Статья «Первый композитор Хакасии - Кенель А.А.»

8
0
Материал опубликован 17 May 2019 в группе

А.А.Кенель - первый композитор Хакасии (1898 – 1970)

В начале первой половины 30-х годов в 38 летнем возрасте Кенель Александр Александрович, имея за плечами 3 высших учебных заведения, опыт музыкально-творческой работы в драмтеатрах и различных театрально-зрелищных предприятиях Ленинграда, Воронежа, Ташкента, Свердловска. А.Кенель переезжает на постоянную работу в Сибирь. В Новосибирском драматическом, позже в Красноярском театре он заведует музыкальной частью, пишет музыку к спектаклям, аккомпанирует, руководит оркестром. И находит время записывать и обрабатывать народные мелодии.

…Когда хакасский драматург и режиссер А.Топанов предлагает переехать на работу в Хакасию, он согласился. Оставляя театр, где все шло гладко. А ведь у него была возможность устроиться в крупных городах, хотя бы в том же Ленинграде, где он родился и учился. Где у него было много друзей, в числе которых и Д.Шестакович, с которым познакомился он в консерваторские годы. Юный Шестакович в 1922 году подарил А.Кенелю рукопись только что созданного им фантастического танца №2 для фортепиано с надписью: «Дорогому другу, талантливому композитору на долгую память от Д.Шестаковича».

С 1942 года А.А.Кенель работает в Абакане. К этому времени у хакасского народа еще не было профессиональной музыкальной культуры. Музыкальное искусство было выражено главным образом народно-песенным музыкальным творчеством. В рождавшихся тогда первых спектаклях также использовались лишь народные песни без сопровождения или в сопровождении в основном национально-музыкального инструмента чатхана. Развивающаяся музыкальная культура нуждалась в человеке обладающем профессиональными знаниями энтузиасте национального искусства. Именно таким человеком для Хакасии был музыкант А.А.Кенель.  вначале своей деятельности в национальном театре композитор позднее воспоминал: «Как раз в это время в национальном театре драматурге А.Топанов и И.Н.Зенгеровский совместно с главным режиссером И.Самохваловым работали над комедией «Одураченный Хорхло». Пришлось и мне включиться в работу. В то время в хакасской музыкальной культуре хотя и был в какой-то степени знаком, но явно недостаточно для того, чтобы писать музыку к спектаклю. Вспоминаю с какой товарищеской помощью шли мне навстречу артисты – А.А.Шурышев, Н.И.Коков, Е.П.Начинова. они подсказали и напели мне мелодии хора, дуэта Ожена и Порчо, песни Чанара. Наш спектакль пользовался большим успехом. С этой музыкальной комедии начались первые шаги А.А.Кенеля в  хакасском музыкальном искусстве. С каждым годом его творческая деятельность становится все многограннее. Он работает в театре, одновременно сотрудничает с хакасским научно-исследовательском институтом языка, литературы и истории, преподает в детской музыкальной школе.

Изучая культуру и быт народа, собирая и изучая народное музыкальное творчество, он за три десятилетия работы в Хакасии записал сотни хакасских народных песен, многие из них обработал, написал ряд теоретических трудов по хакасской народной музыке, создал десятки национальных музыкальных произведений от песни до оперы. Благодаря этому пополнился репертуар самодеятельных и профессиональных исполнителей, а сама хакасская музыка шагнула за пределы области, стала достоянием многих любителей музыки.

Широко известен сборник записи народных песен  «Музыкальное народное творчество хакасов А.Кенеля». Всесоюзное музыкальное издательство советских композиторов выпустило «Енисейские побаски», «Хакасскую песню для фортепиано», а также монографию «Семен Кадышев» – о выдающемся хакасском сказителе-хайджи. Песни «Цвети, Хакасия» на слова А.Топанова, «Белый цветок» М.Кильчичакова, «Возвращение» А.Ахпашева, наряду с другими популярными песнями, изданы в различных репертуарных сборниках в Абакане и Красноярске. Некоторые из них выпущены в грамзаписи Всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия». Крупные музыкальные полотна на хакасские темы, как «Квинтет» для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, «Драматическая фантазия» для фортепиано с оркестром, сюита «В горах Алатау» для скрипки с фортепиано и другие неоднократно звучали на пленумах Сибирской композиторской организации, филармонических концертах. Большой резонанс получили его музыкальные драмы и комедии – «Акун» М.Кокова (переработанные и дополненные композитором в конце 50-х годов), «Одураченный Хорхло» А.Топонова и Н.Зенгировского, «Всходы» и особенно «Медвежий лог» М.Кильчичакова. оперетта «Красноярское море» на либретто Г.Сысолятина исполнялось ансамблем «Жарки», а два акта трехактной оперы «Чанар Хус» к «Ах Чибек», либретто А.Кенеля и А.Чмыхало было поставлено силами преподавателей и учащихся абаканского музучилища в 1967 году. Музыка А.Кенеля к хакасским танцам составила музыкальный фундамент национальной хореографии. Член Союза советских композиторов А.Кенель был страстным пропагандистом хакасской музыкальной культуры, вел большую музыкально-просветительскую работу среди населения.

Более половины творческой деятельности композитора отдано созданию музыкальной культуры Хакасии. Правительство высоко оценив его вклад в развитие советского музыкального искусства присвоило в 1960 году А.А.Кенелю звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

«Я счастлив и горд тем – говорил композитор, - что могу внести свою скромную лепту в дело развития нашего народного музыкально-поэтического искусства, это приносит мне новый прилив бодрости и сил»  

Комментарии
Комментариев пока нет.