Статья «Мультимедийные технологии в современном образовании»
Мультимедийные технологии в современном образовании
Ведмецкая Марина Владимировна
С каждым днем в образовании все чаще применяются мультимедийные технологии, причем не только в школах и ВУЗах, но и для персонального дистанционного обучения. На сегодняшний день мультимедийные технологии – это одно из наиболее бурно развивающихся направлений информационных технологий в учебном процессе
Современное общество называют информационным вследствие не просто открытого доступа ко всем источникам, но и едва ли не ежедневного увеличения их объемов. Сфера образования не является исключением: сочетание новых разработок с проверенными технологиями дает повышенный коэффициент отдачи. Одной из ведущих тенденций информатизации общества является развитие мультимедиа технологий, их проникновение в различные сферы социальной жизни: образование, науку, производство, бизнес и массовую потребительскую культуру.
Залогом развития оптимального для существования в современных условиях мышления и мировоззрения является непосредственная работа с информацией различного характера.
Модернизация методов обучения требует расширения применения мультимедийных технологий в образовании. Это позволит создать совершенно новую высшую и среднюю школу, значительно увеличит эффективность занятий и индивидуализировать процесс получения знаний.
Благодаря развитию мультимедийных технологий появилась возможность объединять многокомпонентную среду (текст, звук, графику, видео, фото) в однородное цифровое представление, что позволяет синхронно воздействовать на слух и зрение человека, тем самым повышая объем передаваемой в единицу времени информации.
Актуальность применения мультимедиа технологий в образовательном процессе обусловлена тем, что на современном этапе общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.
Компьютерные, мультимедийные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.
Использование мультимедийных технологий дают большую степень усвоения материала учащимися. Известно, что интерактивные инструменты позволяют увеличивать степень усвоения материала до 90%. Мультимедиа в образовании позволяют подключить максимум каналов к восприятию информации, так как более 70% информации мы воспринимаем с помощью зрения, и менее 30% – с помощью слуха.
Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.
Несомненными преимуществами мультимедийных технологий и как средств обучения явяются:
– возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;
– активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности;
– интерактивное взаимодействие; интерактивность позволяет управлять представлением информации: индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя;
– гибкость и интеграция различных типов мультимедийной учебной информации.
Применение технологий мультимедиа в учебном процессе повышает мотивацию к изучению предмета, увеличивает эффективность восприятия изучаемых тем, что неизменно делает обучение более эффективным в целом, способствует более качественному усвоению и лучшему запоминанию учебного материала. Предметы спец дисциплин являются одними из основополагающих при получении знаний по профессии. Поэтому от того, насколько качественными знаниями овладеет обучающийся, будет зависеть его квалификация. Также одним из преимуществ использования мультимедиа является самостоятельное получение обучающимися дополнительных знаний.
Широкое использование средств мультимедиа породило новое название таких уроков – мультимедиа-урок или медиаурок. Медиаурок имеет свои методические возможности и преимущества:
– повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности;
– возможность моделировать объекты и явления;
– автоматизации рутинных операций и др.;
– возможность научить обучающихся применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
– организация индивидуальной работы обучающихся, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
– повышение мотивации к обучению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
– развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся;
– формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.),
– формирование информационной культуры обучающихся.
Мультимедийные педагогические технологии на рядовых занятиях применяются в следующих формах:
1. Создание презентаций. Эффективно во время изучения новых тем для привлечения внимания обучающихся. Позволяет отобразить динамику процессов по различным шкалам. На сегодняшний день можно найти готовую презентацию практически по любой теме, также преподаватель может создать ее сам, оптимизировав время и материал для подачи.
2. Оценка знаний. Тестовые задания, в том числе и иллюстрированные, а также выполнение практических работ за компьютером позволяет вывести мониторинг эффективности обучения на принципиально новый уровень. Плюс для преподавателя – облегченный учет общего и среднего баллов всех учеников при помощи специализированных программ.
3. Студенческие проекты. Самостоятельная работа с PowerPoint или видео редакторами – мощный старт для обучающегося. Она позволяет научиться структурировать информацию, подбирать логически верные составляющие различных видов восприятия и заодно повысить навыки непосредственного управления программами. Развитие творческого подхода, таким образом, только стимулируется. Возможно, красиво рисовать дано не каждому, но создать коллаж из уже готовых элементов – более простая задача, которая, тем не менее, задействует большее количество интеллектуальных ресурсов.
Изучение мультимедийных технологий, само по себе, также требует логики, креативности и умения контролировать процессы с помощью доступных средств.
Модель учебного процесса, в котором использованы мультимедийные технологии, можно разделить на пять последовательно выполняемых этапов:
1. Обучение преподавателей. На этом этапе организуются курсы «Мультимедийные технологии в организации учебного процесса», на которых происходит обучение преподавателей-предметников.
2. Установка и настройка мультимедийного оборудования. Ответственность за этот этап чаще всего возлагается на сотрудников технического отдела учебного заведения, но в нем могут принимать участие и сами преподаватели, прошедшие соответствующую подготовку.
3. Подготовка мультимедийных материалов. На данном этапе каждый преподаватель подбирает материалы по своему предмету и готовит различные виды мультимедийных представлений, а также может приобрести фирменные программные продукты для применения их на занятиях.
4. Применение мультимедийных материалов. Это ключевой этап организации учебного процесса, где подготовленные материалы используются на лекциях, практических и лабораторных работах. А также обучающиеся могут получить часть материалов в электронном виде для использования их в домашних занятиях.
5. Контроль показателей учебного процесса. На этом этапе по показателям учебного процесса происходит оценка влияния применения мультимедийных технологий на качество учебного процесса и уровень знаний по предмету.
Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методик в образовании, тем самым, повышая его качество и эффективность.
Современная степень развития коммуникационных ресурсов открыла новые горизонты на поле образовательной деятельности.
Постоянная работа по подготовке занятий с использованием мультимедиа открывает новые возможности для творческого роста и профессионального развития самих преподавателей.
Исходя из анализа теоретических основ и практического использования мультимедиа в проведении занятий в условиях организации обучения, можно сделать выводы о целесообразности внедрения мультимедийных технологий на следующих этапах работы:
– при изложении нового материала – визуализация знаний;
– в закреплении программного материала;
– в системе контроля и проверки;
– в самостоятельной работе обучающихся;
– в проведении интегрированных занятий по методу проектов;
– в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.
Таким образом применение мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей обучающихся. Совместными усилиями работников сферы образования, ученых, программистов, производителей мультимедийных средств обучения и преподавателей-практиков создается новая информационная образовательная среда, в которой определяющим становится интеграция образовательных и информационных подходов к содержанию образования, методам и технологиям обучения.
Литература
1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003. – 188 с.
2. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях / Князева Г.В. / Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». – 2010.
3. Мультимедийные технологии в образовании – URL: www.reklama-expo.ru/ru/articles/2016/multimedijnye-tehnologii-obrazovanii/?ysclid=ljfhru3mzd482 – Текст: электронный.
4. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков / Педагогика. – 2003.
5. Ямалетдинова, А.М. Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе / А.М. Ямалетдинова, А.С. Медведева. – Текст: непосредственный // Вестник Башкирского университета. – 2016.