12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болотова Нима Цыдыповна241
Россия, Хабаровский край, с.Константиновка

МБОУ СОШ с. Константиновка

Методическая разработка урока литературы 8 класс.,

Подготовила учитель русского языка и литературы Болотова Н.Ц.


Тема: Мцыри- романтический герой.

Цели:

Образовательная: 

обобщить знания о принципах романтизма и их художественном воплощении в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Развивающая: 

развивать навыки исследовательской деятельности, выполнять компаративный анализ текста, выразительного чтения, характеристики героя; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; развивать навыки работы в группе, творческого мышления, речи.

Воспитательная: 

создать условия для воспитания коммуникативной культуры, толерантности, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнения других, воспитывать чувство патриотизма, чести, прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства.

Тип урока: 

урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Методические приемы: 

Информационные (рассказ, сообщения)

Фишбоун (графическая техника представления информации)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий)

Исследовательский (анализ поэмы)

Приёмы: 

Работа в группах

Задания – исследования

Творческие задания

Сопоставление

Элементы проблемно- личностного обучения.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, работа в парах.


Достижение образовательных предметов.

предметные:

-уметь охарактеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

метапредметные:

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, компаративного анализа текста.

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

личностные:

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.




Формирование УУД


Регулятивные:

расширить знания учеников о творчестве М.Ю. Лермонтова, познакомить с особенностями его творческого метода;

совершенствовать умение учащихся работать с книгой и другими информационными ресурсами, самостоятельно добывать знания;

совершенствовать умение делать индивидуальные сообщения на заданную тему, характеризовать героев, выявлять средства характеристики персонажа.Коммуникативные и познавательные:

развивать познавательный интерес; культуру устной речи, умение выразительного чтения;

развивать творческие способности учащихся;

развивать умение сопоставлять изучаемые на уроках объекты;

развивать уверенность в своих силах, настойчивость

Личностные:

укрепить интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова;

закрепить стремление применять на практике знания, полученные на уроке.


Оборудование:

портрет М.Ю.Лермонтова, презентация репродукции картин М.Ю. Лермонтова, аудиозапись «Бой с барсом», Д.Байрона «Хочу я быть ребенком вольным,иллюстрации к поэме. Раздаточный материал: тексты стихотворения Джорджа Гордона Байрона «Хочу я быть ребенком вольным», фишбоун (скелет рыбы).




Что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г.Белинский

Ход урока

І. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

15 октября во всех регионах нашей страны прошли мероприятия, посвященные 205- летию со дня рождения русского прозаика, поэта и драматурга, художника, Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841). Произведения писателя знакомы вам уже давно. В 5 классе мы учили с вами трогательное стихотворение о золотой Тучке и Утесе-великане, в 7 классе познакомились с молодым опричником и удалым купцом Калашниковым.

В этом году в поле нашего зрения – одно из мистических и знаковых лирических произведений автора – поэма «Мцыри». Давайте обратим внимание на эпиграф к уроку, на слова В. Г. Белинского.

Словарь: исполинская – очень широкая, свободная.

- О какой натуре Мцыри говорит Белинский?

- О свободолюбии, в литературе оно свойственно романтизму.

-Значит, тема урока?

-«Мцыри-романтический герой».



Постановка целей и задач урока.


-Какова цель урока?

-Дать характеристику образу юноши-мцыри, дать оценку его поступкам, а главное ответить на проблемный вопрос:

-Можно ли Мцыри считать романтическим героем поэмы?


(Начало оформления фишбоун. 13 слайд в режиме анимации).


Для того, чтобы достичь целей урока, вы объединились в группы, которые будут называться:

«Искусствоведы» ((спикер группы - …),

«Литературоведы» (спикер группы -…),

«Историки» (спикер группы - ……).

Названия группы получили по виду исследовательской работы, которую вы проводили, готовясь к уроку.


ІІ. Введение в замысел урока.


Слово учителя.

Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он буквально ворвался в русскую литературу, ошеломив всех своей страстной исповедальностью, смелым умом, чистотой языка и слога.


И. Бунин писал: «Я всегда думал, что наш великий поэт был Пушкин. Нет, это Лермонтов. Представить себе нельзя, до какой высоты мог бы подняться, если бы не погиб». В 27 лет Лермонтовым написано 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм, 7 повестей.





ІІІ. Обобщение изученного материала


Исследовательская работа учащихся.


1.1 Рассказ о Лермонтове- художнике (презентация)


Следует отметить, что Михаил Юрьевич Лермонтов прекрасно играл на скрипке и флейте, увлекался шахматами, был хорошим математиком, а также талантливым художником. О Лермонтове- художнике нам расскажет представитель группы искусствоведов.(..)


Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Мастерство его поражает современного человека. 

На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и

поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, -

"Вид Пятигорска",

"Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"),

"Вид горы Крестовой",

"Вид Тифлиса",

Воспоминание о Кавказе. Картон, масло. Март — апрель 1838.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский).

Увидеть картины Лермонтова и восхититься ими можно в Пятигорске, в Домике-музее М.Ю Лермонтова


-Какие еще интересные факты из жизни М.Ю.Лермонтова вы знаете?

- Ответы учащихся.


Слово учителя.

Итак, поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте совершим экскурс в историю создания поэмы "Мцыри».


История создания поэмы.

Рассказ ученика. 

Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря. 


Слово учителя. Лермонтова этот рассказ очень поразил. Он задумал написать поэму. Теперь в герое поэмы он мог бы в полной мере отразить удаль непреклонных свободных сынов Кавказа и красоту удивительной кавказской природы.

Сюжетная ситуация и образы поэмы вполне конкретны, хотя одновременно они и символичны. Реальный образ томящегося в неволе героя-горца вместе с тем - это символ современного Лермонтову молодого человека, переживающего подобного же рода драму в условиях после 14 декабря 1825 года.

Давайте вспомним о политических событиях, которые проходили в России во времена жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. Об этом нам расскажет представитель группы историков.(…)



Рассказ о политических событиях, которые происходили в России во времена жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.

Блиц – опрос

В каком году была написана поэма «Мцыри»? (1939)

Где происходят действия поэмы? (в Грузии)

Что обозначает слово Мцыри? (послушник)

Тема произведения?

Идея произведения?

Жанр произведения? (поэма)

Из скольких композиционных частей состоит поэма? (двух)

От имени кого ведется рассказ в первых двух главах поэмы? (рассказчика)

В остальных 24 строфах рассказ ведется от имени …(Мцыри)

Как еще можно назвать эту часть произведения? (исповедь, монолог)

Кому исповедается Мцыри? (черницу)

Чем заканчивается поэма?


Работа с текстом произведения «Мцыри»

Работа в группах



Задание3.1

-А сейчас, ребята, мы должны составить портрет героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.

-Ребята, что такое сюжет поэмы? (это события произведения, расположенные в хронологической последовательности)



назовите основные композиционные части и расположите их в определенной хронологической последовательности (учащиеся в группах выполняют задание).


определить и записать: какие чувства переживает герой в определенной композиционной части, какие черты характера героя проявляются?


1

Жизнь в монастыре

1

грусть, одиночество, гордость

2

Побег из монастыря.

2

хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

3

Пейзаж на свободе.


3

радость, легкость, наслаждение


4

Встреча с грузинкой.


4

Встреча с грузинкой. –чувства, любовь

5

Бой с барсом.


5

храбрость, жестокость, упивался борьбой


6

Опять монастырская стена.


6

отчаяние, несбывшиеся надежды

7

Исповедь.


7

прощание с жизнью, желание умереть




3адание 3.2


Подобрать цитаты из текста, которые бы соответствовали характеристике героя каждой композиционной части

Жизнь в монастыре грусть, одиночество, гордость


«Но после к плену он привык…»


Побег из монастыря. хитрость, смелость, желание увидеть родной дом

«Как вдруг однажды он исчез…»

Пейзаж на свободе. радость, легкость, наслаждение

«Кругом меня цвел Божий сад…»

Встреча с грузинкой. Чувства,любовь


«И вспомнил я отцовский дом…»

Бой с барсом. храбрость, жестокость, упивался борьбой

«Бой закипел, смертельный бой!»

Опять монастырская стена. отчаяние, несбывшиеся надежды

«…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…».

Исповедь. прощание с жизнью, желание умереть


«Оттуда виден и Кавказ!»



Слово учителя.

-Ребята, на прошлом уроке мы вели речь, о таком литературном направлении в литературе, как романтизм.

Романтизм – направление в литературе, проникнутое стремлением в ярких образах показать высокое предназначение человека.

-Какие отличительные черты героя этого направления?

Ответы на вопросы.


3адание 3.3 Обратите внимание на черты характера героя, которые вы раскрыли на определенном композиционном этапе, которые могут принадлежать романтическому герою (одиночество, гордость, смелость, упование борьбой, смерть). (оформление верхней части фишбоун)


Слово учителя


- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя. 

-Давайте прослушаем аудиозапись «Бой с барсом» и ответим на вопрос:
-Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом? 


Прослушивание аудиозаписи «Бой с барсом».


Ответы на вопросы


Вывод. Слово учителя.

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей — в этом важнейшая причина его жизненной трагедии. 



3адание 3.4 Компаративный анализ текста.

Следует отметить, что написать поэму «Мцыри» поэта вдохновил Джорж Гордон Байрон. Давайте послушаем историю об этом, которую нам подготовила представитель группы литературоведов (…).

Рассказ ученицы

Одним из любимейших поэтов М.Ю. Лермонтова был английский поэт XIX века Байрон. Он считается одним из крупнейших романтических поэтов, своего рода вождем всех романтиков. М.Ю. Лермонтов как почти все молодые люди того времени был увлечен Байроном, находился под сильным влиянием его личности и поэзии.

Байрон был английским лордом. Он был необыкновенно красив, умен, образован, но врожденная хромота отложила отпечаток на его характере: сделала его несколько замкнутым и угрюмым. Постоянная грусть и задумчивость придавали его лицу выражение загадочной одухотворенности.

Чтобы глубже понять творчество М.Ю. Лермонтова, необходимо иметь представление и о поэзии Байрона, оказавшей на Лермонтова огромное влияние.


Прослушивание аудиозаписи стихотворения Джорджа Байрона «Хочу я быть ребенком вольным»


Работа с текстом. Работа в парах.


Найти в строфах стихотворения слова, фразы, которые описывают чувства, переживания лирического героя, образы природы, и они созвучны с чувствами Мцыри и образами природы Кавказа.





Хочу я быть ребенком вольным

И снова жить в родных горах,

Скитаться по лесам раздольным,

Качаться на морских волнах.

Не сжиться мне душой свободной

С саксонской пышной суетой!

Милее мне над зыбью водной

Утес, в который бьет прибой!


Судьба! возьми назад щедроты

И титул, что в веках звучит!

Жить меж рабов – мне нет охоты,

Их руки пожимать - мне стыд!

Верни мне край мой одичалый,

Где знал я грезы ранних лет,

Где реву океана скалы

Шлют свой бестрепетный ответ!


О! я не стар! Но мир бесспорно

Был сотворен не для меня!

Зачем же скрыты тенью черной

Приметы рокового дня?

Мне прежде снился сон прекрасный,

Виденье дивной красоты…

Действительность! ты речью властной

Разогнала мои мечты.


Кто был мой друг – в краю далеком,

Кого любил – тех нет со мной.

Уныло в сердце одиноком,

Когда надежд исчезнет рой!

Порой над чашами веселья

Забудусь я на краткий срок…

Но что мгновенный бред похмелья!

Я сердцем, сердцем одинок!

……………………………..

Я изнемог от мук веселья,

Мне ненавистен род людской,

И жаждет грудь моя ущелья,

Где мгла нависнет над душой!

Когда б я мог, расправив крылья,

Как голубь к радостям гнезда,

Умчаться в небо без усилья

Прочь, прочь от жизни – навсегда

Слово учителя. Вывод.

Для романтических героев Байроновских произведений характерны следующие черты (записать в тетрадях):

Сильные чувства (страсти).

Отвержение законов, которым подчиняются другие.

Одиночество.

Гордыня.

Недовольство своей жизнью.

Бунтарство.

Презрение к окружающим и к миру.

Гибель.

Природа в романтических произведениях, как правило, необычная, экзотическая (скалы, море), беспокойная (буря, гром, ветер).


- Какие черты, свойственные обобщенному образу романтического героя, проявились в этом стихотворении?

(оформление нижней части фишбоун).

Одиночество, нежелание жить, отвержение действительности, презрение к окружающим его людям, желание свободы, сильных ощущений; отвержение предназначенной ему судьбы, бунтарство.

- Сравните образ лирического героя стихотворения Байрона и образ Мцыри. Есть ли между ними что-либо общее?

Между Мцыри и лирическим героем Байрона много общего. Оба они чувствуют себя несвободными, стремятся к воле, к бурной, необыкновенной жизни. Оба героя считают покорную жизнь окружающих людей рабством и за это презирают их. Гордость, ненависть и презрение к миру делают обоих героев одинокими. Рядом с ними нет никого, кто понимал бы их и любил. И тот и другой герой отвергают свою судьбу, как бы швыряют ей в лицо то, что она дала им.

- О чем сожалеют и о чем мечтают оба героя? Что они вспоминают?

Оба героя вспоминают свои родные края, где они, по-видимому, были когда-то счастливы, вспоминают своих друзей и родных, тех, кого они когда-то любили.

- Какой вывод мы можем сделать исходя из этого краткого сопоставления двух героев?


Оформление фишбоун (заполните хвостовую часть фишбоун).


-Образ Мцыри, как и образ лирического героя стихотворения Байрона, - это типичные образы романтических героев.


-Какова связь поэмы с современным миром, в котором жил Лермонтов?


Вывод: романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни.)

Вывод:в конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова.

Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг.

Вывод:поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря.

Вывод: появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова- это мечта поэта о новой вольной жизни.

-Актуальна ли поэма Лермонтова для нас, живущих в 21 веке? В чём? (Прошло 205 лет со дня написания поэмы)

ВЫВОД: ценность творчества настоящего писателя заключается в том, что он поднимает и раскрывает проблемы человеческого общества, которые всегда важны и актуальны. И каждое поколение их решает по- своему.



IV Рефлексивно-оценочный.


1.Составление синквейн по образу Мцыри.

2.Карта самооценивания.





Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.



V. Домашнее задание:


Дать письменный развернутый ответ на вопрос: «Что привлекает меня в характере Мцыри?»











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.