Доклад «Мультфильм, как средство воспитательного и коррекционного воздействия на детей дошкольного возраста»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Миасского городского округа
МКДОУ № 18
Федотова Юлия Александровна
педагог-психолог
Мультфильм, как средство воспитательного и коррекционного воздействия
на детей дошкольного возраста
Содержание
Введение
1. Теоретический анализ проблемы воздействия мультфильмов на детей
1.1. Мультфильм, как продукт культурной среды
1.2. Качественные характеристики различных типов мультфильмов
1.3. Воздействие мультфильмов на детей дошкольного возраста
1.4. Мульт-терапия, как инновационное направление в коррекционно-
педагогическом процессе.
2. Практический опыт использования мульт-терапии в коррекционно - педагогическом процессе
2.1. Мультфильмы и их воспитательные возможности
2.2. Алгоритм мульт-терапевтического занятия
2.3. Условия для проведения занятий
2.4. Оценка эффективности коррекционного воздействия
Заключение
Источники
Приложения
спокойные или живые по своему
характеру поведения буквально взяты
в плен мультипликацией...»
Лоренца Лорензини
Введение
В настоящее время телевидение искусно используется для манипулирования человеческим сознанием. Негативные манипуляции личностью в СМИ могут стать настоящей проблемой в третьем тысячелетии. Наибольшему деструктивному влиянию современных технологий подвержены дети. Именно маленькие телезрители являются наиболее уязвимыми перед влиянием продуктов средств массовой информации. В отличие от взрослых, дети часто воспринимают информацию, полученную с экрана, за прописную истину и не осознают, какое влияние оказывает на них просмотр различных программ и мультфильмов.
Но другой стороны, мультфильм является наиболее эффективным воспитателем от искусства и медиа-среды. Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие ребенка, помогает воспитывать необходимые качества и прививать правила и нормы поведения. Правильный подбор материала позволяет работать с различными детскими проблемами.
Возникшее противоречие наталкивает на необходимость анализа продуктов медиа-среды, в частности – мультфильмов, предназначенных для просмотра дошкольниками с целью использования их конструктивным образом.
Поэтому целью данной работы был анализ продукции мультиндустрии и создание технологии использования мультфильмов в коррекционно-педагогическом процессе.
Задачи:
Оценить существующую продукцию анимационной индустрии.
Отобрать мультфильмы, подходящие для использования в воспитательных целях для детей дошкольного возраста.
Выработать алгоритм занятий с использованием мультфильмов.
Оценить эффективность предложенной технологии.
Основная психолого-педагогическая идея использования мульт-терапии в коррекционно-педагогическом процессе заключается в том, что она, являясь синтезом педагогического подхода, психологических методик групповой работы,и анимационных технологий, дает в совокупности синергетический эффект.
Просмотр мультфильмов оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка. Правильный подбор материала позволяет работать с проблемами общения, детскими страхами, тревожностью, самовосприятием. В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются представления о добре и зле, правила и эталоны хорошего и плохого поведения, умение распознавать чувства и эмоции. Дети идентифицируются с персонажами, чьи переживания им близки и, изменяя образ персонажа, мы можем повлиять на сознание ребенка. Ребята сравнивают себя с персонажами, учатся оценивать свое поведение, у них расширяется представление о возможных моделях поведения и последствиях некоторых действий.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная технология позволяет оказывать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста с любым уровнем интеллектуального и личностного развития, являясь, прежде всего, хорошей опорой для родителей и воспитателей детских дошкольных учреждений.
Новизна: Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-педагогическом процессе — это одна из самых новых и актуальных направлений в отечественной специальной педагогике и психологии. Использование мультфильмов при обучении и воспитании детей дошкольного возраста может стать одним из эффективных методов коррекционного и воспитательного воздействия, наиболее органичных природе ребенка.
1. Теоретический анализ проблемы воздействия мультфильмов на детей.
1.1. Мультфильм, как продукт культурной среды
Мультипликационный фильм, мультфильм (от слияния лат. multiplicatio — умножение и англ. film — плёнка) — это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.
Виды мультфильмов
По способу создания:
- пластилиновый
- рисованный
- кукольный
- компьютерный
По продолжительности:
- полнометражные (длительностью обычно более 70 минут
-короткометражные (обычно около 25-30 минут)
1.2. Качественные характеристики различных типов мультфильмов
Анализируя программу телепередач, было установлено, что 79% мультфильмов, идущих на телевизионных каналах – это мультфильмы зарубежного производства и всего 20% - мультфильмы российской киноиндустрии.
В советское время мультипликационные фильмы не выпускались массово, являясь своего рода штучным товаром, что положительно сказывалось на их качестве. Каждый герой, каждая сцена продумывалась до мелочей, поэтому не удивительно, что такие творения отечественной кинематографии оставляли в сознании подрастающего поколения исключительно позитивную информацию.
В советское время абсолютно все мультипликационные фильмы начинали транслироваться только после прохождения жесточайшего контроля. Существовала строгая проверка каждого кадра, касательно его воздействия на детскую психику. Ведь наверно никто не решится отрицать, что такие мультики как "Летучий корабль" и "Цветик-семицветик", "В стране невыученных уроков" и "Мама для мамонтенка", "Ивашка из Дворца Пионеров" и "Вовка в тридевятом царстве", а также многие другие учат детей доброму и прекрасному, оставаясь при этом комфортными для детской психики.
Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях.
В диссертации Лалетиной А.Ф проведена оценка воспитательного потенциала по направлениям воспитания и основным задачам. Информация представлена в таблице.
Направ- ление воспитания | Задача | Мультфильм | Чему учит |
Нрав- ственое воспи- тание | Формирование нравственных представлений, качеств, норм поведения | «Мама для мамонтенка» Крошка енот» «День рождения бабушки» «Высокая горка» «Чебурашка» | Ценность родителей, семьи, друзей, стремление к добрым отношениям, заботе о родных. |
«Как стать большим» «День рождения» | Развитие ответственности и самостоятельности | ||
«Цветик-семицветик» «Грибок-теремок» | Развитие взаимопонимания и дружбы | ||
Умственное воспитание | Формирование познавательной потребности, любознательности | «Остров ошибок» «Ивашка из Дворца пионеров» «Опять двойка» | Учиться, интересоваться окружающим, стремиться узнавать новое |
Физическое воспитание | Воспитание воли, стремление к преодолению трудностей, знакомство с разными видами спорта | «Топчумба» «Чемпион» «Футбольшые звезды» Дедушка и внучек» | Чтобы быть сильным и выносливы, нужно много тренироваться |
Трудовое воспитание | Воспитание отношения к труду, потребности трудиться | Приключения Хомы» «Баранкин, будь человеком!» Дядя Миша» Стрекоза и муравей» | Чтобы добиться результата, нужно трудиться |
К сожалению, в наши дни ситуация в корне изменилась. В девяностые годы прошлого века отечественная мультипликационная индустрия переживала далеко не самые лучшие времена, российские мультики практически перестали выпускаться, и их место на рынке заняли творения американских и японских мультипликаторов, вокруг качества которых и по сей день ведутся серьезные дискуссии. Рассчитаны иностранные мультфильмы на совсем иную аудиторию, на представителей другой культуры, но так как их смотрят наши дети, то и ценности, в таких творениях пропагандируемые, прививаются и им. Вот и получается, что вследствие длительного просмотра таких мультиков у наших деток формируются далекие от идеала качества характера.
По мнению детского психолога И. Я. Медведевой, основное различие между советскими и зарубежными мультфильмами заключаются в различиях в картине мира. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям с нарушениями развития, ослабленным какой-то душевной травмой, для детей с проблемами общения и т.д.
Если анализировать современные мультфильмы, то необходимо отметить, что их сюжеты часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, убийство, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, месть, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую.
Современные американские мультфильмы, которыми переполнено наше телевидение, только с виду кажется безобидной поделкой. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.
Кроме того, исследования психологов показывают, что некоторые зарубежные мультфильмы могут быть причиной различных зависимостей, фобий и даже психических расстройств. Достаточно привести для примера лишь несколько нашумевших фактов.
1. Более пятисот детей дошкольного возраста были госпитализированы в Японии с симптомами эпилепсии, а причиной послужил просмотр 38-ой серии мультсериала "Покемоны".
2. Прославившаяся на весь мир программа "Телепузики" была придумана и написана под воздействием галлюциногенных веществ.
3. В России родители подали в суд иск на телеканал за трансляцию мультфильмов "Гриффины" и "Симпсоны", основываясь на утверждении психологов, что данные фильмы негативным образом влияют на психику детей.
4. Ученые из Италии провели детальное исследование структуры и функций различных участков коры головного мозга во время просмотра детьми японских мультфильмов и сделали вывод о том, что в некоторых участках мозга детей возникала патологическая активность под воздействием световых импульсов, имеющих определенную частоту. Яркие вспышки, появляющиеся на экране японских мультфильмов, приводили к так называемой светочувствительной эпилепсии, возникающей из-за мигания света высокой частоты.
1.3. Воздействие мультфильмов на детей дошкольного возраста
Мультфильм – это, прежде всего, какая-то история, которая рассказывается ребенку. Это история, в которой сюжет развивается очень динамично, что для ребенка важно. Сменяется сюжет очень быстро, и ребенок за ним может наблюдать. Эта история короткая, как правило, поэтому ребенок способен удержать на ней внимание. Мультфильм похож на сказку, там вымысел и реальность сплетены между собой. И еще он похож на игру. Мультфильмы сродни чем-то игре для ребенка. Плюс, присутствуют главные герои, с которыми ребенок может себя отождествить. Как правило, в мультфильмах присутствует 2 вида героев: хороший и плохой. И ребенок может себя отождествить с добрым героем, и таким образом получить какую-то порцию позитива и принять этот тип поведения для себя.
Т.е. для него это еще и знакомство с миром (как он устроен). Ребенок, смотря мультфильмы (то, что ему предлагают, если он просто смотрит мультфильмы), может формировать некое представление о том, как в этом мире все происходит. И таким образом его собственное поведение в одну или в другую сторону как-то будет определяться. Собственно говоря, познавательная для него история начинается.
Исходя из изложенного, можно с уверенностью сказать, что мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми
словами, явлениями, ситуациями;
показывают примеры поведения, что способствует социализации,
поскольку дети учатся, подражая;
формируют оценочное отношение к миру, развивают мышление,
понимание причинно-следственных связей;
развивают эстетический вкус, чувство юмора;
мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить ещё и совместный с
ребёнком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным
инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных
материалов.
Ребёнку полезно смотреть мультфильмы, поскольку эта деятельность для него желанна, и он усваивает правила, демонстрируемые в них. К тому же мультики, как правило, красочно оформлены, в них герои говорят друг с
другом, что тоже, несомненно, полезно для развития ребёнка.
Это одна сторона вопроса. Другая сторона вопроса заключается в том, какие мультфильмы смотрит ребенок, какие усваивает модели поведения и способы действий, какие особенности личности главных героев ему импонируют, кто из главных героев становится идеалом.
Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики.
То есть мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей». Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать.
1.4. Мульт-терапия, как инновационное направление в коррекционно-педагогическом процессе
Мультипликационная терапия, или мульт-терапия –это один из методов психотерапии искусством. Ее также рассматривают как одно из направлений арт-терапии.
Мульт-терапия является синтезом о педагогического подхода, психологических методик групповой работы, и анимационных технологий, дающих в совокупности синергетический эффект. Это эффективный реабилитационный метод, при котором коррекция состояния ребенка происходит гармонично и естественно.
Анимационная терапия вообще не имеет пока аналогов за рубежом. В его основу положена авторская концепция. Ее основные положения сводятся к следующему.
В детском возрасте ведущий вид деятельности - игра. Это прекрасно показано и обосновано в трудах выдающихся психологов (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Ж.-Ж. Пиаже и др.). Анимация, как никакой другой вид искусства, близка к игре. Любовь детей к анимации безгранична. Это объясняется предметностью, образностью, символичностью, метафоричностью этого вида киноискусства, где имеют место связь образа, слова и символа, ролевая насыщенность, занимательность.
С точки зрения воздействия на психику анимация максимально полифонична. Она обладает полирецепторностью, т.е. способностью воздействовать на различные каналы восприятия ребенка.
Анимация продуктивна и для целей стимуляции функциональной активности полушарий мозга. Как известно, правое полушарие предназначено, прежде всего, для творческой обработки образно-символической информации - в рисунке, музыке, танце и др. Приоритетным для левого полушария является слово и логическая мысль в целом. Анимация, в которой образ, символ, слово спаяны воедино, способствует укреплению и образно-символического, и вербально-логического компонентов психики.
В мульт-терапии можно выделить 2 направления:
активное (создание мультфильмов) и пассивное (только их просмотр). Оба направления прекрасно подходят для работы с самыми разными категориями детей. Но для дошкольников более подходящим является пассивное направление мульт-терапии – просмотр мультфильмов. С более взрослыми ребятами можно создавать мультфильмы по актуальным проблемам).
2. Практический опыт использования мульт-терапии в коррекционно-педагогическом процессе.
2.1. Мультфильмы и их воспитательные возможности
Взяв мульт-терапию на вооружение, как одно из направлений в работе, важно правильно подбирать материал для занятий. Для этого необходимо четко представлять проблему, с которой мы будем работать, задачи, которые нам предстоит решить.
Лучшим материалом для работы психолога являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека.
Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала Ивашка с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но привычка делать добрые дела осталась, так что время проказ больше нет.
Реализуя задачи психолога коррекционного ДОУ я выбрала следующие проблемы, для решения которых целесообразно использовать мульт-терапию, как один из коррекционных методов.
Старшая группа
Низкий уровень развития знаний и представлений о себе,
Отсутствие осознанности в восприятии основных нравственных категорий
Подготовительная группа
Низкий уровень развития коммуникативных навыков
Низкая мотивация к обучению
По данным проблемам были подобраны соответствующие мультфильмы. Информация представлена в таблице.
| Задача | Мультфильмы |
1. | Развитие самосознания. | Про всех на свете» «Первые встречи» «Как ослик грустью заболел» «Как ослик счастье искал» «Непослушная мама» «Чуня» «Жили-были мысли» |
2 | Расширение представлений о нравственности, о хорошем и плохом | «Сказки старого дуба» «Девочка и зайцы» Непоседа» «Можно и нельзя» «Сестрички-привычки» День рождения бабушки» «Волшебный мешочек» «Маша больше не лентяйка» «Непослушный котенок» «Что это за птица» |
2. | Нарушения в общении, низкий уровень развития коммуникативных навыков | «Мой друг зонтик» «Однажды утром» «Кубик и Тобик» «Дом, который построили все» «Без этого нельзя» «Мишка-задира» «Самый большой друг» «Мишка-задира» «Волшебный мешочек» «Раз, два, дружно» «Грибок-теремок» «Котенок по имени Гав» «Кораблик» Бумажный змей» «Девочка и ежик» «Пушок и дружок» «Четверо с одного двора» «Чьи в лесу шишки? |
3. | Низкая мотивация к обучению | «Как верблюжонок и ослик в школу ходили» «Слоненок пошел учиться» «Первый урок», «Как мышонок пошел в школу» «Слоненок и письмо» «Опять двойка» «Остров ошибок» «В стране невыученных уроков» |
В следующей таблице отражены специфические проблемы и соответствующие мультфильмы к ним.
1. | Лень | «Дудочка и кувшинчик» «Сказка про лень» «Нехочуха» «Маша больше не лентяйка» «Сестрички-привычки» «И так сойдет» «Первая скрипка» |
2. | Склонность ко лжи | «Ворон-обманщик» «Замок лгунов» Заяц-симулянт» |
3. | Жадность | «Два жадных медвежонка» «Жила-была- царевна – жадина» |
4. | Страхи | «Змей на чердаке» «Ничуть не страшно» «Крошка Енот» «Про бегемота, который боялся прививок»
|
Следует отметить, что, подбирая мультфильмы для занятий очень важно учитывать длительность мультфильма. Рекомендуемое время просмотра мультфильма – 10 минут.
Можно использовать отрывки, если они имеют законченный смысл.
2.2. Алгоритм мульт-терапевтического занятия
Занятие с использованием мультфильмов, состоит из нескольких этапов:
1 этап – подготовительный. Включает в себя ритуал приветствия, формирование мотивации к занятию, постановку проблемы - 5 минут.
2 этап – основной. (Просмотр мультфильма). Направлен на решение основных задач занятия - приблизительно 10, максимум 15 минут.
3 этап - закрепление полученного опыта. Помогает детям осознать и реализовать полученный в мультфильме опыт - 10 минут
4 этап – Рефлексия, ритуал прощания - 5 минут.
Общая продолжительность занятия для детей старшего дошкольного возраста - не более 30 минут.
Разрабатывая мульт-терапевтическое занятие, необходимо придерживаться определенного алгоритма. Он позволяет соблюсти порядок действий, и достичь намеченной цели.
Первым делом необходимо настроить детей на работу, заинтересовать, активизировать внимание. Это естественный для любого занятия момент.
Далее следует этап постановки проблемы. Это может быть проблемная ситуация, относящаяся к непосредственной жизни детей, это может быть небольшое стихотворение или история, отражающая проблему. Можно подойти к основной теме при помощи проблемных вопросов.
Далее следует этап непосредственно постановки проблемы – педагог озвучивает детям, с чем им предстоит работать и каким образом.
Просмотр мультфильма
Если педагог работает с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии, есть смысл выяснить, как дети усвоили содержание мультфильма.
Обсуждение проблемы через образы, представленные в мультфильме.
Коррекционное воздействие (модифицирование отрицательных образов в положительные, рисование, драматизация и др.)
Рефлексия - дает возможность понять и получить обратную связь от участников.
План-конспект нескольких занятий приведен в приложении 1.
2.3. Условия проведения занятий
Прежде чем использовать мульт-терапию как направление в работе, необходимо было познакомиться с требованиями Сан.Пина 2.4.1.3049-13 для детских садов.
П. 6.11. Для показа мультфильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.
Требования к организации просмотра диафильмов
Расстояние проектора | Ширина экранного | Расстояние 1-го ряда |
4,0 | 1,2 | 2,4 |
3,5 | 1,0 | 2,1 |
3,0 | 0,9 | 1,8 |
2,5 | 0,75 | 1,5 |
2,0 | 0,6 | 1,2 |
6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.
В нашем дошкольном учреждении занятия с использованием мультфильмов проводятся психологом 1 раз в неделю во второй половине дня.
2.4.Оценка эффективности коррекционного воздействия.
Целью использование мульт-терапии в нашем коррекционном ДОУ было повышение мотивации к обучению в школе.
Дети подготовительных групп в начале учебного года имеют довольно низкие показатели по данному параметру. У будущих выпускников низкий уровень представлений о школе, несформированная позиция школьника, низкий уровень развития произвольности, отсутствие интереса ко взрослому, как источнику знаний. Для диагностики была использована методика «Внутренняя позиция школьника» Л. Божович, Н. Гуткиной
Результаты диагностики представлены в таблице.
Уровни мотивационной готовности
1-ый уровень | 2 –ой уровень | 3-ий уровень | 4-ый уровень |
6 чел. | 14 чел | - | 1 чел. |
1 уровень – ребенок хочет идти в школу и понимает значение обучения
2 уровень - ребенок хочет идти в школу, но имеет игровую или внешнюю
мотивацию
3 уровень – безразличие к школе
4 уровень – ребенок не желает идти в школу.
Затем с детьми был проведен цикл, состоящий из 8 занятий, с использованием мультфильмов о школе.
По окончании занятий проведена повторная диагностика. Результаты представлены ниже.
1-ый уровень | 2 –ой уровень | 3-ий уровень | 4-ый уровень |
10 чел. | 11 чел | - | - |
Для наглядности обозначим результаты графически:
Из гистограммы видно явную динамику в развитии мотивационной сферы. Результаты достигнуты за довольно короткий срок.
Очень показательно воздействие мульт- терапии при индивидуальной работе с детьми.
В консультационный пункт при ДОУ № 18 обратилась мама с мальчиком 5 лет.
Проблема – вредные привычки(облизывание пальцев, дергание за кончик носа). После постановки проблемы маме было предложено заполнить таблицу, проставив баллы от 1 до 5. С целью отслеживания результата.
Тип неконструктивного поведения | Частота | Степень | Ситуационная специфичность |
Плохие привычки | | | |
Далее, наряду с общими рекомендациями по снижению тревожности, с ребенком было проведено мульт-терапевтическое занятие с использованием мультфильма «Сестрички-привычки». Приложение 2.
Спустя две недели мама с мальчиком пришли на повторную консультацию. Мама заполнила представленную таблицу повторно. Результаты очень порадовали. Они представлены графически на гистограмме.
Из гистограммы видно, что проблемное поведение не исчезает сразу и полностью, но кардинально уменьшается степень его проявления, существенно уменьшается частота и ситуационная специфичность.
Заключение
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Мультфильм помогает воспитывать детей, повышает его осведомлённость, развивает мышление и воображение, формирует его мировоззрение.
Однако, следует очень тщательно подходить к выбору мультфильмов для просмотра дошкольниками, т.к. современное телевидение предлагает очень много низкосортной и даже вредной для детской психики продукции.
Учитывая широкие возможности мультфильмов с точки зрения влияния на ребенка, педагоги и психологи могут использовать мультфильмы в коррекционных и воспитательных целях. Этому способствует предложенная технология. Она была отработана на проблеме повышения мотивации дошкольников к обучению и показала хорошие результаты.
Источники:
Журнал: Психолог и Я. 1994. Декабрь. СПб. С. 4-5.
Журнал «Нарния. Служение детям» №2/2004), интернет-версия.
http://multtherapy.ru/school/178
http://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/sovetskie-i-sovremennye-multfilmy
http://pbprog.ru/news.php?ELEMENT_ID=2524
План-конспект коррекционного занятия
для старших дошкольников с использованием мульт-терапии
«Как мышонок пошел в школу».
Цель: Развитие интереса ко взрослому, как источнику знаний.
Задачи: 1. Развитие интереса к обучению
2. Развитие речи.
3. Развитие познавательных процессов - речи, внимания и памяти,
произвольности
Оборудование: Проектор, мультфильм «Как мышонок пошел в школу»
Предварительная беседа.
Ребята, поднимите руку те, кто в этом году заканчивает детский сад и идет в школу?
Кто хочет пойти в школу? А кто хочет остаться в д/с?
А для чего вы пойдете в школу?
А кто вас будет учить?
Учит детей только учитель?
А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, который называется «Как мышонок пошел в школу».
Цель: выяснить, только ли учитель учит детей.
Просмотр мультфильма. Беседа по мультфильму.
Кому понравился мультфильм?
Кто главный герой?
Кто научил мышонка определять время по цветам?
Кто научил мышонка ориентироваться в лесу?
Как вы думаете, гусеница и филин – они взрослые или дети?
Наш мышонок шел в школу, чтобы учиться. Но случилось так, что он уже по дороге в школу узнал много нового и интересного. Кто ему помог?
Динамическая пауза «Цветы просыпаются» (по мотивам мультфильма) Детям присваиваются названия цветов. Взрослый называет время, в которое просыпается тот или иной цветок. Ребенок – цветок должен «проснуться».
Скажите, пожалуйста, а чтобы узнать у взрослого то, что тебя интересует, что нужно сделать?
Как нужно спрашивать?
Обратиться по имени отчеству, сказать волшебное слово «пожалуйста» и задать вопрос.
Сейчас каждый из вас будет что-то спрашивать у взрослого. Вот для вас вопросы- задания:
Нужно узнать, когда распустятся листья на деревьях?
Из чего готовят кисель?
Какие птицы уже прилетели к нам с юга?
Что делать, если поднялась температура?
Что нужно сказать, если нечаянно сломал чужую игрушку?
Нужно узнать, какой мультфильм мы будем смотреть в следующий раз?
Затем взрослый у каждого ребенка спрашивает, что нового он узнал.
Вывод: Вы стали умнее. Кто вам в этом помог?
Любой взрослый человек может быть учителем, потому что он много знает и умеет, а значит, может научить.
Задание: Перечислите тех взрослых, которые могут быть для вас учителями, кто вас может научить чему-то новому, интересному.
Приложение 2
План-конспект коррекционного занятия
для старших дошкольников с использованием мульт-терапии
«Можно и нельзя»
Цель: коррекция негативных поведенческих проявлений при возникновении запретов
Задачи:
Формирование осознанного отношения к запретам взрослых
Выделение запретов в своей жизни
Формирование адекватной модели поведения при столкновении с запретами
Оборудование: проектор, мультфильм «Можно и нельзя» (реж. Мильчин), бумага, карандаши.
Ход занятия:
Чтение отрывка из стихотворения Асадова
Нельзя в футбол под окнами гонять
И в дом со свалки принести щенка.
Нельзя сарай как крепость штурмовать
И кинуть с крыши бомбу из песка.
Нельзя смотреть мультфильмы допоздна,
Нельзя перед обедом тортик сладкий
Нельзя на улицу вылазить из окна,
Нельзя стрелять в животных из рогатки.
Вопросы к детям:
А что вам запрещают родители?
Что запрещают воспитатели в детском саду?
Что вы чувствуете, когда слышите слово «нельзя»
Как реагируете на запрет взрослых?
Вы хотите, чтобы взрослые перестали говорить вам слово «нельзя», а говорили только слово «можно»?
Давайте посмотрим мультфильм, и узнаем, что может случиться, если всегда и все будет можно.
Динамическая пауза.
Дети делятся на две команды. Одна команда изображает человечка «можно». Они улыбаются, согласно кивают головами и руками. Другая команда изображает человечка «нельзя». Они хмурят брови, мотают головой из стороны в сторону, машут указательным пальцем. Затем обмен ролями.
Вопросы к детям:
Какой человечек из мультфильма вам понравился больше?
А какой человечек важнее? Почему?
А вы всегда дружите со словом «нельзя» (Вопрос должен быть подробно конкретизирован на примерах, чтобы дети могли осознать свои протесты на слово «нельзя»)
А как можно подружиться со словом нельзя?
Ответ на последний вопрос дает взрослый:
Нужно понять, почему нельзя и тогда, возможно, вы уже не захотите этого делать. Чтобы в этом разобраться, мы поиграем в игру
Упражнение «Отказ»
Дети играют роль взрослых, а педагог роль ребенка. Он обращается ко «взрослым» с различными просьбами. Задача детей – отказать в просьбе и мотивировать отказ.
Примеры просьб:
Можно я возьму настоящий молоток и гвозди в детский сад?
Можно я поем немного снега и пососу сосульку?
Можно я разберу компьютер, а потом его соберу?
Можно я буду целый день смотреть телевизор?
Можно я не буду спать ночью?
Можно я буду бегать по автобусу во время движения и громко кричать?
Во всех моих просьбах вы мне отказывали, ноя не сердилась, не плакала и не обижалась, потому что вы мне хорошо объясняли почему нельзя, я все понимала и уже не хотела этого делать. Я подружилась со словом «нельзя» и предлагаю подружиться вам.
Арт-терапевтическое упражнение:
Нарисовать человечка по имени «нельзя» таким, чтобы он всем понравился. Затем придумать, что он запрещает и почему.
По окончании рисования рисунки вывешиваются на стенд.
Приложение 3.
Общие советы по защите детей от вредного влияния СМИ
1. Телевизор:
— уберите телевизор из детской комнаты;
— разрешайте смотреть ребенку только те фильмы и передачи, которые видели сами и считаете полезными для его развития;
— настройте пароли на телевизоре для доступа к тем каналам, которые могут быть вредны ребенку;
— при совместном просмотре телевизора разъясняйте детям положительные и отрицательные примеры, представленные на экране;
— отдавайте предпочтение просмотру советских фильмов и мультфильмов;
— создайте свою домашнюю видеотеку.
2. Компьютер:
— создайте для ребенка отдельный профиль на компьютере и настройте права доступа – для этого воспользуйтесь функцией Windows «родительский контроль»
— определите время, которое ребенок может проводить за компьютером;
— с помощью программных средств контролируйте время, которое ребенок проводит за компьютером;
— раз в неделю проверяйте историю действий ребенка за компьютером (Инструкция).
3. Интернет:
— установите программное обеспечение (ПО), ограничивающее возможности посещения сайтов, не предназначенных для детей
— создайте список полезных с вашей точки зрения сайтов и занесите их в строку быстрого доступа;
— раз в неделю проверяйте историю посещаемых ребенком страниц в Интернете
— еженедельно уделяйте время для совместной деятельности вас и вашего ребенка в Интернете с целью обучения полезному использованию этого ресурса.
4. Социальные сети:
— определите время, когда ребенок может заходить в социальные сети с домашнего компьютера;
— ограничьте количество аккаунтов ребенка в соцсетях одним или двумя;
— создайте свой аккаунт, «подружитесь» с ребенком в социальной сети и раз в неделю со своего аккаунта проверяйте страницу ребенка на наличие недопустимых фотографий, постов, фраз (это вам позволит и лучше узнать интересы ребенка: любимую музыку, фильмы, книги и т.д.);
— ограничьте количество сообществ, в которые может вступать ваш ребенок, ДЕСЯТЬЮ, из которых ПЯТЬ выбирайте сами. Это позволит упорядочить «ленту новостей» ребенка и наполнить ее полезным контентом как минимум на половину
— ознакомьтесь с рекомендациями Microsoft по безопасному использованию социальных сетей детьми.
5. Телефон (планшет):
— раз в неделю проверяйте телефон (планшет) ребенка на наличие установленных приложений (в том числе игр); обсуждайте их необходимость, учите ребенка поддерживать порядок в телефоне;
— заблокируйте уведомления в телефоне из социальных сетей, чтобы ребенок не хватался за телефон каждый раз, когда кто-то присылает ему сообщение ВКонтакте или в Одноклассниках (
— подключите к сим-карте ребенка услугу «детский интернет», чтобы заблокировать доступ к опасному контенту
— Ограничьте месячный трафик через телефон/планшет 1 Гб (объем трафика зависит от тарифа)
6. Печатные издания:
— вместе с ребенком выберите несколько периодических изданий и подпишитесь на них (либо регулярно покупайте).
— читайте (или как минимум просматривайте) те книги, журналы, газеты, которые читает ваш ребенок.
Приходько Наталья Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Панов Егор Игоревич