12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Запорожец Ирина Васильевна20
1

Конспект открытого занятия «Мячики московские, тульские, хотьковские»

Конспект

открытого занятия

с детьми подготовительной к школе группе №5

(тяжёлое нарушение речи)

на тему: «Мячики московские, тульские, хотьковские…»

из цикла «Музейная педагогика для дошкольников».

Подготовила и провела

учитель-логопед высшей категории

Запорожец Ирина Васильевна

ноябрь 2017г.

ГБОУ школа 2026 УК №5

Москва.

Программное содержание:

- познакомить детей с многовековой историей мяча. Расширить и обогатить знания детей об окружающем.

- упражнять детей в диалогической и монологической речи.

- закрепить у детей навыки словоизменения: косвенные падежи без предлогов, предложно-падежные конструкции (под, из-под, за, из-под); словообразования: относительные прилагательные.

- закреплять умение проводить звуковой анализ слов, работать со звуковой схемой слова.

(фонематическое восприятие)

- закреплять правильное произношение и дифференциацию звуков.

- развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. Развивать глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

Подготовительная работа:

- формирование («поиск и приобретение») коллекции «Мячики московские, тульские, хотьковские…», рисование на тему «Мячи разные бывают».

- работа с родителями: индивидуальные и подгрупповые беседы.

- развитие общей и мелкой моторики в ежедневных играх с мячами.

- изучение литературы по теме «Музейная педагогика».

- экскурсии в музеи детского сада.

Оборудование:

- Выставка «Музей мяча». Входные билеты.

- Компьютеры для демонстрации слайд-шоу, мультфильма («Мальчик и мячик» 1971г., автор Владимир Данилевич, художники-мультипликаторы Юрий Норштейн, Борис Савин, композитор Евгений Крылатов). Магнитная доска.

Ход занятия.

Организационный момент. Дети и гости получив входные билеты, собираются в музее.

Основная часть.

«Каждый человек, независимо от возраста, профессии, независимо от того, где он родился и вырос – в городе или деревне, помнит игрушки своего детства. Сегодня вас ждёт увлекательная экскурсия в маленький музей. Главный герой музея - эта замечательная игрушка – мяч. Этот бессмертный колобок прикатился к нам из глубины веков. Когда и где (в какой части света, в какой стране) родился мяч - никто и никогда не мог, да и не сможет ответить на этот вопрос.

В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и …уважали.

В Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, и значит, обладал его волшебной силой. Греки шили мячи из кожи и набивали его каким-нибудь упругим материалом, а позже догадались надувать кожаные мячи воздухом.

(демонстрация мячей с изображением солнца и луны»).

В Древнем Египте мячи делали из дерева, коры дерева, кожи и даже из хрупкого песчаника. (демонстрация иллюстрации «Древнеегипетская фреска «Девочки играют в мяч», мячей с изображением солнца и луны»).

Римляне набивали кожаные мячи зёрнами плодов инжира. Были у них и стеклянные мячи для одиночных игр.

У северо-американских индейцев мяч был не игрушкой, а священным предметом, олицетворявшем Солнце, Луну и Землю.

У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом Седна.

У древних китайцев даже женщины играли в футбол. (демонстрация иллюстрации «Китайские женщины играют в футбол»).

Японцы изобрели свои мячи, которые были набиты песком, водорослями и др. подручным материалом. Они соревновались, кто больше отобьёт мяч ногой. На этой иллюстрации -император-победитель такой игры (демонстрация иллюстрации).

А мы с вами продолжим путешествие мяча на Руси.

Мяч – древнеславянское слово. Ручной мячик – легкий упругий шарик, способный летать и прыгать, готовый в любой момент вступить в игру. Учёные, которые изучают язык, полагают, что старейшее значение слова “мяч“, по-видимому, “мякиш, мягкий шар, предмет, который можно стиснуть, сжать, смять, смякать. Отголоски древнего звучания долго сохранялись в русском языке, в разговорной речи. В народе до сих пор говорят вместо мячик – мячек, а еще ранее было “мечик”.

Посмотрите, в нашем музее есть детская коляска. Заглянем в неё. Маленький ребёнок. Вот-вот проснётся. А в давние времена на Руси маленьким детям уделяли не очень много времени. И проснувшись, ребёнок был вынужден сам себя забавлять, да игрушек тогда было мало. И придумывали детям разные забавы. (демонстрация мячей –погремушки, бусы).

В трудах историка И.Е.Забелина, изучавшего царские описи 17 века, можно прочесть такую запись: “Мечики появлялись у царевен очень рано. Въ 1627 г. Авг. 22, когда царевнъ Иринъ Мих. исполнилось всего только четыре мъсяца, для нея было изготовлено семь сафьяновыхъ мечиковъ съ бубенчиками внутри”.

Такие незатейливые ручные мячики бытовали повсеместно. Комок тряпья, ветоши или шерсти обшивали (отсюда название «шитка») тряпкой без всякой особой выкройки. Обшивкой мог послужить даже старый штопаный чулок или носок, для перетяжки мяча использовали пряденые и сучёные льняные или шерстяные нитки.

А в 15-16 веках были даже специальные мастера по изготовлению мячей – мячники. Шили мячи разных размеров. Старинные мячи сделаны из хорошо продубленной кожи, что предохраняло изделие от намокания. Мяч туго набивали шерстью, мхом или кострикой.

Бытовали раньше и мячи необычной цилиндрической формы, которые, очевидно, катали во время игры типа “катание яиц”.

В русской традиции 19 века бытовали кожаные мячи, скроенные из эллипсообразных ластовиц. Сшитую оболочку размачивали в воде и набивали овечьей шерстью, нитками, куделью, конским волосом. После высыхания мяч превращался в ровный плотный шарик.

В деревнях делали также мячики, плетённые из лыковых или берестяных ремешков, красивые и лёгкие. Иногда внутрь насыпали песок или заплетали комок глины – такой мяч “с тяжестью” дальше летел и годился для игры ногами.

Повсеместно в России дети играли в шерстяные мячики. Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в кипяток и оставляли там на полчаса. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока он не станет твёрдым, “как дерево”. После просушки выходил замечательный упругий мячик, не уступавший прыгучестью резиновому сопернику.

Бабушка Марины Порфирьевой (воспитанницы «ГКП с ОВЗ») рассказывала:

«Мячи у нас делали из овечьей или коровьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали шаром. Когда комок хорошо укатывался, его бросали в кипяток и оставляли там на полчаса. После вынимали из воды, вновь катали и только тогда просушивали. Мяч получался легким и мягким и прыгал, как резиновый». Для самых маленьких матери шили тряпичные мячи, которые выполняли роль погремушек и того, что сейчас называют «мобилем»: «Кругляпушку из тряпок шьем. Она небольшая и как мячик. Из тряпок делаем и обшиваем цветастой тряпкой поярче или цветастыми лоскутками, чтобы ребенок углядывал. И эти кругляпушки на веревочку привязываем.

Они болтаются – ему интересно. Он ручонками болтает и имает, утешается».

Тряпичные мячики тоже были в самом широком употреблении. Мастерили их разными способами.
В Тульской губернии делали скрученные мячики. Остатки цветных тканей или старую одежду разрывали на полоски шириной “с палец” и туго скручивали в клубок. Между собою полоски не сшивали и не связывали, а просто накладывали одну на другую при сматывании. Кончик заправляли за предыдущий слой ленты. Получался твёрдый и прыгучий мячик – клубок.

Известно, что очёсы волос при расчесывании никогда не выбрасывали. Их собирали в комочек и прятали за зеркалом, хранили. Волосяной путанкой набивали подушечки – игольницы – эта традиция бытовала в деревне и даже в городе ещё в первой половине 20 века. Упругий волосяной шарик мог также стать хорошей набивкой для тряпичного мяча.

Такие игрушки дети катали по полу, сидя друг против друга и расставив ноги. В уличных играх подбрасывали мяч вверх, разматывая его за кончик. Выигрывал тот, кто при полёте мяча сможет размотать более длинный кончик ленты.

Происхождение клубковых мячей связано с тканьём половиков и вязанием лоскутных ковриков, для чего полоски разноцветных тканей сматывали в клубки. Разноцветные тряпичные мячики вызывали у детей желание превратить их в любимую игрушку. Взрослые стали делать клубковые мячики. Их скручивали гораздо туже и ровнее, добиваясь круглой формы и прыгучести шарика.

Повсеместно встречались и сшитые тряпичные мячики, набитые ветошью, шерстью, куделью. Они повторяли конструкции старинных кожаных мячей. Мячи превращались в художественные изделия лоскутного шитья.

Археологи при раскопках в древних городах и поселениях Москвы, Тулы, Сергиева Посада, Хотькова нашли множество кожаных мячей. Посмотрите, эти мячи я сфотографировала на выставке археологических находок на Старом Гостином дворе (демонстрация иллюстрации).

Известно множество традиционных игр с мячом, бытовавших повсеместно в детском сообществе ещё в середине 20 века. Поднебески, свечки, хватки, в подкидку, в перекидку, перевёртышки, катыши, колеса, пришлёпы, пятнашки, круговая лапта - эти старинные названия из детства ещё помнят люди старшего поколения. Мячи большого диаметра от 15 до 20 см могли использовать для игр, подобных современному футболу и волейболу.

“Мячевые” игры развивали силу и ловкость рук, меткость глаза, быстроту реакции.

Полезность такого подвижного тренинга обеспечивала долгую жизнь и спутнику игр, мячику – летучке, сохраняясь в детской игровой культуре сотни лет

III. – Игры с мячом.

- А вы хотите поиграть с мячом? Делаем мы это часто и с удовольствием. Какие игры с мячом вы уже знаете? На этих стендах мячей очень много они современные. Сделанный из резины мяч мы называем…, из кожи - …, из пластмассы - … . В эту игру мы возьмём мяч, сшитый из лоскутов. Он называется - ….

1.Проводится игра «Мяч передавай – слово называй». Дети выстраиваются в колонну. У первого игрока лоскутный мяч. Ребёнок называет слово на заданный звук, предварительно охарактеризовав его, и передаёт назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч.

2.Проводится игра «Звуковая цепочка». Дети садятся по-турецки на ковёр.

- Возьмём для игры мяч, который связан из разноцветных ниток. Мы назовём его … (вязаный)

- Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку.

Я назову слово и передам мяч Егору. Последний звук моего слова – первый звук слова Егора и т. д.

3. Проводится игра «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот», Дети встают в круг или полукругом на ковре.

- Для этой игры возьмём мяч из войлока. Он называется… (войлочный).

Словарь: высокий – низкий, ясный – пасмурный, мягкий – твёрдый, быстрый – медленный, радостный – печальный, добрый – злой, светлый – тёмный, глубокий – мелкий, лёгкий – тяжёлый, гладкий – шероховатый, острый – тупой, весёлый – грустный, умный – глупый, хороший – плохой, старый – молодой, придти – уйти, встать – сесть, смеяться – плакать, беречь, болеть – выздоравливать….

4. Проводится игра с мячами для игры в пинг – понг. Дети садятся по-турецки на ковёр.

- Для этой игры подойдёт мяч из пластика. Он называется…(пластиковый).

- Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

Здравствуй, мой любимый мячик,

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимаю,

Никуда не выпускаю.

Два козлёнка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Поиграю я в футбол

И забью ладошкам гол.

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем

Где мяч? За рукой!

Где мяч? Под рукой!

Откуда мяч? Из-под кисти на покой!

Где мяч кружит?

Над рукою мяч кружит!

Что делает?

От неё теперь бежит!

Где мяч держу?

Между пальцев мяч держу!

Куда мяч положу?

И в ладошку положу!

Перед грудью пронесу

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинки выну мячик.

Возле ног моих проскачет.

Дружит мяч с моей рукой

Вот я фокусник какой!

5. Проводится игра «Перевёртыши». Дети походят к доске. Мяч на магните катается вдоль слова на доске.

- Этот мяч нарисован. Он какой - … (нарисованный). Он поможет нам поиграть в игру «Хоть слева направо, хоть справа налево – читайте меня одинаково смело». ПОТОП.

6. Проводится игра «Назови слово к заданной схеме».

-Для этой игры нам понадобятся мячи из пластмассы. Они …(пластмассовые).

схемы:

«Мастерская мяча». - Сегодня мы поучимся делать мячи, так как делали их себе дети сами.

В Тульской губернии делали скрученные мячики. Остатки цветных тканей или старую одежду разрывали на полоски шириной “с палец” и туго скручивали в клубок. Между собою полоски не сшивали и не связывали, а просто накладывали одну на другую при сматывании. Кончик заправляли за предыдущий слой ленты. Получался твёрдый и прыгучий мячик – клубок.

Совсем, как в наставлении “Домостроя” 16 века под названием: “Добрые жёны рукодельные – плоды и береженье всему; и что скроит и остатки и обрезки беречи”, где сказано: “А рубашки красные, мужские и женские, и порты-то все самой дати при себе кроити, и всякие остатки и обрезки – камчатые, и тафтяные, и дорогие, и дешевые, и золотное, и шелковое, и белое, и красное, и пух и оторочки, и спорки, и новые, и ветшаное, – все бы было прибрано мелкое в мешочках, а остатки сверчено и связано, а все разобрано по числу (по размеру) и упрятано, и как чего поделать ветшана или у нового недостало (как потребуется сделать чего из ветхого или нового не хватило) – то все есть в запасе, в торгу (на рынке) того не ищешь: дал Бог, у доброго промысла, у совершенного разума все ся лучило дома”.

Просмотр мультипликационного фильма «Мальчик и мячик». Окончание занятия.

Древний рисунок (более 2000 лет)

«Китайские женщины играют в футбол»

Древний японский император – победитель

игры в мяч (рисунку более 2000 лет)

Древнеегипетская фреска

«Девочки играют в мяч»

Что-же в них особенного?! С виду обычная игрушка, но с большими и многими "возможностями".

Лоскутным мячом можно просто играть ДОМА:

- он не стучит об пол, а значит и не побеспокоит соседей;

- у него мало шансов, из-за малого веса, разбить любимую вазочку  бабушки;

- маленьким детям его ловить проще, опять же из-за веса , да и лоскутный мяч более цепкий;

- он  далеко не укатывается, если его пинает маленькая ещё не окрепшая для отфутболивания  ножка,  потому  что у лоскутного мяча не идеальная круглая форма.

Лоскутный мяч хорош для развития крупной моторики и для развития тактильных ощущений, ведь его можно изготовить абсолютно из любых материалов

Лоскутный мяч не заменимый методический материал в школе, детском саду и даже дома. Перекидывая друг другу мяч  можно учить, например, английские слова и фразы.

На даче, играя в пятнашки, лоскутным мячом практически не возможно повредить урожай и цветы

И ещё мяч, хорошая разрядка.   Взрослые могут найти применение мячу на работе, во время обеденного перерыва. Перекидывают мяч  друг другу для снятия напряжения с глаз и просто усталости. Называют имя, но кидают другому человеку. Конечно, от неловкости кого-то что-то падает....

Такую весёлую разрядку даёт лоскутный, «тряпишный мяч». Так что в лоскутные мячики могут быть полезны не только детям.

Что подарить, если вы идёте или  собираетесь принять гостей где есть дети? - конечно лоскутный мяч. Он интересен детям любого возраста.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.