12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хабетдинова Зумрат Даминовна161
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны

Конспект урока «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Учитель: Хабетдинова Зумрат Даминовна

Место работы: МБОУ «СОШ №46»

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

Базовый учебник: Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова /- Москва.: «Просвещение»,2017г.

Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Задачи:

1. Обучающие: познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; систематизировать знания по теме «Буква Ь на конце слов разных частей речи»;

2.Развивающие: формировать умение находить в словах данную орфограмму и учиться применять правило на практике; развивать внимание, восприятие, память, ассоциативное и аналитическое мышление, творческие способности; развивать логически связную устную и письменную речь учащихся;

3.Воспитательные: воспитывать культуру речи; чувство коллективизма и ответственности при работе в парах.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах); умение на практике применять теоретические знания.

Метапредметные: формирование лингвистической     речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей.

Личностные: осознание практической важности изучаемого правила, умение выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Тип: урок «открытия» нового знания.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; коллективная, индивидуальная, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование: ЭОР, интерактивная доска.

Используемые технологии: технология дифференцированного обучения, проблемно-поисковая технология, технология здоровьесбережения.

Раздаточный материал: карточка с заданием.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность.

Вступительное слово учителя (составляется учителем)

-Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- На прошлых уроках мы с вами познакомились с наречием. Сегодня мы продолжим работать с наречиями и вместе откроем новое знание.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются на урок.

Взаимодействуют с учителем (слушают учителя, участвуют в диалоге).

Л: формирование положительной мотивации к изучению нового.

П: понимают познавательную задачу.

Р: планируют необходимые действия.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: организовать актуализацию знаний мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового материала.

- Ребята, перед вами на столах лежат карточки с заданием. Посмотрите внимательно на них и скажите, какое задание вы должны будете выполнить? Распределите слова в группы. (Определить написание Ь знака после ширящих в частях речи)

- Каким правилом вы будете пользоваться? (Правописание мягкого знака после шипящих на конце слова)

- Написание Ь с какими частями речи мы уже изучили? Вспомните правила написания Ь после шипящих. Распределительный диктант (по частям речи – в 4 столбика)

-Выпишите слова из словосочетаний, разделяя их на группы в зависимости от части речи и вставляя после шипящих мягкий знак, где необходимо.

Затопиш… печ…, сплош… зарос, обжеч…ся кипятком, обознач…те условия, золотая рож…, ждать невмоч…, сметают с крыш…, оставаться невтерпёж…, нужно береч…, намаж…те джемом, ветер жгуч…, упасть навзнич…, свариш… борщ…, богатырь могуч…, распахнуть настеж…

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Повторяют правила правописания не с различными частями речи.

Выполняют задание.

П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

К: слушают, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель: создать проблемную ситуацию, фиксация новой учебной задачи: способа действий при решении орфографических задач.

- Вызвало ли это задание у вас затруднение? В каких словах вы не смогли определить написание мягкого знака после шипящих на конце слова?

- Словами, какой части речи они являются?

- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать задание безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение?

Обучающиеся находят решение этой проблемы

Варианты ответов (перечисляют причастия)

Л: осознают свои возможности в учении.

П: извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.

Р: планируют необходимые действия, работают по плану.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала; содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определенному выбору

- Какую же цель мы сегодня поставим перед собой цель? (Познакомиться с условиями написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.)

- Ребята, кто поможет мне сформулировать тему урока. («Мягкий знак после шипящих на конце наречий») Запишите в тетрадях. (Слайд 1)

-Чтобы цель была достигнута, вам нужно выработать план действий. Давайте подумаем, что будет первым шагом?

1- Определить, в каких случаях мы будем писать мягкий знак после шипящих на конце наречий (условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий).

2 – Создать опорный конспект (алгоритм)

3 - Сделать вывод. (Слайд 2)

- Ребята, предлагаю вам открыть учебник на стр.117 и познакомиться с условиями написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Запишите их в виде правила-таблицы. (Слайд 3)

Ь после шипящих на конце наречий

Пишется

Не пишется

1.если наречие оканчивается на Ч и Ш

1. после ж (кроме: настежь)

Исключение: уж, замуж, невтерпеж

 

- Давайте вернемся к нашему заданию. Во всех ли словах вы правильно определили написания мягкого знака после шипящих? Исправьте допущенные ошибки.

- Какие выводы вы можете сделать? Назовите условия, когда мягкий знак после шипящих в наречий будет писаться, а когда - нет. (Устно проговаривают правило)

- Следующий шаг наших действий – это создание алгоритма. (Слайд 4)

АЛГОРИТМ

1.Определить, какая это часть речи.

2.Если это наречие, найти шипящую и посмотреть, входит ли в состав исключений.

3.Если нет, пиши мягкий знак

-Итак, каков порядок рассуждения при решении вопроса о написании мягкого знака после шипящих на конце наречий?

Совместное целеполагание.

Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока.

Ответы учащихся. Совместно вырабатывают план действий.


 

Отвечают на вопросы, обращаясь к ранее изученному материалу.

Изучают параграф.

Составляют таблицу при решении вопроса о написании мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

Проговаривают условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Р: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, работают по плану.

П: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

К: инициативное сотрудничество в поиске информации.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия: формирование навыка правильного написания Не с причастиями.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы.

(-Ребята, проверим алгоритм в действии и выполним упражнение 289 на стр.118.)

- Научиться применять правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий вам поможет упражнение 289 на стр.118. Используя построенный алгоритм, объясните написание мягкого знака после шипящих на конце наречий. Отвечать вы будете по цепочке.

- Научились применять новое правило? Сейчас вы поработаете в роли корректора. Исправьте ошибки и осуществите взаимопроверку. (Слайд 5)

1.Проч, проч, с глаз моих идите!

2.Кнопка упала возле какой-то двери, открытой настеж.

3. Когда же за стол? Прямо невтерпежь!

4.Человек наотмаш распахнул дверь и сощурился от яркого света.

5. Лошадь понеслась вскач среди замелькавших перед глазами осиновых стволов.

- Подберите наречия, оканчивающиеся на шипящие.

Очень быстро - (вскачь)

Уйти в сторону - (прочь)

Открыть до конца – (настежь)

Ударить с размаху – (наотмашь)

Упасть вверх лицом - (навзничь)

Густо засыпать – (сплошь)

Отсутствие терпения – ( невтерпеж)


 

-Ребята, предлагаю вам составить словосочетания с наречиями на изученную орфограмму, но не вписывать Ь знак. Передайте соседу и проверьте друг друга.


 


 


 

Учащиеся, используя построенный алгоритм, объясняют (по цепочке) условия написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

Игра «Корректор». Учащиеся исправляют ошибки в написании Ь знака после шипящих в наречиях, еще раз проговаривая друг другу условия написания.


 


 


 


 


 

Составляют словарный диктант, осуществляют взаимопроверку.

Л: имеют желание осваивать новые виды деятельности. контроль, коррекция;

П: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.


 


 

6.Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Раз – подняться,
Два – согнуться,
Три – друг другу улыбнуться.
Четыре – присесть.
Пять – очень тихо сесть.


 

Л: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий.

- Предлагаю вам проверить, научились ли вы применять новое правило. Выберите уровень сложности. Разноуровневые задании

уровень сложности.

Вставьте ь знак после шипящих, объясните условие написания.

1)Зелень пастбищ…; 2) нужно береч_.; З) установившаяся тиш_.; 4) взять реванш_.; 5) воздух свеж_.; 6)радость встреч…; 7 )проголодаеш…ся; 8) открыть настеж_.; 9) быстро учиш…; 10) интересный репортаж…

Ключи:

1)Зелень пастбищ_(Р.п.мн.ч.); 2)нужно береч_(глагол); З)установившаяся тиш_(ж.р.); 4)взять реванш_(м.р.); 5)воздух свеж_(кр.прил.); 6)радость встреч_(Р.п.мн.ч.); 7)проголодаеш_ся (глагол); 8)открыть настеж_(нареч.); 9)быстро учиш_(глагол); 10)интересный репортаж_(м.р.).

2 уровень сложности.

Выпишите из следующих сочетаний слова с орфограммой «Правописание Ь после шипящих», распределяя их по столбикам:

Ь после шипящих пишется

Ь после шипящих не пишется

   

Утеш…те малыша, вражеских полчищ…, невтерпеж… догонять, калач горяч…, выпускники училищ…, хлестнёт наотмаш…, удерживать невмоч…, внимательный сторож…, снег колюч…, выдать замуж…, береч…ся от дождя, метнеш…ся проч…

Ключи:


 

Ь после шипящих пишется

Ь после шипящих не пишется

Утешьте

Наотмашь

Невмочь

Беречься

Метнешься

Прочь

Полчищ

Невтерпеж

Горяч

Училищ

Колюч

Замуж


 

3 уровень сложности

Составьте текст (5-8 предложений), чтобы его можно было использовать для проверки данной орфограммы


 

По рисунку (упр.584 зад.2) придумайте шутливый текст, используя в нем следующие наречия: мчатся вскач… сбросить заботы с плеч…, удариш… наотмаш…, хотел умчаться проч…, расстроиться от неудач…, ждать невтерпеж…, отворяеш… настеж…

Выполняют диагностическую (разноуровневую) работу; осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

Р: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

К: формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

Л: самоопределение.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторение и закрепление изученного, включение нового способа действий в систему знаний.

- Ребята, какую же цель мы сегодня поставили перед собой в начале урока?

- Повторим условия написания мягкого знака после шипящих в наречиях.

Восстанавливают звенья алгоритма.

П: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

9.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценить результаты собственной деятельности

-Оцените результаты собственной деятельности, заполнив таблицу.

Я умею находить в предложениях нужную орфограмму

 

Я умею правильно писать наречия с Ь знаком после шипящих

 

Я умею правильно писать и объяснять условия выбора орфограммы

 

Я умею различать условия выбора, правильно писать и объяснять условия выбора

 

Шкала самооценки:

«+» - знаю и умею применять;

«-» - не уверен в своих знаниях, есть вопросы.

Отвечают на предложенный учителем вопрос.

П: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений и навыков и аналитических умений как интегрированных умений.

Р: оценивают свою работу.

10.Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Комментирую способы выполнения домашнего задания. 1.Изучить параграф.

2.Упр. на стр..

3.Из художественных произведений выписать 5 на изученную орфограмму.

Задают вопросы по домашнему заданию (если они есть) и записывают его в дневник.

Р: способность выбрать домашнее задание по своему уровню, соизмеряя собственные возможности.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.