Мультимедийные технологии в образовании


Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – определив совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ значительно трансформировали вектор обучения. В современном образовании деятельность обучающегося в ходе занятий стала приоритетной и активной. Изменилось не только содержание изучаемых предметов, но и сам подход к методике обучения. Значительно увеличилось разнообразие методических приёмов педагога.

Существует множество определений понятия «метод обучения». Т. А. Бабакова дала следующее определение: «Метод обучения - способ взаимодействия преподавателя и обучающегося, направленный на решение той или иной задачи обучения» [2]. Эффективность обучения напрямую зависит от методов, используемых педагогом. Мультимедийные технологии - неотъемлемая часть современной методики обучения.

Использование мультимедиа технологий в современных образовательных организациях существенно повышает качество учебного процесса - положительно влияет на познавательную мотивацию обучающихся. Мультимедийные технологии, как способ интерактивного взаимодействия, делают учебный процесс насыщеннее, позволяют сделать обучение более результативным. Звуковая, графическая и видеоинформация, содержащаяся в одном объекте-контейнере наряду с текстовой, вовлекает в процесс восприятия учебной информации большее число чувственных компонент обучающихся.

Мультимедиа-презентации стали не только современным методом общения, но и вообще хорошим тоном представления любого вида информации с помощью компьютерных программ [1]. Они объединяют в единый образовательный процесс и текст, и звук, и изображение и все это в динамике. Все те факторы, которые в эпоху «бескрайних технологических возможностей» наиболее долго позволяют удерживать внимание ребенка.

Мультимедийные технологии позволяют легко изменить соотношение методов, форм и средств в процессе обучения. Меняется объем и представление учебного материала. Появляется возможность разнообразить и углубить предметную среду. Моделирование и имитация процессов становятся реальными в процессе диалогового взаимодействия посредством мультимедиа технологий. Современные программные средства - отдельные программы и программные комплексы, позволяют формировать вербально-коммуникативные и практические умения. Использование различных тестовых программ с автоматической проверкой и моментальным выставлением баллов за выполненную работу способствует повышению концентрации внимания обучающихся.

Полезность и продуктивность мультимедиа технологий заключается в гибкости и интерактивности, а также в возможности объединения различных типов учебной информации.

Традиционные источники информации (книги, учебники) характеризуются линейным представлением информации (строгое расположение тем), ограниченной графикой (черно-белые изображения, один – два вида), что не дает дифференциации материала обучающимся с разными способностями. Использование мультимедиа технологий позволяет постоянно обновлять информацию, размещать гиперссылки на дополнительные источники информации, размещать тесты и проверочные работы для моментального определения уровня освоения изученного материала.

Офисный пакет приложений Microsoft Office для работы с различными типами документов: текстами, электронными таблицами, базами данных и др. позволяет создавать простые дидактические материалы и предлагать их обучающимся для самостоятельной работы.

Учебные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ (например, Microsoft PowerPoint, Apple Keynote) и веб-сервисов (Prezi, Google Презентации и др.) [4]. Microsoft PowerPoint — программа подготовки и просмотра презентаций. Она позволяет создавать отлично проработанные, эффективные слайды с 3D-объектами, анимацией и ссылками или слайд-фильм занятия, объединяя текст, таблицы и схемы.

Использование мультимедиа презентаций в процессе обучения позволяет:

 повысить мотивацию обучающихся, используя различные ресурсы;

подать материал в динамичной форме;

упростить систему дифференцированного обучения, используя систему ссылок на мгновенное получение доступа к дополнительным материалам;

упростить контроль освоения полученного материала обучающимся, а также повысить ско рость обратной связи педагог-обучающийся-педагог.

В качестве электронного устройства в процессе использования мультимедиа презентаций в обучении можно рассматривать применение интерактивной доски.

Интерактивные доски SMART Board предоставляют педагогу и обучающимся возможность сочетать компьютерные и традиционные методы организации образовательной деятельности: с их помощью вы можете работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной ("ответ у доски") работы учащихся [4].

Занятия, организованные при помощи мультимедийных технологий, позволяют усовершенствовать образовательный процесс благодаря сильному эмоциональному воздействию на обучающихся. Отличная от типовых занятий динамичная коммуникативная среда улучшает процесс получения знаний и решает дидактические задачи с большей скоростью.

Индивидуализация процесса обучения, развитие самостоятельной деятельности обучающихся – важные следствия использования мультимедиа-презентаций. Интерактивные технологии позволяют стимулировать познавательный интерес, увеличивать процент творческого и исследовательского характера образовательной работы, усиливать эмоциональность восприятия учебного материала.

Мультимедиа технологии в образовательном процессе способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности обучения, улучшению качества знаний, умений, навыков обучающихся.


Литература

1. Аминов, И. Б. Применение средств мультимедийных технологий как условие повышения качества обучения / И. Б. Аминов, Д. Ф. Ходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 759-761.

2. Бабакова, Т. А. Педагогика и психология высшей школы: методика работы с понятийным аппаратом : учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей / Т. А. Бабакова, Т. М. Акинина. − Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013 − 64 с.

3. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций // Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. ХХ всероссийские историкопедагогические чтения: сб. науч. ст. / УрГПУ, Екатеринбург, 2016, Ч.3 - 212 с.

4. Усенков Д. Ю. Интерактивная доска SMART Board: до и во время урока // Информатика и образование. – 2006. – № 2 – С. 40–48.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации