Урок по чтению «Мягкий согласный звук [j’], буквы Й, й» (1 класс)
Урок 70 (с. 34 - 35)
Тема |
Мягкий согласный звук [j’], буквы Й, й |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы й; развития речи, памяти, логического мышления |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Определяют особенность буквы й (обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует; в русских словах буква й бывает только строчная); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; составляют рассказ на заданную тему |
Личностные результаты |
Оценивают простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил и норм поведения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию). Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – характеризуют звук [j’], буквы Й, й. Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Буква й; согласный звук [j’]; особенность буквы й; слого-звуковой анализ слова; пословица. |
Образовательные ресурсы |
Счетные палочки. Предметные картинки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
|
Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. – Проверим готовность к уроку |
|||||
II. Речевая разминка |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
– Как вскрикивают от испуга? |
– Ой! |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
|
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя |
– Какой новый звук вы сейчас произнесли? Сегодня мы будем учиться распознавать звук [j’] в словах вне слияния – в конце слогов и слов, научимся обозначать звук [j’] буквой й |
Повторяют звук. Слушают учителя |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова. Чтение слов с буквой й |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение |
– Назовите транспорт, который перевозит пассажиров. – Рассмотрите изображение трамвая и схему к этому слову. – Выполните слого-звуковой анализ слова трамвай. – Выделите звук [j’]. – Этот звук мы уже встречали в некоторых словах: в начале слов и после гласных |
– Такси, самолет, автобус, поезд, электричка, трамвай. Рассматривают рисунок и схему. Выполняют слого-звуковой анализ слова трамвай. Выделяют звук [j’]. Слушают объяснение учителя. Читают слова. Делают вывод: |
Осуществляют классификацию транспорта. Выделяют звук [j’] в процессе слого-звукового анализа слова трамвай. Распознают новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определяют место звука [j’] в словах. |
Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова |
|
|
он обозначается вместе с последующими гласными одной буквой: е – ли – [j’э], маяк – [j’а], ё – жик – [j’о]. – Прочитайте слова Охарактеризуйте звук [j’] и букву й |
буква й обозначает согласный звук [j’], не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует |
Делают вывод под руководством учителя |
|||
2. Знакомство с буквой й |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
На что похожа буква й? Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. В. Степанов – Выложите букву й из счетных палочек |
Находят букву й на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из счетных палочек выкладывают букву й |
Находят букву й на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Выполняют движения под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
||
3. Работа с текстом. Составление рассказа (учебник, с. 35) |
Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа |
– Прочитайте рассказ, рассмотрите картинку. – Кем был дедушка на войне? – Что есть у дедушки? – Что говорит мама о дедушке? |
Читают текст рассказа, рассматривают картинку, отвечают на вопросы |
Осмысленно читают текст рассказа, находят ответы на вопросы в тексте рассказа. Составляют связный рассказ с опорными словами. |
Фронтальный. Устные ответы, чтение |
|
|
– Как вы понимаете эту фразу? – Составьте текст со словами герой, май. – Что означает слово отвага? |
Высказывают свое мнение. Объясняют значение слова, работая со словарем |
||||
4. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. Обсуждение проблемы (учебник, |
Парная. Словесный, наглядный, проблемный. Беседа, работа с иллюстрацией, рассказ |
– Рассмотрите картинку. – Составьте по ней рассказ. – Обсудите с другом, что значит служить Родине |
Рассматривают картинку, составляют рассказ, обсуждают проблему |
Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют связный рассказ. Прислушиваются к мнению партнера |
Парный. Устные ответы, рассказ |
|
5. Работа с пословицами (учебник, с. 34) |
Групповая. Словесный, практический. Беседа, чтение |
– Прочитайте пословицы. – Как вы понимаете смысл пословиц? |
Читают, объясняют смысл пословиц |
Умеют работать в группе, контролируют работу товарищей. Высказывают свою версию |
Групповой. Устные ответы |
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Выполняют действия по тексту |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
||
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Дидактические упражнения "Назови слова со звуком [й] " |
Фронтальная. Словесный, наглядный. |
Рассматривают картинку, называют слова |
Осуществляют классификацию предметов, |
Фронтальный. Устные ответы |
||
2. "Доскажи словечко" |
Коллективная. Словесный. Чтение, беседа |
|
Читают, называют слова |
Читают текст, соблюдая интонацию, привлекают имеющиеся знания |
Коллективный. Устные ответы, чтение |
|
3. Работа с «лентой букв» (учебник, с. 37) |
Парная. Словесный. Беседа |
– Задайте друг другу вопросы по «ленте букв» |
Задают друг другу вопросы и отвечают |
Осуществляют взаимоконтроль по знанию букв |
Парный. Устные ответы |
|
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
PPSX / 8.21 МбБуква Й
WMV / 8.61 Мб