Музыкальное исполнительство на фортепиано
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальное исполнительство на фортепиано»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 5 лет
Составитель:
Пузаков Владимир Викторович
учитель музыки
г. Москва
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………...3
2. Учебный (тематический) план………………………………………………...8
3. Содержание учебного (тематического) плана………………………............14
4. Формы контроля и оценочные материалы………………………..................26
5. Организационно-педагогические условия реализации программы….........28
6. Список литературы……………………………………………………………31
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Тенденции и условия развития современного российского общества ставят перед системой отечественного образования новые задачи организационно-педагогического и воспитательного характера. Это касается и области дополнительной педагогики и области музыкального образования в частности. Пандемия 2020 года поставила перед педагогами сложные задачи организации процесса обучения в классах специального инструмента в условиях карантинных мероприятий и дистанционного обучения. Помимо этого, на занятиях в классе фортепиано обучающиеся должны всесторонне и гармонично развиваться, осваивать исполнительские навыки на примере современного репертуара, а процесс работы на уроках должен быть интересным, увлекательным и доступным. В свою очередь, к важным задачам организации процесса обучения, стоящие перед педагогами, относятся: формирование познавательной и творческой активности детей, профессиональное ориентирование, внедрение инновационных форм и методов обучения на уроках фортепиано. Таким образом, в современной фортепианной педагогике назрела острая необходимость пересмотра содержания и специфики организации процесса обучения детей в классе специальности. Решением данной проблемы является разработка новых общеразвивающих программ по классу фортепиано.
Актуальность и целесообразность данной программы заключается в том, что она соответствует запросам современного общества и условиям его развития, а также составлена в соответствии с особенностями организации современного учебного процесса.
Данная программа по фортепиано имеет художественную направленность в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», п. 9.
Реализуется на базовом уровне, так как входит в комплекс дисциплин Музыкального отделения.
Отличительные особенности Программы
Данная программа разработана на основе методической литературы: А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано», Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музицированию», Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Идеи данных исследователей были развиты и продолжены в монографиях и учебных пособиях авторов, среди которых — JI. Борухзон, Л. Волчек, JI. Гусейнова, Л. Гаккель, С. Ляховицкая, С. Мальцев, Т. Юдовина-Гальперина, А. Артоболевской и другие.
Отличительные особенности выявляются в следующих аспектах:
1. Опора содержания обучения на современный репертуар различных стилей и жанров (академического, эстрадного, джазового).
2. Внедрение в процесс обучения в классе фортепиано регулярной дистанционной формы обучения
3. Соблюдение принципа доступности и последовательности усвояемого материала.
4. Актуализация проблемно-поискового метода в организации процесса формирования исполнительских навыков на фортепиано.
5. Усиление межпредметной интеграции в обучение по направлениям: «фортепиано – сольфеджио», «фортепиано – музыкальная литература».
Цель и задачи Программы
Цель программы – выявить и развить творческие способности у детей в процессе обучения игре на фортепиано.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие образного мышления, воображения, восприятия.
Развитие музыкального слуха, ритма и памяти.
Развитие творческих задатков учащихся.
Развитие беглости пальцев, координации движений, выносливости.
Образовательные:
Сформировать пианистические приёмы игры на фортепиано.
Освоить основные виды фортепианной техники.
Обучить навыкам чтения с листа нетрудного материала, а также игре в ансамбле.
Освоить основы музыкальной грамоты.
Обучить навыкам самостоятельной работы с произведениями
Воспитательные:
Воспитать интерес к музыке.
Формировать эстетический, музыкальный вкус учащихся.
Воспитать исполнительскую и сценическую культуру учащегося.
Расширить кругозора учащихся в области искусства.
Воспитать чувство ответственности, целеустремлённости.
Категория обучающихся
Данная общеразвивающая программа рассчитана на обучения детей, поступивших в учреждение в возрасте от 7 до 12 лет.
Срок реализации Программы
Срок реализации программы – 5 лет.
Формы и режим занятий
Основной формой обучения в программе является индивидуальный урок. Программа рассчитана на следующие формы проведения занятий:
– очная.
– дистанционная.
1-5 класс: 108 часов в учебном году.
Количество учебных часов в неделю: 3 индивидуальных занятия, в том числе 1 занятие с использованием дистанционных технологий.
Дополнительно программа предусматривает для учащихся 1-5 классов: 1 дистанционный урок во время осенних и весенних каникул.
Планируемые результаты
По окончании 1-го года обучения обучающиеся будут
знать:
расположение нот на фортепиано.
понятия: доля, такт, размер.
основные биографические сведения о композиторах, чьи произведения обучающийся разучивал в течение учебного года.
длительности: целая, половинка, четверть, восьмая, шестнадцатые.
штрихи: legato, non legato, staccato.
уметь:
быстро и безошибочно находить необходимый звук на фортепиано.
играть двумя руками вместе на фортепиано репертуар, соответствующий первому году обучения.
правильно сидеть за инструментом.
использовать динамические оттенки - piano, forte.
По окончании 2-го года обучения обучающиеся будут
знать:
основные музыкальные термины.
особенности музыкальных жанров.
стилистические особенности произведений.
особенности музыкальной формы.
уметь:
читать с листа простой нотный текст в двух ключах.
самостоятельно работать над произведением, разучиваемое в классе.
владеть педализацией.
исполнять гаммы (до 2-х знаков) и технические произведения в более подвижном темпе
По окончании 3-го года обучения обучающиеся будут
знать:
музыкальные термины и темповые значения на итальянском языке.
основные виды техники.
стили, жанры и эпоху исполняемых произведений.
основные аппликатурные принципы.
строение музыкальных фраз.
уметь:
грамотно читать с листа несложные произведения (уровень 1-2 класса).
подбирать мелодию по слуху.
применять аппликатурные принципы в разучивании этюдов.
исполнить гаммы до 3-х знаков.
выразительно исполнять произведения.
По окончании 4-го года обучения обучающиеся будут
знать:
основные звуковые задачи, стоящие перед обучающимся.
стилевые особенности, исполняемых произведений.
средства выразительности для достижения образа, заложенного композитором в произведении.
знать авторов исполняемых произведений.
уметь:
ориентироваться в стилях и направлениях музыкального искусства.
преодолеть волнение во время экзаменационных и конкурсных прослушиваний.
передать художественный образ исполняемого произведения.
владеть тембровой окраской звука фортепиано.
исполнять гаммы до 4 знаков.
охватить достаточно объемную программу.
По окончании 5-го года обучения обучающиеся будут
знать:
фортепианный репертуар в соответствии с программными требованиями, включающий произведения разных жанров.
разнообразные интерпретации различный произведений.
профессиональную терминологию.
особенности и возможности фортепиано.
строение музыкальной формы произведения.
приемы и методы решения технических трудностей разучиваемых произведений.
отличительные особенности различных жанров
основу музыкальной грамоты
уметь:
читать с листа и транспонировать произведения различных форм и жанров.
самостоятельно разучивать произведения и преодолевать исполнительские трудности.
грамотно исполнять произведения.
играть в ансамбле
использовать теоретические знания в процессе разучивания нового репертуар.
подбор по слуху произведений двумя руками.
создавать и передавать художественный образ исполняемого произведения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план. 1-й год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | |
2. | Знакомство с инструментом фортепиано. Беседы о музыке | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение |
3. | Освоение нотной грамоты | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение |
4. | Постановка пианистического аппарата | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение |
5. | Работа над основными приемами игры | 10 | 3 | 7 | Педагогическое наблюдение |
6. | Работа над техникой и штрихами | 15 | 3 | 12 | Педагогическое наблюдение |
7. | Освоение репертуара | 20 | 4 | 16 | Контрольный урок |
8. | Изучение гамм: C-dur, a-moll. | 5 | 1 | 4 | Технический зачет |
9. | Работа над этюдами | 12 | 3 | 9 | Технический зачет |
10. | Ансамблевое музицирование с педагогом | 10 | 4 | 6 | Педагогическое наблюдение |
11. | Чтение с листа | 7 | 2 | 5 | Контрольный урок |
12. | Расширение кругозора учащихся | 7 | 3 | 4 | Педагогическое наблюдение |
13. | Подготовка к переводному экзамену | 5 | - | 5 | Переводной экзамен |
14. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Переводной экзамен |
| Всего часов | 108 | 29 | 79 | |
Учебный (тематический) план. 2-й год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | |
2. | Повторение пройденного в 1 классе | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
3. | Совершенствование технических навыков учащихся | 15 | 5 | 10 | Педагогическое наблюдение |
4. | Развитие музыкальных способностей | 7 | 3 | 4 | Педагогическое наблюдение |
5. | Основы импровизации | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение |
6. | Освоение репертуара | 18 | 4 | 14 | Контрольный урок |
7. | Работа над художественной интерпретацией музыкальных произведений | 4 | 1 | 3 | Контрольный урок |
8. | Изучение гамм: G-dur, e-moll, F-dur, d-moll | 10 | 3 | 7 | Технический зачет |
9. | Работа над этюдами | 13 | 3 | 10 | Технический зачет |
10. | Ансамблевое музицирование | 8 | 2 | 6 | Контрольный урок |
11. | Чтение с листа | 7 | 2 | 5 | Контрольный урок |
12. | Расширение кругозора учащихся | 5 | 3 | 2 | Педагогическое наблюдение |
13. | Транспонирование и подбор по слуху | 7 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение |
14. | Подготовка к переводному экзамену | 5 | - | 5 | Переводной экзамен |
15. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Переводной экзамен |
| Всего часов | 108 | 32 | 76 | |
Учебный (тематический) план. 3-й год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | |
2. | Повторение пройденного в 2 классе | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
3. | Совершенствование технических навыков учащихся | 15 | 5 | 10 | Педагогическое наблюдение |
4. | Основы импровизации | 7 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение |
5. | Освоение репертуара | 20 | 5 | 15 | Контрольный урок |
6. | Работа над художественной интерпретацией музыкальных произведений | 8 | 2 | 6 | Контрольный урок |
7. | Изучение гамм: D-dur, e-moll, B-dur, g-moll | 7 | 2 | 5 | Технический зачет |
8. | Работа над этюдами | 13 | 3 | 10 | Технический зачет |
9. | Расширение кругозора учащихся | 7 | 3 | 4 | Педагогическое наблюдение |
10. | Ансамблевое музицирование | 8 | 2 | 6 | Контрольный урок |
11. | Чтение с листа | 8 | 2 | 6 | Контрольный урок |
12. | Транспонирование и подбор по слуху | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение |
13. | Подготовка к переводному экзамену | 5 | - | 5 | Переводной экзамен |
14. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Переводной экзамен |
| Всего часов | 108 | 30 | 78 | |
Учебный (тематический) план. 4-й год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | |
2. | Повторение пройденного в 3 классе | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
3. | Совершенствование технических навыков учащихся | 10 | 2 | 8 | Педагогическое наблюдение |
4. | Освоение джазовой стилистики | 7 | 3 | 4 | Педагогическое наблюдение |
5. | Освоение репертуара | 25 | 5 | 20 | Контрольный урок |
6. | Работа над художественной интерпретацией музыкальных произведений | 9 | 3 | 6 | Контрольный урок |
7. | Изучение гамм: A-dur, fis-moll, Es-dur, c-moll | 8 | 2 | 6 | Технический зачет |
8. | Работа над этюдами | 10 | 2 | 8 | Технический зачет |
9. | Ансамбль | 8 | 2 | 6 | Контрольный урок |
10. | Чтение с листа | 5 | 1 | 4 | Контрольный урок |
11. | Работа над артикуляцией и агогикой | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение |
12. | Транспонирование и подбор по слуху | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
13. | Коллоквиумы по теории музыки и музыкальной грамоты | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение |
14. | Подготовка к переводному экзамену | 5 | - | 5 | Переводной экзамен |
15. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Переводной экзамен |
| Всего часов | 108 | 27 | 81 | |
Учебный (тематический) план. 5-й год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | |
2. | Повторение пройденного в 4 классе | 2 | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение |
3. | Совершенствование технических навыков учащихся | 7 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение |
4. | Работа над артикуляцией и агогикой | 9 | 2 | 7 | Педагогическое наблюдение |
5. | Освоение репертуара | 25 | 5 | 20 | Контрольный урок |
6. | Работа над художественной интерпретацией музыкальных произведений | 14 | 4 | 10 | Контрольный урок |
7. | Работа над аккомпанементом | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение |
8. | Работа над этюдами | 10 | 2 | 8 | Контрольный урок |
9. | Чтение с листа | 4 | 1 | 3 | Контрольный урок |
10. | Работа над артикуляцией и агогикой | 10 | 3 | 7 | Педагогическое наблюдение |
11. | Транспонирование и подбор по слуху | 4 | 1 | 3 | Педагогическое наблюдение |
12. | Коллоквиумы по теории музыки и музыкальной грамоты | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение |
13. | Психологическая подготовка к сценическому выступлению | 3 | 2 | 1 | Педагогическое наблюдение |
14. | Подготовка к выпускному экзамену | 8 | - | 8 | Выпускной экзамен |
15. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Выпускной экзамен |
| Всего часов | 108 | 28 | 80 | |
Содержание учебного (тематического) плана. 1-й год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с обучающимся. Содержание программы 1-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с инструментом фортепиано. Беседы о музыке
Теория. История создания фортепиано. Изучение клавиатуры и расположение клавиш. Регистры инструмента: высокий, средний, низкий. Аппликатура: большой палец – первый, указательный палец – второй, средний палец – третий, безымянный – четвертый, мизинец – пятый.
Практика. Выявление музыкальных способностей. Правильная посадка за инструментом. Упражнения для освобождения корпуса и рук. Применение аппликатуры на практике.
Освоение нотной грамоты
Теория. Освоение базовых теоретических понятий: нотный стан, басовый и скрипичный ключи, ритм, паузы, знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), длительности (целая, половинная, четверть, восьмая), динамические оттенки (piano, forte), музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4).
Практика. Музыкально-ритмические игры. Поиск нот на клавиатуре. Несложные попевки на одной или двух нотах.
Постановка пианистического аппарата
Теория. Особенности пианистического аппарата, положение рук и корпуса за инструментом.
Практика. Разнообразные упражнения, направленные на формирование правильной постановки рук.
Работа над основными приемами игры
Теория. Изучение обозначений в нотном тексте, приемы звукоизвлечения.
Практика. Основные приемы звукоизвлечения на фортепиано: legato, staccato, non legato. Освоение игры двумя руками. Игра упражнений и несложных пьес на отдельные приемы.
Работа над техникой и штрихами
Теория. Развитие технических навыков, различные сочетание штрихов.
Практика. Точное исполнение нотного текста. Отработка штрихов и техники на примере разнохарактерных пьес.
Освоение репертуара
Теория. Произведения различных жанров. Изучение биографических сведений о композиторе, форме и стилистики произведений, которые разучиваются учащимися. Динамические оттенки. Форма произведения.
Практика. Работа над произведениями. Образное содержание. Композиторский замысел.
Изучение гамм: C-dur, a-moll
Теория. Развитие технических возможностей учащихся. Понятия гамма, аккорд, арпеджио. Аппликатура в гаммах. Изучение профессиональных музыкальных терминов. Хроматическая гамма.
Практика. Работа над гаммами C-dur, a-moll.
Работа над этюдами
Теория. Выбор наиболее удобной аппликатуры. Форма этюда. Технические особенности.
Практика. Разучивание и исполнение этюда на техническом зачете.
Ансамблевое музицирование с педагогом
Теория. Навыки ансамблевого музицирования. Синхронность исполнения. Художественный образ произведения.
Практика. Игра с педагогом ансамблевых пьес различных жанров.
Чтение с листа
Теория. Знание нотной грамоты. Знакомство с чтением с листа.
Практика. Чтение с листа несложных попевок.
Расширение кругозора учащихся
Теория. Беседы о различных видах искусств.
Практика. Посещение музеев, театров, выставок.
Подготовка к переводному экзамену
Практика. Подготовка к концертному выступлению, участие в тематических концертах.
Итоговое занятие
Практика. Переводной экзамен. Подведение итогов года.
Содержание учебного (тематического) плана. 2-й год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Содержание программы 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Повторение пройденного в 1 классе
Теория. Музыкальная грамота. Биографические сведения о композиторах. Форма и содержание произведений.
Практика. Игра пьес, изученных в 1 классе.
Совершенствование технических навыков учащихся
Теория. Знакомство с украшениями, мелизмами. Аппликатурные принципы. Основные приемы звукоизвлечения. Двойные ноты.
Практика. Исполнение украшений, мелизмов. Игра упражнений на развитие техники. Работа над приемами – legato, non legato, staccato. Игра двойных нот.
Развитие музыкальных способностей
Теория. Понятие музыкальные способности. Качество восприятия, переживания и исполнения.
Практика. Развитие ритма, слуха и памяти путём различных упражнений и заданий.
Основы импровизации
Теория. Знакомство с понятием и техникой импровизации.
Практика. Сочинение мелодий, подбор по слуху.
Освоение репертуара
Теория. Чувство ритма. Характер произведения. Беседы о исполнениях выбранного произведения. Особенности крупной формы. Полифонические особенности. Беседы о композиторах. Основы педализации.
Практика. Прослушивание записей пьес. Работа над репертуаром. Исполнение произведений полифонического склада и произведения крупной формы.
Работа над художественной интерпретацией музыкальных произведений
Теория. Понятие образа в музыкальных произведениях. Работа над осознанием художественного образа в произведениях. Ассоциативное и образное мышление.
Практика. Игра пьес русских и зарубежных композиторов. Работа над фразировкой.
Изучение гамм: G-dur, e-moll, F-dur, d-moll
Теория. Развитие технических возможностей учащихся. Гаммы, аккорды, арпеджио. Аппликатура в гаммах. Изучение профессиональных музыкальных терминов. Гармонический и мелодический минор. Хроматическая гамма.
Практика. Работа над гаммами: G-dur, e-moll, F-dur, d-moll.
Работа над этюдами
Теория. Выбор наиболее удобной аппликатуры. Особенности формы. Приемы для разучивания этюда.
Практика. Работа над этюдами и исполнение этюда на техническом зачете.
Ансамблевое музицирование
Теория. Особенности ансамблевого исполнения: штрихи, синхронность, динамика, фразировка.
Практика. Игра произведений в ансамбле с педагогом или другим учащимся. Создание общей концепции и художественного образа.
Чтение с листа
Теория. Закрепление техники чтения с листа.
Практика. Чтение с листа произведений уровня 1 класса.
Расширение кругозора учащихся
Теория. Беседы о различных видах искусств.
Практика. Посещение музеев, театров, выставок.
Транспонирование и подбор по слуху
Теория. Понятие транспонирование.
Практика. Подбор мелодий от разных клавиш. Игра по слуху знакомых мелодий.
Подготовка к переводному экзамену
Практика. Работа над художественным образом программы. Подготовка ученика к публичному выступлению. Разбор технических сложностей программы. Выступление на отчетных и тематических концертах.
Итоговое занятие
Практика. Переводной экзамен. Подведение итогов года.
Содержание учебного (тематического) плана. 3-й год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Содержание программы 3-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Повторение пройденного в 2 классе
Теория. Биографические сведения о композиторах. Форма и содержание произведений. Понятия: музыкальные способности, художественный образ, транспонирование, чтение с листа. Педализация.
Практика. Игра пьес, изученных в 2 классе
Совершенствование технических навыков учащихся
Теория. Отработка основных приемов игры на фортепиано
Практика. Исполнение украшений, мелизмов. Игра упражнений на развитие техники. Работа над приемами – legato, non legato, staccato. Игра двойных нот. Работа над свободным исполнением виртуозных произведений.
Основы импровизации
Теория. Техника импровизации.
Практика. Сочинение мелодий. Подбор по слуху. Гармонизация линии баса.
Освоение репертуара
Теория. Характер произведения. Беседы о исполнениях выбранного произведения. Особенности крупной формы и полифонические особенности на примере более сложного репертуара. Беседы о композиторах. Педализация. Разбор произведений с точки зрения формы, стилистических особенностей.
Практика. Прослушивание записей пьес. Работа над репертуаром. Исполнение произведений полифонического склада и произведения крупной формы.
Работа над художественной интерпретацией музыкальных произведений
Теория. Работа над осознанием художественного образа в произведениях. Ассоциативное и образное мышление.
Практика. Игра пьес русских и зарубежных композиторов. Работа над фразировкой, содержанием. Раскрытие замысла композитора.
Изучение гамм: D-dur, e-moll, B-dur, g-moll
Теория. Развитие технических возможностей учащихся. Гаммы, аккорды, арпеджио. Аппликатура в гаммах. Изучение профессиональных музыкальных терминов. Гармонический и мелодический минор. Хроматическая гамма.
Практика. Работа над гаммами: D-dur, e-moll, B-dur, g-moll. Плавность исполнения, техническая стабильность.
Работа над этюдами
Теория. Выбор наиболее удобной аппликатуры. Особенности формы. Приемы для разучивания этюда.
Практика. Работа над этюдами и исполнение этюда на техническом зачете. Стабильность исполнения. Свобода исполнения этюдов в быстром темпе.
Расширение кругозора учащихся
Теория. Беседы о различных видах искусств.
Практика. Посещение музеев, театров, выставок.
Ансамблевое музицирование
Теория. Особенности ансамблевого исполнения: штрихи, синхронность, динамика, фразировка.
Практика. Игра произведений в ансамбле с другим учащимся. Создание общей концепции и художественного образа. Подготовка ансамблей к концертным выступлениям.
Чтение с листа
Теория. Совершенствование техники чтения с листа.
Практика. Чтение с листа произведений уровня 2 класса.
Транспонирование и подбор по слуху
Теория. Транспонирование несложных мелодий.
Практика. Транспонирование на полтона и тон вверх и вниз. Игра по слуху знакомых мелодий с сопровождением.
Подготовка к переводному экзамену
Практика. Работа над художественным образом программы. Подготовка ученика к публичному выступлению. Разбор технических сложностей программы. Выступление на отчетных и тематических концертах.
Итоговое занятие
Практика. Переводной экзамен. Подведение итогов года.
Содержание учебного (тематического) плана. 4-й год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Содержание программы 4-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Повторение пройденного в 3 классе
Теория. Биографические сведения о композиторах. Форма и содержание произведений. Транспонирование. Чтение с листа. Педализация.
Практика. Игра пьес, изученных в 3 классе
Совершенствование технических навыков учащихся
Теория. Отработка основных приемов игры на фортепиано. Развитие свободы пианистического аппарата. Выработка аппликатурной дисциплины.
Практика. Совершенствование навыков, приобретённых в предыдущие года обучения. Развитие мелкой и крупной техники. Работа над свободным исполнением виртуозных произведений.
Освоение джазовой стилистики
Теория. Знакомство с джазовым направлением. История и особенности джаза. Джазовая гармония.
Практика. Игра джазовых пьес. Игра джазовых гармоний.
Освоение репертуара
Теория. Характер произведения. Беседы о исполнениях выбранного произведения. Особенности крупной формы и полифонические особенности на примере более сложного репертуара. Беседы о композиторах. Педализация. Разбор произведений с точки зрения формы, стилистических особенностей.
Практика. Прослушивание записей пьес. Работа над репертуаром. Исполнение произведений полифонического склада и произведения крупной формы. Точное соблюдение нотного текста.
Работа над художественной интерпретацией музыкальных произведений
Теория. Работа над осознанием художественного образа в произведениях. Ассоциативное и образное мышление. Средства выразительности для передачи замысла произведений. Развитие слухового контроля.
Практика. Игра пьес русских и зарубежных композиторов. Работа над фразировкой, содержанием. Раскрытие замысла композитора.
Изучение гамм: A-dur, fis-moll, Es-dur, c-moll
Теория. Развитие технических возможностей учащихся. Гаммы, аккорды, арпеджио. Аппликатура в гаммах. Изучение более сложных профессиональных музыкальных терминов. Гармонический и мелодический минор. Хроматическая гамма. Гаммы в терцию, сексту и дециму.
Практика. Работа над гаммами: A-dur, fis-moll, Es-dur, c-moll. Техническая стабильность во время исполнения гамм и этюда. Достижение ровности темпа.
Работа над этюдами
Теория. Выбор наиболее удобной аппликатуры. Особенности формы. Приемы для разучивания этюда.
Практика. Работа над этюдами и исполнение этюда на техническом зачете. Стабильность исполнения. Свобода исполнения этюдов в быстром темпе.
Ансамбль
Теория. Особенности ансамблевого исполнения: штрихи, синхронность, динамика, фразировка на примере разнообразных произведений.
Практика. Игра произведений в ансамбле с другим учащимся. Создание общей концепции и художественного образа. Подготовка ансамблей к концертным выступлениям. Участие в конкурсах.
Чтение с листа
Теория. Совершенствование техники чтения с листа.
Практика. Чтение с листа произведений уровня 2-3 класса.
Работа над артикуляцией и агогикой
Теория. Понятия агогика и артикуляция. Средства выразительности.
Практика. Применение агогики и артикуляции на примере произведений разных эпох.
Транспонирование и подбор по слуху
Теория. Транспонирование несложных мелодий.
Практика. Транспонирование пьес в близкие тональности. Игра по слуху знакомых мелодий с сопровождением.
Коллоквиумы по теории музыки и музыкальной грамоты
Теория. Основы теории музыки. Сведения о композиторах. Направления. Стилистические особенности.
Практика. Просмотр фильмов о композиторах, презентаций по теории музыки.
Подготовка к переводному экзамену
Практика. Работа над художественным образом программы. Подготовка ученика к публичному выступлению. Разбор технических сложностей программы. Выступление на отчетных и тематических концертах.
Итоговое занятие
Практика. Переводной экзамен. Подведение итогов года.
Содержание учебного (тематического) плана. 5-й год обучения
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Содержание программы 5-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.
Повторение пройденного в 4 классе
Теория. Биографические сведения о композиторах. Форма и содержание произведений. Транспонирование. Чтение с листа. Педализация.
Практика. Игра пьес, изученных в 4 классе
Совершенствование технических навыков учащихся
Теория. Отработка основных приемов игры на фортепиано. Развитие свободы пианистического аппарата. Выработка аппликатурной дисциплины.
Практика. Совершенствование навыков, приобретённых в предыдущие года обучения. Развитие мелкой и крупной техники. Работа над свободным исполнением виртуозных произведений. Работа над независимостью пальцев.
Работа над артикуляцией и агогикой
Теория. Агогика и артикуляция. Средства выразительности.
Практика. Применение агогики и артикуляции на примере произведений разных эпох.
Освоение репертуара
Теория. Характер произведения. Беседы о исполнениях выбранного произведения. Особенности крупной формы и полифонические особенности на примере более сложного репертуара. Беседы о композиторах. Педализация. Разбор произведений с точки зрения формы, стилистических особенностей Принципы динамики. Закрепление всех полученных знаний.
Практика. Прослушивание записей пьес. Работа над репертуаром. Исполнение произведений полифонического склада и произведения крупной формы. Точное соблюдение нотного текста.
Работа над художественной интерпретацией музыкальных произведений
Теория. Работа над осознанием художественного образа в произведениях. Ассоциативное и образное мышление. Средства выразительности для передачи замысла произведений. Развитие слухового контроля.
Практика. Игра пьес русских и зарубежных композиторов. Работа над фразировкой, содержанием. Раскрытие замысла композитора.
Работа над аккомпанементом
Теория. Фортепиано как аккомпанирующий инструмент. Особенности партии фортепиано.
Практика. Исполнение пьес с солистом.
Работа над этюдами
Теория. Выбор наиболее удобной аппликатуры. Особенности формы. Приемы для разучивания этюда. Развитие пианистического аппарата.
Практика. Работа над этюдами и исполнение этюда на техническом зачете. Стабильность исполнения. Свобода исполнения этюдов в быстром темпе. Работа над достижением различной динамики в этюдах.
Чтение с листа
Теория. Совершенствование техники чтения с листа.
Практика. Чтение с листа произведений уровня 2-3 класса.
10. Работа над артикуляцией и агогикой
Теория. Агогика и артикуляция. Средства выразительности.
Практика. Применение агогики и артикуляции на примере произведений разных эпох.
11. Транспонирование и подбор по слуху
Теория. Транспонирование несложных мелодий.
Практика. Транспонирование пьес в близкие тональности. Игра по слуху знакомых мелодий с сопровождением.
12. Коллоквиумы по теории музыки и музыкальной грамоты
Теория. Основы теории музыки. Сведения о композиторах. Направления. Стилистические особенности.
Практика. Просмотр фильмов о композиторах, презентаций по теории музыки.
13. Психологическая подготовка к сценическому выступлению
Теория. Беседы с обучающимся о предстоящем выступлении. Работа над эстрадным волнением.
Практика. Обыгрывания в классе перед ответственным выступлением.
14. Подготовка к выпускному экзамену
Практика. Работа над художественным образом программы. Подготовка ученика к выпускному экзамену. Разбор технических сложностей программы. Выступление на отчетных и тематических концертах.
Итоговое занятие
Практика. Выпускной экзамен. Завершение обучения в Музыкальном отделении.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки качества обучения и реализации программы в учебном процессе проводится аттестация, где оценивается пианистический уровень и развитие обучающихся в целом.
Предварительный контроль проводится в начале учебного года, где определяется уровень знаний и способностей обучающего.
Текущий контроль:
Контрольный урок, во время которого учащиеся исполняют определенную программу. Контрольные уроки проводятся один раз в четверть (в конце I и III четвертей).
Технический зачет проводится два раза в год (ноябрь, март). Учащиеся (кроме 1-го года обучения) исполняют гаммы по программе и этюд.
Промежуточная аттестация:
Академический зачет проводится в конце I полугодия (декабрь). Учащиеся исполняют произведения по программным требованиям.
Переводной экзамен проводится в конце II полугодия для учащихся всех годов обучения. Учащиеся исполняют три произведения (полифония, крупная форма, пьеса).
Академические концерты проводятся два раза в год (декабрь, май). Программа Академических концертов определяется педагогом и учащимся из разученных ранее произведений.
Для учащихся 5-го года обучения два раза в учебном году (январь, апрель) проводится академическое прослушивание программы.
Итоговая аттестация:
Выпускной экзамен проводится для учащихся 5-го года обучения в конце II полугодия (май). Учащиеся исполняют четыре произведения (полифония, крупная форма, этюд, пьеса).
Критерии оценивания
Уровень освоения Программы | Критерии оценивания |
Высокий уровень | Программа выступление соответствует году обучения, знание произведений наизусть, владение штрихами и техническими приемами, понимание стиля и замысла, заложенного композитором в произведении. |
Средний уровень | Программа соответствует году обучения, с наличием небольших ритмических неточностей, образ произведения раскрыт не полностью. |
Низкий уровень | Программа не соответствует году обучения, много ритмических ошибок, плохое знание нотного текста наизусть. |
Выступления обучающихся оцениваются по пятибалльной системе: «5» (отлично) – высокий уровень, «4» (хорошо) – средний уровень, «3» (удовлетворительно) – низкий уровень.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Особенности работы по Программе
Основная цель первого года обучения – привить ребёнку первичные исполнительские навыки, сформировать исполнительский аппарат, познакомить с азами нотной грамоты. Основной принцип работы с учеником – от простого к сложному. Освоение и объем исполняемого репертуара должен опираться на принцип доступности. В то же время, в работе с учениками 1 года обучения необходим личностно-ориентированный и мотивационный подходы, учитывание принципа развивающего обучения.
На 1 году обучения очень важно заинтересовать ребёнка, дать ему почувствовать свои силы и возможности создания ярких художественных образов уже вначале творческого пути. Взывая к наглядно-образному мышлению, отечественные композиторы создали ряд сборников и детских альбомов, которые отличаются доступностью, креативностью и яркостью художественных образов и, вместе с тем, имеют педагогический и воспитательный потенциал.
Основная цель 2 года обучения программы – совершенствовать исполнительские навыки юного пианиста, развивать личность ребёнка гармонично и целенаправленно.
Исполнение технических упражнений и этюдов на уроках фортепиано должно стать регулярной практикой, но не должно стать самоцелью. Данный вид деятельности должен подготовить музыканта к исполнению музыкально-художественного репертуара и помочь преодолеть различные виду технической сложности. В то же время, для того, чтобы развить ту или иную сторону исполнительской техники пианиста, педагог должен внимательно и ответственно подходить к выбору педагогического и концертного репертуара. Так, одним из принципов выбора произведений для исполнения должен стать принцип педагогической целесообразности.
3 год обучения пианиста – качественно новый этап его профессионального развития. Практически все основные фортепианные навыки к этому времени уже сформированы. Основной целью данного периода становится работа над художественным образом произведения, стремление к осознанности исполнения.
Представительница ленинградской фортепианной школы А. А. Шмидт-Шкловская в своей педагогической практике неоднократно подчёркивала, что художественный результат исполнения музыкального произведения во многом зависит от степени развитости пианистических движений и их физиологической оправданности. Выстроенная педагогом система работа над техникой, прежде всего, это система принципов организации и развития пианистического аппарата музыканта, при которой учитываются природные и физиологические особенности пианистической руки. Методика Шмидт-Шкловской обобщает её педагогический опыт и опробована на многих поколениях юных музыкантов.
4 год обучения пианиста – период осознанного исполнительства на инструменте. Данный период характеризуется качественно новым уровнем его творческого роста, сформированными профессиональными навыками, определённым уровнем владения технического мастерства.
Основной задачей 4 года обучения – становится расширение репертуара исполнителя разнохарактерными пьесами, освоение сонатной формы, работа над полифоническими жанрами. Отельное место в репертуаре исполнителя 4 года обучения должны занять произведения современных композиторов, обработки и транскрипции современной и популярной классической музыки, адаптированные к возрасту музыканта. С точки зрения технической базы, на 4 году обучения акцент внимания педагога должен быть смещён в сторону крупной техники. К данному периоду обучения у пианиста уже сформирован и окреп исполнительский аппарат, музыкант может контролировать мышечные ощущения, что позволит ему избегать зажимов при работе над элементами крупной техники – октавами, аккордами и.т.д.
Совершенствование крупной техники на уроках специальности происходит путём освоения ряда упражнений инструктивного характера, среди которых:
освоение типовых формул
преодоление текущих, нестандартных технических затруднений в изучаемом произведении.
работа над импровизационными моделями, на основе конкретного вида крупной техники.
Вместе с тем, основными направлениями развития крупной техники в классе фортепиано являются: работа над октавами, работа над освоением аккордов, скачков и тремоло. Работа над развитием техники исполнения аккордов является важной составляющей технического мастерства пианиста. В то же время, необходимо отметить, что аккордовая фактура во многих произведениях является важным средством музыкальной выразительности и играет значимую роль в создании художественного образа музыкального произведения.
5 год обучения – заключительный этап в подготовке пианиста. Итогом его обучения становится выпускной экзамен по специальности, на который обучающийся должен представить 4 произведения.
Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы необходимо: класс с хорошей звукоизоляцией не менее 6 кв. метров, оснащённый двумя настроенными инструментами, учебная литература, также для проведения дистанционных занятий требуется устройство, поддерживающее такие программы как Microsoft Teams, Zoom.
Кадровое обеспечение программы
Программу реализует педагог дополнительного образования по классу фортепиано.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 39 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242);
6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Приложение № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14);
Список литературы для педагогов
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978.
2. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие / А. Артоболевская. — М.: Российское музыкальное издательство, 2006.
3. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. — 2-е изд., доп. — Л.: Советский композитор, Ленинградское отделение, 1979.
4. Борухзон Л. М. Азбука музыкальной фантазии: пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков: в 6 тетр. / Л. М. Борухзон, Л. Л. Волчек, Л. М. Гусейнова. — СПб.: Композитор, 1996.
5. Ляховицкая С. С. Задачи воспитания учащихся. Педагогические способности / С. С. Ляховицкая; под ред. Л. Н. Раабена. — Л.: Музгиз, 1963.
6. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. — М.: Музыка, 1991.
7. Мыльников А. Ю. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано / А. Ю. Мыльников. — М.: Композитор, 2000.
8. Назаров И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования [Текст] / Под ред. Г. С. Богуславского. - Ленинград: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1969.
9. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Методические указания. — Методические указания. — Ленинград: Музыка, 1985.
10. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или Я детский педагог / Т. Б. Юдовина-Гальперина. — СПб.: Предприятие С.-Петербургского союза художников, 1996.
Список литературы для обучающихся
1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.: Сов.комп., 2010.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Сов.комп., 1985.
3. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. Л.: Сов.комп., 1980.
4. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л.: Сов.комп., 1988.
5. Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М.: Музыка, 2012.
6. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М.: Музыка, 2010.
7. Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М.: Музыка, 2011.
8. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С.-П.: Комп., 1999.
9. Гнесина Е. Фортепианная азбука. М.: Сов.комп., 1976.
10. Ляховицкая С, Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, 1-ая часть. Изд.19. Л.: Музыка, 1979.
11. Милич Б. Маленькому пианисту, Фортепиано 1 кл. – Киев, 1985.
12. Николаев А. Фортепианная игра. М.: Музыка, 1994.
13. Никольская М. Этот занимательный мир музыки. Первые шаги начинающего пианиста. Владимир: Посад, 1998.
14. Перунова Н. Музыкальная азбука. Л.: Сов.комп., 1990.
15. Ройзман Л., Натансон В. Юный пианист. М,:Музыка, 2015.
16. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 1994.
17. Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд.2-е, М.: Музыка, 1979.
18. Соколова Н. Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981.
19. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. 1-ая часть. М.: Сов.комп, 1987.
20. Хереско Л. Музыкальные картинки. Л.: Музыка, 1980.
21. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения. Екатеринбург, 1998.
22. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или, я - детский педагог. С.-П., 2012.