Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с элементами психогимнастики «Мой друг зонтик»
Мультсказка «Мой друг зонтик»
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию
с элементами психогимнастики (для детей 5-6 лет)
Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.
Возрастная группа: старшая (логопедическая)
Тема НОД: Мультсказка «Мой друг зонтик»
Ведущая образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цель: Создание условий для развития воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний: радость, грусть, страх, удивление, стыд.
Задачи: Создать условия для развития способностей к реализации образов воображения при создании целостных произведений. Развивать у детей способность свободно комбинировать образы отдельных объектов и целостных сюжетов. Продолжать работу над развитием эмоцианально-пластического «проживания» каждым ребёнком своей роли, побуждать к исполнительскому творчеству, развивать способность к образному перевоплощению.
Виды деятельности: восприятие художественной литературы, игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, работа с пиктограммами.
Оборудование: мультимедийный проектор, пиктограммы с изображением эмоций (радость, грусть, страх, удивление, стыд), кулоны с изображением персонажей сказки.
Ход НОД.
1. Вводная часть.
Дети входят в зал под музыку, останавливаются лицом к гостям.
Вос: Ребята, посмотрите, сколько в зале народу! Что вы почувствовали, когда увидели столько людей?
Дети: Удивление.
Вос: Изобразите удивление (дети изображают удивление).
Ребята, а вы любите гостей?
Дети: Да.
Вос: Что вы чувствуете, когда к вам приходят гости.
Дети: Радость.
Вос: Все эти люди пришли к вам в гости. Покажите, как вы рады гостям. (Дети прижимаю обе руки к груди, разводят в стороны, наклоняясь к гостям).
Гости, покажите, как вы рады видеть детей. (Приветствие гостей).
2. Основная часть.
Вос: Здорово, что мы рады видеть друг друга, но кроме радости есть много других настроений. Они все разные, как пальчики на наших руках. Ребята, вы хотите раскрыть секрет гостям о наших пальчиках и их настроениях?
Дети: Да.
«Пальчиковые настроения»
(пальчиковая игра с элементами психогимнастики)
Дети проговаривают текст
Пальчик-большак, он умеет гордиться,
Если гордится, то делает так.
(Выставляем большой пальчик, показываем эмоцию гордости).
Пальчик-указка у нас любопытный
(Выражаем эмоцию интереса).
Он любопытно покажет вот так.
(Делаем указующий жест).
А середняк у нас пальчик-завистник,
(Оттягиваем средний палец на себя)
И никто не захочет с таким вот водиться,
Ты в стороне позавидуй один!
(«Грозим» указательным пальцем левой руки).
Вот безымянный, так часто стыдится,
(Наклоняем безымянный палец)
Что опускать он головку привык.
(Изображаем эмоцию стыда).
Ну а мизинчик – малыш-шалунишка,
(Изображаем озорное, шаловливое
Он весельчак, баловник, озорник.
(беззаботно-весёлое выражение лица).
Вос: Ребята, вы молодцы, вы познакомили наших гостей с различными настроениями и они теперь знают секрет пальчиков рук.
Ребята, вы хотите порадовать своих гостей и показать сюрприз, который приготовили?
Дети: Хотим.
Вос: Дорогие гости, сейчас дети покажут вам мультсказку «Мой друг зонтик», герои которой испытывают множество переживаний и настроений.
Текст читает педагог
Слайд № 1
Шагал поросёнок в гости по лесной дороге. (Имитируем пятачок поросёнка, поднимая пальчиком кончик носа). Вдруг всё потемнело (закрываем глаза) и хлынул проливной дождь. А поросёнок зонтик дома оставил. (Изображаем досаду на лице, разводим руки в стороны). Спрятался он под большим деревом. (Имитируем, как спиной прижимаемся к дереву). Стоит, беспокоится. (Изображаем беспокойство, эмоцию, страха – округляем глаза).
Слышит (прикладываем ладонь к уху), идёт кто-то по дороге, большой. (Изображаем руками, какой большой.) Топает, шлёпает, дождя не боится. (Громко топаем ногами.) И песню поёт. (Изображаем радостное весёлое лицо.) А это – слонёнок. Слайд № 2 Посмотрел на большие слоновьи уши поросёнок, и показалось ему, что похож он на зонтик! (Очерчиваем от ушей руками большой круг, имитируя большие уши слона.)
- Хочешь со мной дружить? - деловито спросил поросёнок.
- Хочу! – застенчиво ответил слонёнок. (Изображаем застенчивость, опускаем глаза, слегка улыбаемся.)
- Спрячь меня от дождя. Тогда мы в гости пойдём, - обрадовался поросёнок и залез под слоновье ухо, выставив от туда нос-пятачок. (Изображаем, как залезаем под ухо, слегка наклоняя голову; имитируем нос-пятачок, поднимая пальчиком кончик носа.)
Слайд № 3 - Кто это? – удивился кролик при виде слонёнка. (Изображаем уши кролика, приставляя ладошки на макушке головы; изображаем эмоцию удивления.) – По-моему, я его не приглашал.(Делаем отрицательный жест головой.)
Слайд № 4 - А это мой зонтик, - ответил поросёнок. (Изображая зонтик, приподнимая соединённые руки над головой, а потом разводим поднятые руки.)
- Ну, если так, - рассудил хозяин, - поставь свой зонтик в угол. (Становимся, изображая зонтик.)
- Давайте играть в «поезд», - предложил кролик.
Слайд № 5 Динамическая пауза «Паровоз»
Дети проговаривают текст
Превращаюсь в паровоз,
(надуваем с силой щёки)
Прокачусь под стук колёс.
(совершаем движения кулачками)
Чух-чух-чух-чух, я по рельсам пронесусь.
(дети вод весёлую музыку двигаются по залу, изображая поезд)
Вос: Выпускаю пар из щёк
(сдуваем щёки)
Стоп! На выход кто готов?
Дети: Мы!
Всем было весело. Поросёнок был паровозом. (Имитируем «паровоз» верчением кулачков относительно друг друга, изображаем радостное лицо.) А слонёнок стоял в углу.
- Можно я буду паровозом? – попросил слонёнок. Он поднял хобот вверх и загудел: ту-ту-ту!(Приставляем к носу ребром кулачки, имитируя «трубу».) И все увидели, что он очень похож на паровоз.
- Нет! – рассердился поросёнок. (Изображаем эмоцию злости.) – Ты – зонтик и должен стоять в углу.
Слонёнок обиделся и ушёл. (Изображаем эмоцию обиды, опускаем глаза, «надуваем» губки.)
- Ты очень плохой друг! – сказал кролик. (Делаем назидательный жест указательным пальцем.)
И поросёнок покраснел. Ему стало очень стыдно. (Изображаем эмоцию стыда – опускаем голову, плечи, глаза.)
Что же делать, если ты обидел друга?.. (Делаем вопрошающий жест, разводим ручки в стороны.)
Конечно, к другу надо идти. (Имитируем движением рук решительные действия.) И поросёнок пошёл искать своего друга. Слайд № 6 А слонёнок сидел на зелёном холме и грустил, вспоминая поросёнка. (Изображаем эмоцию грусти, делаем печальные глаза, опускаем уголки губ.) и тут из чащи выбежал поросёнок.
- Ура, нашёл! – обрадовался он. (Изображаем эмоцию радости, широко раскрываем глаза, улыбаясь.) слайд № 7 И они затрубили (имитируем, как играем на трубе), забарабанили (имитируем, как барабаним – стучим попеременно указательными пальчиками). И стали вместе плясать.
Общий танец.
3. Заключительная часть.
Педагог опрашивает всех детей по желанию.
Задание с пиктограммами:
- «У какого пальчика такое же чувство, как у поросёнка, когда хлынул дождь?» (Страх).
- «У какого пальчика такое же чувство, как у кролика, когда он увидел слонёнка?» (Удивление).
- «А какой пальчик чувствует тоже, что и поросёнок, когда он был паровозом?» (Радость).
- «У какого пальчика такое же чувство, как у поросёнка, когда он не разрешил слонёнку быть паровозом?» (Злость),
- «А какой пальчик чувствует тоже, что и поросёнок, когда кролик назвал его очень плохим другом?» (Стыд).
- «У какого пальчика такое же чувство, как у слонёнка, когда он сидел один на зелёном холме и вспоминал поросёнка?» (Грусть).
- «А какой пальчик чувствует тоже, что и слонёнок и поросёнок, когда они затрубили, забарабанили и стали вместе плясать?» (Радость).
Вос: Ребята, что вы испытываете, когда прощаетесь с гостями?
Дети: Грусть.
Вос: Попрощайтесь с гостями, помашите им рукой на прощание.