.

Есть горы и Каспийское море,

И зелень повсюду цветет.

Вот город строят и села,

Красивый народ здесь живет.

Припев: Дагестан древний край,

Многокрасочный как рай.

Все народы здесь равны,

Все друг другу мы нужны.

Цену дружбе знаем мы.

Эти узы нам важны.

Дагестан и моя родня,

Там и тут моя семья.


Экскурсия по выставке.

Перед вами небольшая выставка, которую организовали ученики нашего класса. Здесь собраны изделия, созданные умельцами Дагестана: рисунки, чеканка, костюмы, посуда, книги о Дагестане, стенд «Мастера Дагестана».

Также здесь вы видите и фотографии героев – дагестанцев, которые защищали Родину в годы войны. Долгие годы прошли после окончания войны, не стерты в памяти людей подвиги воинов, спасших многие страны от немецко-фашистских захватчиков.


Ученик: Под боевыми знаменами, овеянными славой, вместе с другими народами мужественно и стойко сражали с ненавистным врагом и воины – дагестанцы – отважные сыны гор. 110 тыс. лучших сынов и дочерей послал Дагестан на защиту Родины.


Ученик: На разных участках войны, в разное время военных лет проявляли героизм и отвагу, храбрость и великую преданность Родине дагестанцы. Более 40 храбрым из храбрых было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.


Ученик: Многие из них не узнали о высокой награде, данной Родиной. Но боевая слава их разнеслась по всем фронтам, по всей стране и далеко за ее пределами.


Ученик: Многие имена Дагестанцев стали легендарными. Народ наш не забудет их дорогие имена. Их именами названы улицы городов, села, школы. Они навечно занесены в списки воинских частей. Вечная слава героям, павшим в боях за Родину.


Ученик: Орел крылами плещет в вышине,

Поток о скалы бьет крылатой пылью,

Джигит летит на вороном коне,

И конь, как птица, расправляет крылья.

Орел умрет – и ветер пух умчит,

Поток иссохнет – все о нем забудут;

Народу своему служил джигит –

И петь о нем

Всегда в народе будут.

Анвар Аджиев.


Ученик: Над могилой братской шепчут травы,

Колос наливается опять.

Мы – живые – не имеем права

О друзьях погибших забывать…

Гамзат Цадаса.


Ученик: У горца верная рука

И зоркий глаз, и ярость в сердце,

Винтовка бьет наверняка,

И каждый выстрел стоит немца.

130 немцев на счету!

Попробуй с ним в стрельбе поспорить,

Когда на боевом посту

С врагом дерется храбрый горец.

Н. Власов.


Учитель: Памяти погибшим в войну у Р. Гамзатова написана песня.

(звучит музыка «Журавли»).

Учитель: В заключении нашего занятия хочется, чтобы прозвучали стихи Р. Гамзатова.

Кунак.

Если ты кунак, то мой порог

Ждет тебя, сдувая облака.

Если ты от жажды изнемог,

То моя рука – твоя река.


Если даже на дворе черно,

Встречу сам, подай лишь только знак.

Вот мой хлеб, вот розы, вот вино,

Все, чем я богат, - твое, кунак.


Холодно – сядь ближе к очагу,

Я получше разожгу кизяк.

Голодно – не сетуй, помогу.

Полем поделюсь с тобой, кунак.


Если станешь таять, как свеча,

Проклиная рану иль недуг,

Я успею привести врача,

Кровь моя – твоею станет, друг.


Если страшно – мой возьми кинжал

И носи, повесив на боку.

Если ты, кунак, затосковал,

Станем вместе разгонять тоску,


Пал скакун – вот мой под чепраком,

Мчись, скачи и самым хмурым днем

Оставайся верным кунаком,

Будь я на коне иль под конем.




Легенда «Корзины». Р. Гамзатов.


Где реки похожи на барсов.

И прыгают с белых вершин,

Слыхал я, что был у аварцев

Жестокий обычай один.


Коль восемь десятков минуло

Отцу, что еще не почил,

В корзине его из аула,

На кладбище сын относил.


Печалью темнее агата,

Терзались сыновьи сердца.

И плакал невольник адата,

Живым хоронивший отца.


Казалось: мир в камень закован,

К скале прижималась скала,

Но совесть схлестнулась с законом

И верх над законом взяла.


Вещает из древности дальней

Легенда устами гонца:

Однажды наследник печальный,

Могилу копал для отца.


Шел снег, и земля леденела,

И заступ тяжелый стонал.

И медленно двигалось дело,

И парень, изымаясь, устал.


Вдруг голосом, полным заботы,

Участливо старец изрек:

«Присядь. Отдохни от работы.

Дай я покопаю, сынок.


Меня погребешь,

а корзину

с собою захватишь. Она

в свой век твоему еще сыну

окажется еще также нужна…»




Тут парень отбросил лопату

И, двинув корзину ногой,

Воскликнул:

«Такому адату

Я быть не желаю слугой!»


Как будто и впрямь с того света

Домой возвратился старик.

Сочли за пророчество это,

И новый обычай возник.


С тех пор до столетья аварцы

Счет собственным годам ведут,

А после – столетние старцы,

Годов не считая, живут!


Библиотекарь: Говорят, будто за Дагестаном наблюдают три мудрых старца. Они прожили многие века, все видели, все знают. Один из них вникая в древнюю историю, оглядывая старинные кладбища, задумываясь о летящих по небу птицах, говорит:

- Были люди в Дагестане.

Второй, глядя на сегодняшний мир, показывая на зажженные в Дагестане огни, называя имена отважных, говорит:

- Есть люди в Дагестане.

Третий старец, мысленно обозревая грядущее, оценивая тот фундамент, который мы заложили для будущего сегодня, говорит:

- Будут люди в Дагестане.



Итоги: 1. О чем узнали на уроке.

2 Какие выводы можно сделать об услышанном?


Ученик: В Республике, где проживают на маленькой территории огромное количество людей разной национальности, необходимы: дружба, взаимопонимание, добрососедство.


Учитель:


Стихотворение «Дружба».


Скажу я, коль спросят: «Чем жизнь дорога?»

«Улыбкою друга, слезами врага!»

Мой край затерялся средь скал и камней,

И меньше земли в нем, чем славы о ней.

Он не изобилен, как сказочный сад.

Он дружбою силен, любовью богат.

Однажды земляк мой, седой, как гора,

Почувствовал: с жизнью прощаться пора.

Но смерть, перед тем, как скрутила его,

О жизни прошедшей спросила его.


Сказала:

«А ну-ка скажи, человек,

Как жил ты, как прожил немалый свой век!»

И начал несчастный в последний свой час

О жизни некраткой короткий рассказ.

Мол, жил не тужил, не блудил, не грешил,

Хмельного не пил, табака не курил.

С утра и пока не ложился он спать

Три раза кормился, молился раз пять.

Не лгал он, не крал он, хоть знал – не болтал.

Чужого не брал, своего не давал.


И смерть, что известна своей простотой,

Ему улыбнулась: «Ты жил, как святой!

Должно быть, о старец, что сед, как гора,

Друзьям приносил ты немало добра!

И я, чтоб не ранить их верных сердец,

Готова конец твой отстрочить, мудрец.

В подарок, чистейший, из жизни с людьми

По году за каждого друга возьми!»

Старик седовласый, как смерть, побелел:

Не то, что друзей – он врагов не имел.

Воскликнула смерть:

«Если так, о мудрец,

Ты жил на земле, хоть давно уж мертвец!

Готовься, тебя я с собою возьму,

Коль людям не нужен, ты нужен кому?»

Эй, смерть, я твои одобряю слова,

Я враг твой заклятый, но здесь ты права.

Мы люди, а значит, без верных друзей

Труднее нам жить, умирать тяжелей.

Без дружбы погиб бы мой малый народ,

Великий лишь тем, что любовью живет.

Нам верная дружба и песни о ней

Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.



Песня «Горцу»

Ветер весенний тихо колышет

Листья в саду,

Нежной мечтою, горной травою

Рядом иду.


Припев:

Звонкая песня птицей небесной

Льется в полет.

Девичье сердце горцу – джигиту

Нежно поет.


Танец «Лезгинка».




15


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.