12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
2

Презентация и методическая разработка урока литературы 8 класс «А.Грин «Зелёная лампа»»



УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
В 8 КЛАССЕ
ПО РАССКАЗУ АЛЕКСАНДРА ГРИНА

«ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА»

Преподаватель

русского языка и литературы

«ХСОШ №5»

Сергиево-Посадского района:

Тоирова Лилия Юрьевна.

 

НАЙТИ СВОЮ ТРОПУ

(урок по рассказу А.С.Грина «Зелёная лампа» в 8 классе)

Тип урока:   урок анализа художественного произведения

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Методический прием: чтение с остановками

 Цель урока:  

создание положительных условий для формирования у подростков интереса к чтению произведений А. Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека;

 воспитание в подростках желания насыщенной, плодотворной жизни, полной риска, мужества, цели;

развитие критического мышления и творческих способностей учащихся; развитие умения анализировать текст, задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, выделять главную мысль в тексте и его отрывке, сравнивать, обобщать, систематизировать.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.    

Предметные результаты:

Научатся: читать и  понимать текст, используя свой «дар воображения»

Получат возможность научиться:   работать с различными источниками   информации; использовать те нравственные уроки, которые были получены в ходе чтения рассказа.

УУД личностные:  ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной   форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.  

Оборудование:

портрет Грина, иллюстрации к рассказам «Алые паруса», «Бегущая по волнам», открытки «Грин в Крыму», проектор, экран.

Словарная работа:

Псалом - религиозное песнопение, входящее в псалтырь

Притча - краткий иносказательный и поучительный рассказ

Антитеза – противопоставление, худ. приём построения сюжета

Оксюморон- сочетание внутренне несовместимых, иногда противоположных понятий.

Новелла-жанр литературы, для которой характерны неожиданное развитие и развязка события; успеха в новелле добивается сильный, умный, активный, энергичный герой.

Задания к уроку:

1. Прочитайте предложение из рассказа: «Я едва не ударил вас тогда же на улице, но вспомнил, что благодаря вашей издевательской щедрости могу стать образованным человеком…».

2. Выпишите из толкового словаря значения слов издевательский, щедрость.

3.Подумайте, какой смысл получается при сочетании несовместимых понятий..

Напишите свои примеры сочетания несовместимых понятий, например:

горькая радость, ….

4. Выпишите наиболее запомнившиеся строки. Какие из них могли бы стать афоризмами?

5. Озаглавьте части, составьте план каждой.

 

 

/ЭПИГРАФ: /

 

Как трудно во мраке найти свой просёлок,

тропинку, дорогу—

Легко ошибиться, приняв за природу

Обычный рисунок

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу

Зелёная лампа…

 

М.Сипер

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

- На прошлом уроке мы начали знакомство с новым, доселе неизвестным нам замечательным писателем А.С. Грином. Эпитет замечательный на уроках литературы звучит часто, но каждый раз мы вкладываем в него новое значение. Чем же замечателен А.С.Грин?

(А.С.Грин замечателен тем, что обладал даром могучего воображения.

Его называют и писателем-сказочником, и фантастом. Он выдумал целую страну—Гринландию, в которой есть необычные города- Лисс, Зурбаган, населил их смелыми, гордыми, простодушными, целеустремленными людьми, которые верили в мечту и достигали её, боролись с жадностью и подлостью.)

- Как К.Г.Паустовский кратко, но очень точно назвал А.С.Грина?

(Человек светлой мечты)

- Жизнь Грина была полна невзгод и лишений, и все-таки в нём сохранилась вера в светлые качества человека, в его великие возможности. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту мысль, обратимся к рассказу «Зелёная лампа»(1930г.)

 

Анализ рассказа

1 часть

Почему рассказ разделён на две части? Как их можно озаглавить?

( 1. История необычайной сделки. 2.Неожиданные перемены)

(один уч-ся пишет на доске план рассказа)

Кто главное действующее лицо? Охарактеризуйте Стильтона.

(Стильтон - пресыщенный богач, который уверен во власти денег, жестокий, изощренный, циничный человек, хотел поиграть живой игрушкой, которую можно купить дешево и в рассрочку, хотел насладиться человеческим падением).

Кто стал жертвой этого чудовищного замысла?

(Джон Ив, 25-летний бродяга, приехал в Лондон искать работу. Ему пришлось испытать труд углекопа, слуги в трактире, а оказавшись в Лондоне, ночевать в парках, на пристанях, он изголодался и отощал. Предложение Стильтона он воспринял как благодеяние.)

Какова роль третьего персонажа—Реймера?

( Не будь Реймера, возможно, не произошла бы эта история, ведь Стильтону важно было показать свою безграничную власть над человеком, вероятно, ему хотелось продемонстрировать свою богатую, с его точки зрения, фантазию.)

Сформулируем 1-й вывод.

Вывод 1. Нельзя потворствовать злу или быть к нему равнодушным: от этого оно приумножается. (выводы записываются учениками в тетрадь)

 

2 часть

1. «Издевательская щедрость»- так называет Ив поступок Стильтона. Что необычного в этом словосочетании?

(Щедрость-бескорыстие, богатство; издевательский - оскорбительный;

противоречивый смысл словосочетания, разное его истолкование).

Этот приём в художественной литературе используется, чтобы привлечь внимание, показать необычность явления: звонкая тишина, горькая радость. Он называется ОКСЮМОРОН.

Оксюморон – вид эпитета, сочетание внутренне противоречащих друг другу понятий.

- С какой целью оксюморон использован для характеристики поступка Стильтона?

(чтобы показать, как в поступке Стильтона переплелось добро и зло)

Итак, добро или зло сотворил Стильтон по отношении к Иву?

2. Удался ли замысел? Стал ли Джон Ив классической жертвой?

 

-Постарайтесь объяснить, почему шутка не получилась, ведь у Джона Ива было два пути: один - предсказанный Стильтоном—спиться от скуки или сойти с ума, и второй—найти себе дело.

- От чего зависит выбор?

(от характера человека: безвольный и слабохарактерный не будет спорить с судьбой, будет плыть по течению, а настойчивый, волевой, сильный духом человек не сломается. Джон Ив не стал ждать милости от судьбы, он наполнил свою жизнь смыслом, увидел впереди цель, ради которой стоило жить).

3. Сформулируем второй вывод: от чего зависит судьба человека?

Вывод 2. Судьба человека зависит не только от обстоятельств, но и от его характера. (Продолжите ответ: какими качествами должен обладать человек): настойчивости, целеустремлённости, трудолюбия, веры в людей и в собственные силы.

ПО ЖАНРУ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ МОЖНО ОТНЕСТИ К НОВЕЛЛЕ. ПРОЧИТАЙТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ТЕРМИН, И СКАЖИТЕ ПОЧЕМУ.

1. Итак, шутка обернулась благом, несмотря на задуманное зло (вспомните: издевательская щедрость); ( «Там, за окном сидит дурак…Он сопьётся от скуки или сойдёт с ума. …»)

А как эта история отразилась на Стильтоне?

(Стильтон разорился: несколько крупных проигрышей, паника на бирже… и он стал ничем. Теперь это грязный, скверно одетый, с истощенным лицом старик, живущий в притоне)

2. Это авторский замысел превратил пресыщенного богача в бродягу. А могло ли быть иначе? (уч-ся предлагают свои варианты судьбы Стильтона). Почему именно такая участь постигла его? Какую мысль хотел донести до нас автор, о чём предупредить?

Вывод 3. Не сотвори зла ближнему, иначе оно к тебе же и вернётся.

Злоба его обратится на его голову, и злодейство

Его упадёт на его темя (Псалом 7)

Это одна из важнейших христианских заповедей, записанных в Евангелии, псалом (т.е. религиозное песнопение) седьмой.

3. Мы уже говорили, что Джон Ив – настойчивый, целеустремлённый, трудолюбивый человек. А каким ещё качеством, достойным уважения, он обладает?

( было желание ударить - сдержался, была возможность отомстить - не воспользовался, мало того, предлагает помощь тому, кто хотел сделать его живой игрушкой).

4. Сформулируйте 4-й вывод самостоятельно.

Вывод 4. Человек должен уметь прощать, откликаться на чужую беду.

5. Эти выводы мы сделали, опираясь на содержание рассказа. А что нового поможет узнать построение сюжета, т.е. композиция?

Проверим, верно ли составлен план. Не кажется ли вам, что содержание 2-й части зеркально отражает содержание первой?

ВАРИАНТ ПЛАНА..

1. История необычайной сделки:

а) встреча и спасение бродяги

б) история Джона Ива

в) Стильтон и его предложение

г) свет зеленой лампы.

2. Неожиданные перемены:

а) встреча и спасение бродяги

б) истории героев

в) «Зажигайте хотя бы свечу».

Герои поменялись ролями, но снова противопоставлены друг другу.

Как называется приём противопоставления в литературе? (АНТИТЕЗА)

Самостоятельная работа : найдите в тексте противопоставления.

 

Бродяга- миллионер

Человек большого воображения - дурак, купленный дёшево

Он имеет хоть надежды- я почти разорён

Мягкий зелёный свет - полутьма улицы

С какой целью использована антитеза?

( чтобы противопоставить героев, их судьбы, но самое главное – их отношение к жизни, к человеку).

Вывод 5. Человек, не имеющий смысла жизни, становится игрушкой в руках судьбы; тот, кто увидел цель, строит свою судьбу сам

6. Перечитайте выводы, которые мы сделали, прочитав небольшой рассказ. Все они прямо относятся к общечеловеческим законам жизни.

ЭТО ПРИТЧА – НЕБОЛЬШОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПР-Е, из которого внимательный читатель делает нравоучительные выводы, как это сделали мы. Эти мысли, выводы даны не прямо, а иносказательно. Так же иносказательно и название рассказа. Попробуем объяснить его смысл.

Варианты ответов детей:

Зеленый-это цвет жизни

Зелёный светофор говорит, что путь открыт

Псевдоним Грина переводится как «зелёный» (возможно, он писал о себе)

Зелёный свет-это мягкий, добрый свет

«Зеленая лампа» - так назывался литературный кружок, членом которого был А.С.Пушкин, он писал: «Надежды лампа зажжена» (запишем ключевые слова)

Обобщим всё сказанное: чем стала зелёная лампа для Джона Ива?

( она подарила ему надежду, осветила путь, по которому он пошёл и благодаря своей настойчивости, трудолюбию достиг цели)

 

7. Кто стал первым помощником Ива на его трудном пути?

 

А вот сейчас сделаем последний вывод нашего урока.

Заключительное слово учителя.

Вы находитесь в начале жизненного пути, и у каждого из вас должна быть своя лампа - надежда, мечта, которая поведет вас по жизни (читаю эпиграф)

Найти свою тропу, свою мечту вам помогут книги, хорошие и разные, и я надеюсь, что среди них будут книги А.С.Грина - замечательного писателя (я думаю, сегодня мы в этом убедились), которого К.Г.Паустовский справедливо назвал человеком светлой мечты. Может быть, благодаря им появится на вашем пути спасительная Фрези Грант и как символ исполнения мечты корабль под алыми парусами.

О том, к кому приплывает волшебный корабль с парусами цвета мечты, мы поговорим в следующий раз, на уроке внеклассного чтения.

Д/З: «Алые паруса» : почему исполнилась мечта Ассоль?

Инд.: рассказ «История капитана Грэя»; пересказ « Встреча Ассоль со сказочником Эглем».

В заключение подготовленный ученик читает стихотворение.

М.СИПЕР. ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА

Коричневый кубик стоит у дороги, и окна темнеют.

Замёрзших деревьев в ночном полумраке

возносятся лапы.

Уснули все люди… В окне небольшом пламенеет

Зелёная лампа…

Не спится, наверное, хозяевам этой обычной квартиры,

А может быть, просто забыли о лампе

и тихо уснули,

Устав от уборок, покупок, размолвок и стирок…

И только свет лампы цветёт на безмолвии улиц.

А ветер свистит и играет беспечно

вчерашней газетой,

Огни фонарей переломлены в стёклах

заснеженной призмы,

И пишут в ночи за зелёною лампой поэты…

Идёт на земле фильм другой—третья серия жизни.

Как трудно во мраке найти свой просёлок,

тропинку, дорогу—

легко ошибиться, приняв за природу

простые эстампы.

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу

Зелёная лампа… (А.Грин "Зелёная лампа")

Презентация 

Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.