Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» ( 6 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемая технология: проблемное обучение, ИКТ.
Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная работа, фронтальная, групповая, самостоятельная.
Оборудование:
учебник (авторы : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова)
раздаточный материал для каждого ученика.
индивидуальные справочники - конспекты,
Цель: ознакомление учащихся с условиями выбора букв -н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с правописанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;
развивать умение думать, рассуждать;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения и навыки.
Развивающие
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное.
3.Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках; усвоение навыков написания одной и двух н в суффиксах прилагательных; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение, понимание значения русского языка и конкретной темы в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректировок в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; рефлексия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока.
I. Оргмомент
Доброе утро, ребята. Записываем число, классная работа. Сегодня нам предстоит изучение новой темы. Но сначала повторим изученное.
Какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? (Прилагательное)
Есть ли среди слов, написанных на доске, прилагательное? (Классная)
Как доказать, что «классная» -это прилагательное?
От какого слова и каким способом образовано данное слово? (Суффиксальным, от существительного «класс»)
-Мы продолжаем изучать прилагательные, образованные суффиксальным способом от имён существительных.
II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации
Работа с текстом.
Сейчас я хочу познакомить вас с отрывком из произведения Г.А.Скребицкого. ( Учитель читает текст. Карточки с текстом у каждого ученика).
Серебряная сказка
Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.
В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.
Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками...
Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.
( По Г.А.Скребицкому)
Докажите, что перед вами текст.
О каком времени года и суток идёт речь?( Зима, ночь)
Назовите тему и основную мысль данного текста. (Тема – зима, основная мысль – красота зимнего леса)
К какому стилю речи относится? (К художественному)
К какому типу речи можно отнести текст? (Описание)
Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной? (Наличие большого числа прилагательных).
В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их. На что вы обратили внимание? (В одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других – две)
От каких частей речи образовались эти существительные?
Какую тему нам сегодня предстоит изучить? Как можно её сформулировать?
Тема урока: « Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
- Что нам предстоит сегодня сделать, чему научиться?
Цель урока: научиться правильно писать прилагательные с н-нн в суффиксах. (Цель урока обучающиеся формулируют сами).
Задачи: 1. Определять, от какой части речи образовалось прилагательное.
2. Какой суффикс использовался при образовании прилагательного?
3.Применять при написании прилагательного изученное правило и правильно писать слово.
III. Стадия содержания
Построение знаний. Поисково-исследовательский этап.
1.Выбор методов исследования:
Как мы можем узнать, когда пишется в суффиксе прилагательного «н», а когда «нн». Где мы можем найти ответы на поставленные вопросы? (Учащиеся предлагают варианты).
2. Сбор информации:
Попробуем понаблюдать за условиями написания -н-, -нн- .
Найдите в тексте и выпишите в две колонки прилагательные, которые образовались от существительных суффиксальным способом (только те, которые подчёркнуты).
Суффиксы обозначьте графически. (Подсказать :багряное солнце -от др.русск. багръ (пурпурный, ярко-красный)
1 ряд - выпишите слова с одной буквой н
2 ряд- с двумя нн.
1 ряд: -н-
Багряное, серебряный, звериными, ледяные.
2 ряд:-нн-
Лунный, сонным, торжественным, искусственные, таинственными.
-Попробуйте объяснить, почему может писаться -н-, почему –нн-, посовещайтесь с соседом по парте и попробуйте сделать вывод.
Ребята делают вывод. Как вы думаете, ребята, мы правы? Где мы можем найти подтверждение своим выводам? (Учебник, параграф 64, стр. 29)
-Какие новые сведения вы увидели в параграфе?
Одно Н пишется: 1) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ан-, (-ян-), -ин-: кожа - кожаный, глина -глиняный, гусь – гусиный.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный
Две НН пишется: 1) в прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на н: сон - сонный, весна - весенний; 2) в прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома - соломенный, станция – станционный;
3) в кратких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна.
Исключение: ветреный
-Есть ли в предложенном для анализа тексте слова-исключения («стеклянные»)
-Как обозначается орфограмма? (параграф 67, стр. 29-30)
Свои наблюдения попробуем занести в таблицу-ёлочку. (Таблица в виде ёлочки, т.к. обычно данная тема изучается сразу после Нового года). Дополним примерами. Рисуем в справочнике, а учитель – на доске. (Пример из справочника ученицы).
Теория. Работа в парах. Используя опорный конспект, расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, друг другу. Поставьте оценки в оценочный лист.
Кроме слов-исключений, есть и другие слова, которые не подчиняется данному правилу. В этих словах –н- входит в состав корня. Прочитайте их. (Слова записаны на полях учебника)
Записать в справочник.
Синий, зеленый, юный, румяный, свиной
IV. Практический этап
1)Работа с текстом. Устное объяснение написания слов.
Теперь, когда мы знаем правило, вы можете объяснить, почему в суффиксах прилагательных из сказки пишется н или нн?
Читаем слово, устно объясняем условия написания н и нн в словах из текста «Зимняя сказка».
Образец анализа слов:
Багряное (солнце) -от др.русск. багръ (пурпурный, ярко-красный) – этимологию первого слова учитель объясняет сам.
Серебряная (сказка) –прилагательное образовано от существительного серебро, суффикс –ян-, пишем н.
звериными тропами – прил., образовано от сущ. зверь, суфф. –ин-, пишем н
лунный (свет) –прил. образовано от сущ. луна, к основе лун- прибавляется суффикс –н-, пишем –нн-
над сонным (лесом)- прил. образовано от сущ. сон, к основе сон- прибавляется суффикс –н-, пишем –нн-.
торжественным – прил., обр. от сущ торжество, суфф. –енн-, пишем –нн-
стеклянные (цветы) – исключение (стекло +янн)
искусственные (кружева) - прил. образовано от сущ. искусство, суфф. –енн-, пишем – нн -
ледяные (кудри) –прилагательное образовано от существительного лед, суффикс –ян, пишем –н-.
таинственными (призраками)- прил. образовано от сущ. таинство, суфф. –енн-, пишем – нн -
2) Словарная работа
1.В предложенных карточках в слова вставить –н- или -нн-, комментируя написание (по цепочке), обозначить орфограмму (образец оформления орфограммы смотрим в учебнике, стр. 30). Образец обозначения орфограммы учитель показывает также на доске. Сверяемся с образцом на доске (слова заранее написаны).
Кожа…ый портфель, соломе…ая шляпа, овся…ая каша, деревя…ая рама, оловя…ый солдатик, ветре…ый день , жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор.
Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 – «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.
2.Образовать от данных существительных прилагательные с -н- или -нн-, обозначить орфограмму. (2 человека у доски- сильные ученики). Взаимопроверка.
1 вариант: Сон, длина, хозяйство, олово, мужество, голубь, струна, глубина, авиация, шерсть.
2 вариант: Истина, полотно, цена, лед, корень, дерево, торф, осень, торжество, ветер.
Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 – «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.
3).Тест по теме «Н и НН в суффиксах имён прилагательных»
1. От чего зависит написание букв «н» в кратких формах прилагательных?
a) От слова, от которого образовалось прилагательное;
b) От того, сколько букв «н» в полной форме;
c) От существительного, к которому присоединяется прилагательное.
2. В каких случаях пишется две буквы «н» в прилагательных?
a) Если они образовались с помощью суффикса «н» от существительных, основа которых также оканчивалась на эту букву;
b) Если они образовались от сложного существительного;
c) Если прилагательное образовалось от существительного с суффиксом «ин»
3. Найдите предложение, в котором употреблено прилагательное, являющееся исключением из правила правописания одной и двух букв «н»:
a) Всех троих нас повёз утренний автобус;
b) В безветренную погоду деревья не шелохнутся;
c) Сегодня очень ветреный день.
4. В каком ряду все слова-исключения:
a) Оловянный, ветреный, серебряный;
b) Песчаный, стеклянный, деревянный;
c) Стеклянный, оловянный, ветреный.
5. В каких случаях пишется «н» буква в суффиксах прилагательных :
a) Прилагательное образовано с помощью суффиксов –ан- (-ян-), -ин-;
b) Прилагательное образовано с помощью суффиксов –онн-, -енн-;
c) Если они образовались с помощью суффикса «н» от существительных, основа которых заканчивается на «н»
Ключ:
1-б, 2-а, 3-с, 4-с, 5-а.
Без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-«3». Если больше ошибок, оценка не ставится.
4). Графический диктант.
Пронумеровать по вертикали страницу от одного до десяти. Распределить на слух диктуемые учителем слова в 2 столбика. Буквы не записывать. В месте выбора буквы поставить крестик. Последовательно соединить крестики (от 1 до 10).
При правильном соединении должна получиться цифра «5».
Н НН
1. Туманная
2.Ветреный
3.Куриный
4.Ледяной
5.песчаный
6. жизненный
7. современный
8. старинный
9. деревянный
10.юный
Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 – «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.
В ходе выполнения работ ученики заполняют оценочный лист.
Оценочный лист | Оценка | Итог (суммарная оценка): |
1.Теория | Ставит одноклассник | |
2.1. Словарная работа (вставить буквы) | Сверяется с образцом на доске, ставит сам себе оценку | |
2.2. Словарная работа (образовать прилагательные от существительных) | Взаимопроверка, оценивает работу одноклассник | |
3.Тест | Сверяется с ключом, ставит оценку себе сам | |
4.Графический диктант | Сверяется с ключом, ставит оценку себе сам |
|
V. Стадия рефлексии.
Итак, ребята, удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока?
Продолжите предложение:
-Я сегодня узнал, что…
-Я научился…
2.Оцените свою работу на уроке. На елочку, которая нарисована на доске, повесьте «игрушки». (Магнитики лежат на столе учителя). Красный – понравился урок, я всё понял; жёлтый – урок понравился, но были затруднения; белый – урок не понравился, я ничего не понял).
Домашнее задание:
1.Выучить правило (п. 67, стр. 29-30), записи в справочнике .
2. Выполнить упражнение 416 (п)
Список использованной литературы:
1.Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2020. – стр. 191
2.О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2008.
Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-pravopisanie-n-i-nn-v-prilagatelnyh-5220571.html
8
Селиванова Галина Геннадьевна
Сидорова Елена Григорьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сидорова Елена Григорьевна
Горбачёва Марина Юрьевна