Муниципальное мероприятие «Магия качественных реакций»

7
0
Материал опубликован 6 November

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №7













Муниципальное мероприятие

«Магия качественных реакций»

для учащихся 9-11 классов









Составитель: Соловьёва Е.В.,

учитель химии МОУ СОШ№7

Угличского муниципального района

Ярославской области





















2024 г



Аннотация

Цель муниципального мероприятиясоздать условия для поддержки и развития одаренных детей в рамках МО учителей химии.

Мероприятие разработано учителем химии МОУ СОШ № 7 Угличского муниципального района Ярославской области Соловьёвой Е.В.

В статье приводится план мероприятия, который состоит из организационного момента, просмотра учебного видеофильма продолжительностью 6 минут из ресурса «VK Видео» и практической части, с последующим подведением итога, рефлексией.

Практическая часть включает демонстрационные опыты, лабораторные опыты, экспериментальные и теоретические задачи, а также критерии их оценки. Демонстрационные опыты объединены по характеру аналитического сигнала, а именно в первую группу вошли реакции с участием окрашенных соединений, во вторую – качественные реакции на галогениды, в третью группу – специфические реакции, характерные только для одного иона при конкретных условиях.

Основное внимание в ходе мероприятия уделяется совершенствованию навыков практического выполнения качественных реакций в неорганической химии как учащихся, ответственных за демонстрационные опыты, так и участников сборных команд из других образовательных организаций. Для активного просмотра демонстрационных опытов команды участников заполняют «пустографки», которые к концу занятия приобретают завершённый вид и становятся полезным материалом как для решения экспериментальных и теоретических задач данного мероприятия, так и для подготовки к ОГЭ и ВПР по химии.

В статье есть приложения, раскрывающие содержательную часть муниципального мероприятия. Приложения, возможно, будут полезны коллегам для организации и проведения других тематических занятий.



Тема: «Качественные реакции»

«Химии никоим образом научиться невозможно,

не видев самой практики

и не принимаясь за химические операции»
М.В. Ломоносов

Методическая цель:

- напомнить учащимся основные качественные реакции

- совершенствовать навыки практического выполнения качественных реакций

Оборудование: микролаборатории для химического эксперимента

Реактивы: в соответствии с инструкционной картой

Регламент: 90 минут


План занятия:

Организационный момент

Просмотр видеофильма «Качественные реакции в химии» (VK Видео)

Практическая часть занятия

Демонстрационные опыты (проводят учащиеся 9 класса, команды заполняют «пустографки» (Приложение 1)

1) Реакции с участием окрашенных соединений (Приложение 2)

2) Качественные реакции на галогениды (Приложение 3)

3) Качественные реакции на сульфат-ион SO42- и карбонат-ион СО32- (Приложение 4)

Лабораторные опыты (команды выполняют опыты согласно инструкционной карте Приложение 5)

Решение экспериментальных и теоретических задач (Приложение 6)

Подведение итогов, рефлексия

Источники…………………………………………………………………………………….10


Приложения……………………………………………………………………………………4


Приложение 1. Некоторые качественные реакции в неорганической химии

(пустографка)…………………………………………………………………….4

Приложение 2. Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко окрашенных

соединений……………………………………………………………………..5

Приложение 3. Качественные реакции на галогениды……………………………………….5

Приложение 4. Качественные реакции на сульфат-ион SO42- и карбонат-ион СО32 ……….5

Приложение 5. Некоторые качественные реакции в неорганической химии……………….6

Приложение 6. Экспериментальные и теоретические задачи………………………………..7

Приложение 7. Визуальный ряд занятия (слайды/этапы)…………………………………7-10

Приложение 1

Некоторые качественные реакции в неорганической химии

Ион

Реактив

Аналитический сигнал

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




13




14

PO43-

Ag+

Ag3PO4↓ светло-желтый

15

Fe2+

NаОН

Fe(ОН)2↓ серо-зелёный

16

Fe3+

NаОН

Fe(ОН)3↓ бурый

17

NH4+

ОН-, нагревание

резкий запах, посинение влажной лакмусовой бумажки

18

H+

(кислая среда)

Индикаторы:

лакмус

метилоранж


красное окрашивание

19

нейтральная

лакмус

фиолетовый

20

OH

(щелочная среда)

лакмус

фенолфталеин

— синее окрашивание

— малиновое окрашивание

(пустографки для активного просмотра демонстрационных опытов)




Приложение 2

Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко окрашенных соединений

Некоторые соли и основания имеют яркую окраску. Получим такие вещества, проведя реакции обмена.

Для определения трёхвалентного железа Fe3+ в реакциях часто используют реакцию с роданидом калия. Продукт реакции роданид железа (ІІІ) имеет крова-красную окраску. Реакция очень чувствительная.

Хромат-ион CrO4 2- определяется в растворе ионами бария. Осадок хромат бария ярко-жёлтого цвета ВаCrO4.

Ион двух валентного никеля Ni2+, соединяясь с раствором щелочи образует светло-зелёный осадок Ni(ОН)2.

При действии щелочи на ион двухвалентной меди Сu2+ образуется голубой осадок гидроксида меди Сu(ОН)2.

Ион двухвалентной меди Сu2+ и раствор аммиака образуют комплексный ион, окрашенный в ярко-синий цвет.


Приложение 3

Качественные реакции на галогениды

Качественные реакции, которые мы проведём, относятся к химическому методу анализа, т.е. в основе метода лежит проведение химических реакций. Аналитический сигнал мы наблюдаем визуально.

Для обнаружения хлорид-иона Сl- используют реакцию с нитратом серебра АgNO3, в результате которой выпадает белый осадок АgСl↓ – это и есть аналитический сигнал. Проведём эту реакцию с хлоридом натрия NаСl. Реакция очень чувствительная и помутнение наступает в очень разбавленных хлоридах.

Белый осадок хорошо виден не только в бесцветных, но и окрашенных растворах, например, в растворах хрома, меди, железа: CrСl3, СuСl2, FeСl3.

С другими галогенидами АgNO3 так же даёт осадки. Светло-жёлтый с бромидом, жёлтый с иодидом.


Приложение 4

Качественные реакции на сульфат-ион SO42- и карбонат-ион СО32-

Покажем пример специфической реакции, т.е. реакции, характерной только для одного иона при характерных условиях.

Проведём анализ на сульфат-ион SO42-. При добавлении к Nа2SO4 реагента хлорида бария выпал белый осадок ВаSO4.

Похожий белый осадок в присутствии катионов бария Ва2+ дают многие другие анионы, например, растворы оксалата (фосфата) и карбоната натрия: Nа2С2О4 и Nа2СО3.

Итак, белый осадок выпал во всех случаях. Однако только осадок ВаSO4 не должен раствориться в конц. Н2SO4. Оксалат (фосфат) бария легко растворяется при добавлении кислоты, а карбонат бария растворяется с выделение пузырьков углекислого газа.

Следовательно, для доказательства сульфат-иона SO42- в растворе недостаточно только добавить к нему ионы бария, необходимо убедиться, что полученный осадок не растворяется в кислоте. Карбонат-ион легко обнаружить при добавлении кислоты по СО2.



Приложение 5

Некоторые качественные реакции в неорганической химии



Ион

Реактив

Аналитический сигнал

1

Fe3+

КSСN (роданид калия)

Fe(SСN)3 кроваво-красный

2

CrO42-

ВаСl2

ВаCrO4↓ ярко-жёлтый не растворяется в слабой уксусной кислоте

3

Ni2+

NаОН

Ni(ОН)2↓ светло-зелёный

4

Сu2+

NаОН

Сu(ОН)2↓ голубой студенистый

5

Сu2+

р-р NН3

Комплекс ярко-синий

6

Сl-

АgNO3

АgСlбелый творожистый осадок, нерастворимый в HNO3, но растворимый в аммиаке NH3·H2O

7

Вr-

АgNO3

АgВr светло-жёлтый

8

I-

АgNO3

АgI жёлтый

9

F-

CaCl2

CaF↓ белый

10

SO42-

ВаСl2

ВаSO4↓ белый, нерастворимый в кислотах и щелочах

11

С2О42-



PO43-

ВаСl2

ВаС2О4 (оксалат бария) белый, растворимый в Н2SO4

Ва3(PO4)2↓ белый хорошо растворимый кислоте

12

СО32-

Н+

СО2

13

F

Ca2+

CaF2 белый

14

PO43-

Ag+

Ag3PO4↓ светло-желтый

15

Fe2+

NаОН

Fe(ОН)2↓ серо-зелёный

16

Fe3+

NаОН

Fe(ОН)3↓ бурый

17

NH4+

ОН-, нагревание

резкий запах, посинение влажной лакмусовой бумажки

18

H+

(кислая среда)

Индикаторы:

лакмус

метилоранж



красное окрашивание

19

нейтральная

лакмус

фиолетовый

20

OH

(щелочная среда)

лакмус

фенолфталеин

— синее окрашивание

— малиновое окрашивание




Приложение 6

Экспериментальные и теоретические задачи

Задача 1. (9 баллов)

В трёх пронумерованных пробирках под № 1, 2 и 3 находятся растворы гидроксида натрия, хлорида натрия и соляной кислоты. Распознать данные вещества. Для решения задачи нужно использовать один реактив – индикатор.

Задача 2. (13 баллов)

В трех пронумерованных пробирках под № 1, 2, 3 находятся растворы хлорида бария, сульфата натрия и карбоната калия. Распознать вещества с помощью только одного реактива, составить уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом виде.

Задача 3.

Задание 25 № 9886 Источник: СтатГрад: Тре­ниро­воч­ная ра­бо­та 2017.

Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно их различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ РЕАГЕНТ

А) НNO3 и Н2SO4 1) КNО3

Б) КОН и Ва(ОН)2 2) ВаСl2

В) Nа2SO3 и Nа2SO4 3) К2СО3

Г) Nа3РО4 и NаСl 4) НСl

5) Сu(ОН)2


Приложение 7

Визуальный ряд

Слайды презентации

Этап/Что делают участники занятия

1.

На кафедре колбы с красивыми цветными растворами неорганических соединений

Мотивация

Как думайте, растворы каких соединений представлены вашему вниманию?

Зачем приготовлены?

2.

t1730921964aa.png

Актуализация знаний


Просматривают видеоролик

3.

t1730921964ab.png

Целеполагание

Создание проблемной ситуации – дефицита знаний;


Задумываются о цели занятия

и составляют план действий

4.

Дt1730921964ac.png емонстрация 1.

Решение обнаруженной проблемы

Приём «проблемный поиск»


Следят за визуальными сигналами, заполняют «пустографки» (приложение 1)


5.

t1730921964ad.png

Корректировка учебного действия


Выполняют самостоятельно первую группу реакций

6.

Дt1730921964ae.png емонстрация 2.

Решение обнаруженной проблемы

Приёмы «проблемный поиск», «задание-загадка»


Следят за визуальными сигналами, заполняют «пустографки» (приложение 1)


7.

t1730921964af.png

Корректировка учебного действия


Выполняют самостоятельно вторую группу реакций

8.

t1730921964ag.png

Корректировка учебного действия


9.

t1730921964ah.png

Решение обнаруженной проблемы

Приём «проблемный поиск»


Следят за визуальными сигналами, заполняют «пустографки» (приложение 1)


10.

t1730921964ai.png

Корректировка учебного действия


Выполняют самостоятельно третью группу реакций

11.

t1730921964aj.png

Этап закрепления и систематизации знаний


Работа в группе

12.

t1730921964ak.png

Самопроверка, жюри - баллы

13.

t1730921964al.png

Этап закрепления и систематизации знаний


Работа в группе

14.

t1730921964am.png

Самопроверка, жюри - баллы

15.

t1730921964an.png

Этап применения знаний (мысленный эксперимент)


Работа в группе пока жюри подсчитывают баллы заданий 1+2 и устанавливают победителей

16.

t1730921964ao.png

Самопроверка по слайду

17.

Всем спасибо за работу!

Пожалуйста, наведите порядок

на рабочем месте

Подведение итогов

Рефлексия


Источники


Видеоролик «Качественные реакции в химии» https://m.vk.com/video-178095575_456239480?list=d2034cc84a93087a96&from=wall213938682_858

Задание 25 № 9886 источник СтатГрад: тренировочная работа 2017

Крешков А.П. Основы аналитической химии, издательство «химия», 1970 https://vk.com/doc156083838_442661026?hash=0RN7ehzAQVvxkljllsTarDc9b8at4pSj06CYGfcA8ZP

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации