Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» для детей 7 лет
Государственное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад № 113"
Конспект НОД
по социально- коммуникативному развитию
" Моя семья".
Таравкова Людмила Адамовна
воспитатель
г.Севастополь 2021 г.
Программные задачи:
Способствовать проявлению интереса к своей семье. Обогащать знания об особенностях микроклимата в семье. Конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье.
Учить устанавливать связи и зависимости между поведением детей и настроением взрослых членов семьи. Подвести детей к осознанию проявления любви, заботы, уважения к членам семьи.
Упражнять в умении подбирать определения. Закрепить в словаре детей слова, обозначающие качества характера человека. Побуждать использовать в речи предложения разной конструкции.
Развивать речевое дыхание. Формировать умение менять темп речи. Учить пользоваться интонационными средствами выразительности.
Содействовать развитию мелкой моторики.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Формировать слуховое восприятие и память.
Используя упражнения нейробики, повышать уровень интеллектуальной работоспособности. Способствовать синхронизации обоих полушарий мозга.
1. (Дети заходят, здороваются).
- Давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую
передачу " Я и моя семья". Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда позвольте мне быть ведущей, а вы проходите, располагайтесь. Всем удобно? Начинаем.
- Добрый день, уважаемые зрители. Сегодня в нашей студии воспитанники группы " Подсолнушек". Давайте знакомиться. Представьтесь, пожалуйста.
(Дети поочерёдно, передавая друг другу микрофон, называют свои имя, отчество, фамилию.)
- Приятно видеть вас такими взрослыми, уверенными в себе.
(Создаю эмоционально положительный настрой и мотивирую детей)
- Сегодня мы обсудим важную и непростую тему. Думаю, вам будет интересно, потому что вас ждут игры и сюрпризы. И я уверенна, что у вас будет прекрасное настроение.
- А сейчас какое у вас настроение? - Хорошее.
- Это хорошо.
Утром, только лишь проснусь -
Звонким смехом я смеюсь.
Вы задайте мне вопрос: отчего смеюсь до слёз?
Потому что мир прекрасен!
И смеяться - это счастье!
- Предлагаю поприветствовать новый денёк весёлым дружным смехом!
(дети смеются)
- А теперь - обнимашки...
- Вот теперь точно у всех хорошее настроение и можно начинать наше обсуждение.
2. - Для начала хочу предложить вам отгадать ребус.
(На экран выводится картинка : 7я)
Это слово всем известно,
Отгадать так интересно.
К цифре 7 добавим Я.
Что получится?
(семья)
- Догадались, о чём мы будем сегодня говорить?
(На экране картинка с изображением семьи)
-Ребята, посмотрите на экран. Кто все эти люди?
Как можно назвать этих людей одним словом?
3. (Детям предлагаются для рассматривания картинки с изображением членов семьи)
- Давайте разберёмся, кто кем кому приходится.
Представьте семью, которая состоит из мамы, папы, сына, дочери, бабушки и дедушки. Уточню, что бабушка и дедушка - не являются супругами.
Будьте внимательны.
- Бабушка для мамы кто? - (Мама)
-Дедушка для папы кто? - (Папа)
У кого дочка и внуки? - (У бабушки)
У кого сын и внукидочка и внучка? - ( У бабушки иматривания картинки с изображением членов семьи)
? - (У дедушки)
У кого сын и дочь? - (У папы, у мамы)
У кого внук и внучка? - (У дедушки, у бабушки)
- А сейчас обещанный сюрприз.
4. Дети подходят к столу, на котором под салфеткой спрятана коробка с д/и «Семья – это солнышко».
У каждого ребёнка шесть карточек с изображениями людей разного пола и возраста. Определяем, кто кем является в семье. Дети подбирают к карточкам необходимое количество полосок- лучиков.
Молодая женщина: мама, дочь, сестра, тётя, невестка, супруга;
Молодой мужчина: папа, сын, брат, дядя, зять, супруг;
Девочка: дочь, сестра, племянница, внучка;
Мальчик: сын, брат, племянник, внук;
Пожилая женщина: мама, бабушка, тёща, свекровь, супруга;
Пожилой мужчина: папа, дедушка, тесть, свёкор, супруг.
- Пусть каждый в семье, как солнышко, согревает других своим теплом.
5. - Вы так хорошо справлялись с заданиями, думаю пора подвести небольшой итог. Вы готов дать интервью?
(Дети выходят из-за столов, становятся в линейку и поочерёдно в микрофон делятся своими мыслями)
- Так как же должны складываться отношения в семье, как относятся друг к другу?
Ответы детей:
- В семье любят, заботятся, оберегают. утешают, жалеют, защищают, радуются успехам и т. д.)
- Можно назвать человека счастливым, когда он живёт в такой семье? Поэтому, семью надо беречь. Семья очень важна для человека.
6. (Дети перестраиваются в круг)
- Покажите ладошки. Помните, когда были совсем маленькими, играли с пальчиками :
Этот пальчик - мамочка, этот пальчик – папочка…, этот пальчик наш малыш, а зовут его крепыш.
Малыши,т.е. вы, выросли и уже готовы участвовать в семейных делах. Давайте с помощью пальчиков расскажем, как в семье готовят обед.
Мама, папа, внук и дед
Собрались варить обед.
Тебе - продукты купить.
Тебе - мясо тушить.
Тебе - капусту рубить.
Тебе - борщ варить.
Тебе - вареники лепить.
- Как думаете, вкусный обед получится? Почему?
- Правильно. Потому что все дружно взялись за дело и помогали друг другу. Дружная семья – это здорово.
Пальчиковая игра «Дружная семья»:
Знаю я, что у меня дома дружная семья.
Это – мама.
Это – я.
Это – бабушка моя.
Это – папа.
Это – дед.
И у нас разлада нет.
- А может и вы покажете, как помогаете дома маме.
Проводится подвижная игра " Помощники".
Дети поочерёдно изображают, какую помощь они стараются оказывать взрослым, остальные отгадывают: гулять с собакой, мыть посуду, стирать, подметать, пылесосить, мыть пол, мыть стёкла, вытирать пыль, месить тесто, собирать игрушки.
7. - А сейчас - внимание на экран. Сюрприз.
Мы говорили о папе и маме? И вот они здесь, рядом с нами.
(На экране видео. Родные детей поочерёдно загадывают загадки. Мама загадывает о папе, папа - о маме, бабушка о дедушке и т. д.)
- Кто загадки отгадает, тот родных своих узнает.
Кто - то маму,
Кто-то - папу,
Кто - сестрёнку или брата.
Все родные, с кем живёте, непременно вам друзья.
Вместе вы (одна семья)
(С экрана папа читает загадку)
- Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней
Кто читает на ночь книжки?
Кто ругает вас с братишкой?
Кто же это? (мама)
- Давайте всем нашим родным людям говорить комплименты.
После каждой загадки - игра с мячом " Скажи комплимент". Бросаю каждому ребёнку поочерёдно мяч, дети подбирают слова, характеризующие родных.
- Мама какая?
Дети отвечают: добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, приветливая...
(С экрана мама читает загадку)
Кто научит гвоздь забить?
Даст машину порулить?
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым.
Вы все знаете, ребята,
Это ваш любимый (папа)
(говорим комплименты папе)
- Папа какой?
Дети отвечают: Сильный, смелый, строгий, умный, ,отважный, мужественный, добрый, трудолюбивый...
(С экрана дедушка читает загадку)
- Кто носки внучатам вяжет?
Сказку старую расскажет?
С мёдом даст оладушки.
Это наша (бабушка)
(говорим комплименты бабушке)
- Бабушка какая?
Дети отвечают: Добрая, отзывчивая, терпеливая, ласковая, нежная, внимательная...
(С экрана бабушка читает загадку)
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед,
наш родной, любимый (дед)
- Дедушка какой?
Дети отвечают: умный, добрый, заботливый и т. д.
(С экрана сестра читает загадку)
- Он хороший и забавный, ходит гордо в детский сад.
Он, конечно, очень славный, мой любимый младший (брат)
- Ещё одна загадка от младшего братишки
- Как мы ласково можем назвать наших младших братьев и сестрёнок?
Дети отвечают: озорники, шалуны, проказники.
7. - Скажите, вы бываете шалунами и проказниками?
Случается такое, что можете огорчить своих родителей? Иногда огорчаете, иногда радуете. Давайте поиграем в игру. С помощью мимики будете изображать эмоции, которые могут возникнуть у ваших родных в семье в ответ на ваши поступки.
Проводится игра «Почему так случилось?» Дети делятся на две команды: мальчики и девочки. Чтобы определить, кто начнёт игру, используем в качестве считалки логоритмическое упражнение.
Повторяем дважды, ускоряя темп.
1, 2, 3, 4
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я.
Вот и вся моя семья.
Девочки и мальчики поочерёдно выполняют мимические упражнения и размышляют, какой поступок ребёнка вызвал данную эмоцию у родных.
Девочки: огорчённая мама, испуганная сестрёнка, радостная бабушка.
Мальчики: сердитый папа, обиженный брат, весёлый дедушка.
- В семье надо стараться радовать друг друга, а не огорчать. Тогда все будут счастливы.
Показываю клубочек ниток и предлагаю всё плохое, что что случается в семье "намотать" на клубочек и избавиться от него. Дети передают клубочек друг другу, называют: грубость, злость, крики, обман, недоверие, подозрительность, равнодушие, лень.
- От плохого надо избавляться и стараться к нему не возвращаться.
Давайте семейные ценности чтить.
Давайте всегда своих близких любить.
Путь дети и взрослые помнят всегда:
Семья- это главное...
8. Ребята, наша встреча подошла к концу. Вам понравилась она? Чем именно? Мне хотелось бы… Хм, мне кажется, что я что-то забыла. Вспомнила: давайте на память о нашей встрече подарим что-нибудь друг другу. Вот только что? Чтобы мы могли это быстро сделать и чтобы это было интересно.
(Включается видео «Весёлые карандаши»)
Дети смотрят, пританцовывают. Потом садятся за столы, проводится игра «Нарисуй рисунок другу» (дети выполняют графический диктант одновременно правой и левой рукой). Обмениваются рисунками друг с другом.
Прощаются со всеми и уходят.