Мультимедийный урок-исследование по литературному чтению во 2 классе «Секреты японских стихов. Хокку»

7
0
Материал опубликован 7 June 2020 в группе

t1591524687aa.png







Мультимедийный урок-исследование

по литературному чтению во 2 классе


«Секреты японских стихов. Хокку»




















Учитель начальных классов

Ртищева Оксана Вячеславовна


Предмет, класс: литературное чтение, 2 класс

Тема урока: «Секреты японских стихов. Хокку.»

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: формировать умение видеть «красоту в простом»

Задачи урока:

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

- знать жанр японской поэзии (хокку);

- знать особенности построения японских стихов (хокку);

- картины художников Хирасиге,

- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела

Уметь:

-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;

-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- самому задавать вопрос по содержанию прочитанного;

- читать наизусть японские стихи (хокку);

- сочинять японские стихи (хокку);

-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;

- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).

Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку

- проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);

- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности при определении жанров японской литературы.

- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).

Познавательные:

Обшеучебные

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;

- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию

Логические:

-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

Коммуникативные:

- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении теста и творческой работы.

Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, учебник русского языка (часть 2),

хрестоматия по литературному чтению



Ход урока:


I. Психологический настрой

Учитель:

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Дети:

-Мы проснулись! Мы здоровы!

И к работе мы готовы!


II. Разминка

Работа над артикуляцией –чтение скороговорки

Глядят подсолнухи на солнышко,

А солнышко на подсолнушки.

2.Зрительный диктант (для развития оперативной -памяти)

Что объединяет эти пословицы? ( Они о Родине) – Чему они нас учат? (Любить Россию, её красоту, неповторимость. Быть дружными и готовыми защитить её.

3. Введение в тему- Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир поэзии одной из удивительных стран. Догадайтесь какой, составив слово из букв. (Япония)Звучит музыка.

(Звучит японская музыка, сменяются слайды о Японии и учитель вместе с экскурсоводами рассказывают об этой стране). Ну, чтобы понять поэзию чужой страны, мы должны познакомиться с её традициями и обычаями. А помогут мне наши экскурсоводы. Они прочтут свои сообщения, а вы будьте внимательны, в конце путешествия вас ждёт мини тест.

Учитель: Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят,

И то, как их бережно все здесь хранят. Ученик

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

2.Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придёт удивляться, Ученик

Скорей собирайся, пора отправляться.

(Выступление экскурсоводов о Японии)

3. На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон. Ученик

4. Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны – золотая хризантема – тоже символ солнца. В сегодняшней Японии живёт около 130 миллионов человек. Большая часть населения проживает в городах. Ученик

5. Японская хижина – простое здание, внутри нет мебели, на полу сидят, когда обедают. Там же спят. Ученик

6. Жители страны очень любят красоту природы и стараются сохранить её.

7. Старое соседствует с новым. В школах изучают иностранные языки. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов. Ученик

8. Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек. Не вилками , а палочками.

9.Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно.

10.Есть специальные дома, которые называются Чайными домами. Ученик

11. Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток. Ученик

12. В чайном домике проводится чайная церемония, когда готовится зелёный чай, гости читают стихи, любуются природой, поддерживают беседу. Ученик

13. Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки – уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования. Ученик

14.Многие едут в Японию лишь для того, чтобы полюбоваться на Сад камней. В саде камней вы не увидите ни деревьев, ни травы, ни воды. Весь сад-это пятнадцать камней, разбросанных по мелкому белому гравию, как кажется, в полном беспорядке. Однако это место притягивает к себе туристов и паломников со всего мира, утверждающих, будто созерцание нехитрого каменного пейзажа действует на них умиротворяюще. Почему? Особый секрет в расположении камней. С какого места на веранде на них ни смотри, камней всегда будет четырнадцать-последний, пятнадцатый, камень остается «скрытым». Для философа Сад камней –метафора науки: сколько бы человек ни постигал мир и его законы, всегда остается что-то неизвестное. Ученик.


4. Сообщение темы и целей урока

Прочтите название темы сегодняшнего урока. (Секреты коротких стихотворений).

Попытайтесь самостоятельно определить цели и задачи нашего урока. (Ответы учащихся)

Да, ребята, вы правы. Сегодня на уроке литературного чтения мы узнаем, как называются короткие японские стихотворения и в чем их удивительные секреты.

Будем учиться сочинять их.

А для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит превратиться в исследователей и самостоятельно сделать несколько интересных открытий.


6. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с Машей и Мишей отправились в гости к барсуку. Почему после чтения стихов Барсук бил себя лапами по животу? Умеет ли

Барсук передавать свое чувство окружающим?

Как можно назвать подобное чувство? (удивление, восхищение, восторг)

Почему люди простили барсука? (они поняли, что он очень любит природу и любит стихи)

Что вы можете сказать о барсуке? (он чуткий, внимательный, ценит красоту, ее неповторимость)

Наш барсук получил в подарок свиток с изображением дикой утки. Его-автор –художник Хиросиге. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите сначала головку, грудь, а потом хвост уточки.

Какие перья на хвосте? (на хвосте золотистые, разноцветные, пушистые перья)

Какие перья на груди уточки? (белые, пушистые)

Какого цвета головка у уточки?(черного)

Какие глаза у уточки? (голубые, грустные)

Почему у нее грустные глаза? (настала зима, ей холодно, нет корма, она наверное застряла в тростнике)

Куда смотрит уточка? (вниз, наверное на рыбок)


Что еще вы видите на картине?(на веточках снег, озеро частично замерзло)


Миша говорит, что уточка –красавица. А ты того же мнения?(ответы детей)

Миша говорит, что уточке летом было лучше, чем зимой. Ты того же мнения? Рассмотрите печать. Кого вы видите? Сова-знак наступающих холодов.

А еще кого вы видите? Прочитайте, что означают эти фигурки? (вывешивание табличек)

Как вы думаете, что это могло значить? (вывод, тот счастливый, кто видит красоту в простом)

А вот что обозначают фигуры оленя и лошадки прочитайте. (с.110 учебника)

Назовите основную идею этой картины . ( уметь видеть красоту в самом простом)

А еще что вы увидели? Иероглифы.

Это стихотворение, которое сочинил сам Хиросиге.

6. Знакомство с жанром хокку. Анализ стихотворения Хиросиге.

(Рассуждение Барсука читает учитель.)


Здесь записано целое стихотворение из трех строчек. Его написал сам художник Хиросиге.

Дикая утка кричит.

От дыхания ветра

Гладь воды становится рябью.

Что слышит герой? (Дикая утка кричит)

Что ощущает? (Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо)

Что видит? ( Видит, как по воде пошла рябь мелкое волнение на поверхности воды)

Что мы, читатели, смогли почувствовать?

(Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть картину природы. Через слух, зрение и ощущение у нас появляется впечатление наступающих холодов.)

Такие стихи из трех строчек называются по-японски хокку, или хайку. В них поэты выражают свое восхищение миром. Рифмы в них нет. Главный принцип хокку - сказать много небольшим количеством слов. В хокку изображались картины природы. В последней строчке делается вывод. Хокку - волшебная картинка. На японском языке всегда 5 слогов - 1 строчка, 7слогов - вторая строчка, 5 слогов-третья строчка. Посмотрите на слайд. Еще раз перечитайте стихотворение. А теперь прочитайте по-японски .


Таким образом, в хокку нам помогают волшебники «Я вижу» (изображение глаза, я чувствую на вкус (изображение губ), я чувствую запах(изображение носа),я ощущаю(изображение руки),я слышу(изображение уха).

Подведение итога.

-Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый. (чтение с.116 вывода барсука)


1.Чтение хокку Иссё детьми.

Что означает строчка, видели все глаза мои?

Почему глаза поэта вернулись к хризантемам?

Потому что они красивее всего на свете? Или потому , что он их любит?

Хризантема-символ Японии, поэт возвращается на родину и для него прекрасней ее нет. Он восхищается только своей родиной.

2.Чтение стихотворения Бусона.

Почему пион останется навсегда в сердце поэта?

(он красивый ,красота задела сердце и душу, потому что он очень любил цветок, он вдохновлял этого поэта.)

Можно ли без любви обнаружить красивое?(нет , только если мы будем сердцем чувствовать природу, мы сможем увидеть ее красоту)


Дети рассматривают иллюстрацию на стр.118 чем любуются японцы.

Вывод.


3.Чтение стихотворения Тиё.

За ночь вьюнок обвился

Вкруг бадьи моего колодца

У соседа воды возьму.

Что такое бадья?

Когда герой вышел, чтобы набрать воды?

Что он заметил?

Где решил набрать воды? Почему? (потому что он чуткий человек, ему стало жалко вьюнок, он наблюдательный, заметил неброскую красоту вьюнка)


4.Чтение стихотворения Оницура.


Некуда воду из ванны

Выплеснуть мне теперь…

Всюду поют цикады!


Кто такие цикады?

На дворе утро или вечер? ночь?

Почему ночь?

Почему некуда воду выплеснуть?

Чего он хочет избежать?


5.Сравните оба хокку.

Что общего?

Оба стихотворения о красоте, которую нельзя нарушать.


8. Секреты японских хокку – работа по хрестоматии

Раз японцы любуются не только хризантемами и пионами, но и кленами, японской вишней – сакурой значит, у них должны быть об этом стихи! – догадалась Маша.

А вы как считаете? О чем еще могут быть стихи?

С некоторыми из них вы сможете познакомиться в своей хрестоматии. А я хочу, чтобы нашли там одно из моих любимых стихотворений хокку о первом снеге. Скажите, кто его автор?

Полюбуйтесь этим удивительным явлением природы.(с. 66 хрестоматия)


1.Падает первый снег.

Я бы насыпал его на поднос,

Все бы глядел да глядел

Кикаку

Прочитайте стихотворение.

Вспомните свои чувства, когда вы видели первый снег.

Какие строчки говорят о том, что поэт восхищен первым снегом? (Все бы глядел и глядел)

Почему он хочет положить снег на поднос и любоваться им? (Невозможно оторвать взгляд от этой красоты).

Что удивляет поэта? (разнообразие форм снежинок, снежинки тают на ладони,

пронзительно белый цвет снега, который ложится на темную землю).

Чтение текста в рамочке.


2.Чтение хокку Басё.

Поэт любуется луной в одиночестве?

Что означает вторая строчка хокку?

Представьте ,как люди любуются луной, как они стоят.

Что значит заглядеться?(не может оторвать взгляд)

Как ты думаешь, что будут делать люди, когда луна снова покажется из-за тучки?

3.Чтение хокку Сико.


О листьях какого дерева говорит поэт?

На что они похожи осенью?

Почему у поэта родилось такое необычное сравнение?

Почему они обжигают хвост птиц?(птицы вынуждены улететь)


Символом Японии является ветка Сакуры. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.

Этот праздник называется «ханами».Означает «созерцание цветов».Японцы устраивают пикники под цветущими деревьями.

4.Чтение стиха Басё.

Из какой строчки видно, что герой отправился любоваться цветущими вишнями?

Что его остановило?(скромные ивы)

Способен ли такой человек обнаружить красоту в простом?

Почему вы так считаете?

( Он ценит скромные ивы , их тонкие веточки, гибкие, склоняются над водой,цветет ива мелкими желтыми цветочками)

5.Или стих Иссы.

В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И на полях трава.

(Красота родины во всем :в камне, траве, листке. На родине все дорого.

Поэт Исса оставил после себя 20000 хокку.

Зарядка для глаз. (ютуб)

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в хижину к Барсуку. Давайте вместе с ним , как принято это в Японии, понаблюдаем за луной и послушаем японскую музыку.


8. Самостоятельная работа в группах.(каждой группе выдаются листки с хокку Кобаяси Иссы)


По дороге не ссорьтесь

Помогайте друг другу ,как братья,

Перелетные птицы!

(дружить, не ссориться, помогать друг другу.)


Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

(любование красотой природы делает людей ближе, вражда забывается)


Наша жизнь-росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь-и все же.

(надо ценить жизнь, хоть она и коротка)

Стоял зимний снег. 
Озарились радостью 
Даже лица звезд.

(звезды живые,снег настолько был красивый,что звезды даже обрадовались)


Дыхательная японская гимнастика. Музыка.

Полюбуемся сакурой и сделаем несколько упражнений из японской дыхательной гимнастики.


11. Творческая работа в группах: закончить хокку Бассё.



Сейчас попробуем сами стать авторами. Сочините своё хокку по первой строке.(зрители сочиняют хокку по опорным словам) .


1.Тишина кругом.


2.Ей только девять дней.


3.По горной тропинке иду.

А зрители тоже будут сочинять. Гостям раздаются листочки.

Зима: снег-падающий, лежащий на земле, укрывший ветки деревьев; зеленые ростки или сухая трава, присыпанные снегом, озябшие птицы, утки в пруду,

Ковры из пушистого снега, сверкает и переливается, березки в серебре, пушистым ковром устилает землю, морозный воздух, алмазы и жемчуга развесила.


Весна: цветущие деревья: вишня –сакура и сливы, ивы, птицы-соловей, жаворонок, ласточка, цапля, весенний дождик, первые одуванчики, звонкий щебет птиц за окном, солнечные лучи, трава и листья нежно-зеленого цвета, клейкие почки, чувство радости и перемен, пробуждается природа, запах весны.


Лето: цветы-разные, но чаще всего пионы, насекомые-бабочки, стрекозы, светлячки, муравьи, пчелы, шмели, широкий зеленый луг, задира-ветер, шуршат камыши, огненный шар медленно выплывает, рождается новый день, жаркое солнышко, оранжевые лучи.


Осень: красные листья кленов, листопад, осыпающиеся семена растений, одинокий ворон, перелетные птицы, белые хризантемы, полная луна, прохладное дуновение осени, листва золотистая, стекают капли дождя, пожелтели листочки, яркая зелень, золотые монетки, березовая роща.


Работы зачитываются. Хотите ли вы узнать, какие хокку написал японский поэт Басё.


Тишина кругом

Проникают в сердце скал

Голоса цикад.


Ей только девять дней

Но знают и поля и горы:

Весна опять пришла.


По горной тропинке иду.

Вдруг стало мне отчего-то легко.

Фиалки в густой траве.


Послушайте слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…Глаза слепы. Искать надо сердцем.»

-Созвучна ли мысль писателя с идеями прочитанных нами произведений?


Вдумайтесь в эти слова

Всматривайтесь в привычное-

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое-

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое-

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в частицы-

И вы увидите целое.

Всматривайтесь в малое-

И вы увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.


12. Итог урока.


- Подошло к концу наше путешествие в мир японской поэзии.

Какие секреты хокку нам удалось раскрыть? (В 3 строчках поэты передают свое восхищение природой, бережное любование ею. Они могут видеть красоту в простом, потому что любят).


V. Рефлексия.

А теперь оцените свою исследовательскую работу на уроке. Давайте составим свою икебану. Если вам было интересно и вы все поняли прикрепите красный цветок, если были сложности голубой .

Выберите нужный цветок и прикрепите его к нашей доске.


По-японски: до свидания (саё:нара)

Использованные ресурсы


www.enot.ru/enot2framesl/htm

www.haiku.ru

www.sakh.com/japan/

www.lib.ru

www.orientalart.ru


Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия – М.: Наука, 1988. – 303 с.

Конрад Н. А. Японская литература. – М., 1974. – С. 57 – 61.Чайковская А. Музей Востока // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - №8.- С.62-69.

9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.