Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

8
5
Материал опубликован 22 August в группе

Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» ( 6 класс)



Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемая технология: проблемное обучение, ИКТ.

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная работа, фронтальная, групповая, самостоятельная.


Оборудование:

учебник (авторы : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова)

раздаточный материал для каждого ученика.

индивидуальные справочники - конспекты,


Цель: ознакомление учащихся с условиями выбора букв -н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных, образованных от существительных.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить с правописанием одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;

развивать умение думать, рассуждать;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения и навыки.


Развивающие

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное.


3.Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.



Планируемые результаты:




Предметные: закрепление знаний, полученных на предыдущих уроках; усвоение навыков написания одной и двух н в суффиксах прилагательных; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи прилагательных; воспитание интереса к изучению предмета.


Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.


Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределениепонимание значения русского языка и конкретной темы в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию.


Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректировок в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; рефлексия.


Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Ход урока.


I. Оргмомент


Доброе утро, ребята. Записываем число, классная работа. Сегодня нам предстоит изучение новой темы. Но сначала повторим изученное.


Какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? (Прилагательное)

Есть ли среди слов, написанных на доске, прилагательное? (Классная)

Как доказать, что «классная» -это прилагательное?

От какого слова и каким способом образовано данное слово? (Суффиксальным, от существительного «класс»)

-Мы продолжаем изучать прилагательные, образованные суффиксальным способом от имён существительных.


II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации



Работа с текстом.

Сейчас я хочу познакомить вас с отрывком из произведения Г.А.Скребицкого. ( Учитель читает текст. Карточки с текстом у каждого ученика).



Серебряная сказка

Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег, разрисованный звериными тропами.

В зимнюю ночь лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями.

Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней. Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками...

Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – эту призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

( По Г.А.Скребицкому)


Докажите, что перед вами текст.

О каком времени года и суток идёт речь?( Зима, ночь)

Назовите тему и основную мысль данного текста. (Тема – зима, основная мысль – красота зимнего леса)

К какому стилю речи относится? (К художественному)

К какому типу речи можно отнести текст? (Описание)

Что помогает автору сделать эту пейзажную зарисовку образной? (Наличие большого числа прилагательных).

В тексте подчеркнуты некоторые прилагательные. Прочитайте их. На что вы обратили внимание? (В одних словах в суффиксах пишется одна буква н, а в других – две)

От каких частей речи образовались эти существительные?

Какую тему нам сегодня предстоит изучить? Как можно её сформулировать?



Тема урока: « Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»


- Что нам предстоит сегодня сделать, чему научиться?

Цель урока: научиться правильно писать прилагательные с н-нн в суффиксах. (Цель урока обучающиеся формулируют сами).


Задачи: 1. Определять, от какой части речи образовалось прилагательное.

2. Какой суффикс использовался при образовании прилагательного?

3.Применять при написании прилагательного изученное правило и правильно писать слово.


III. Стадия содержания


Построение знаний. Поисково-исследовательский этап.


1.Выбор методов исследования:

Как мы можем узнать, когда пишется в суффиксе прилагательного «н», а когда «нн». Где мы можем найти ответы на поставленные вопросы? (Учащиеся предлагают варианты).

2. Сбор информации:

Попробуем понаблюдать за условиями написания -н-, -нн- .

Найдите в тексте и выпишите в две колонки прилагательные, которые образовались от существительных суффиксальным способом (только те, которые подчёркнуты).

Суффиксы обозначьте графически. (Подсказать :багряное солнце -от др.русск. багръ (пурпурный, ярко-красный)

1 ряд - выпишите слова с одной буквой н



2 ряд- с двумя нн.



1 ряд: -н-

Багряное, серебряный, звериными, ледяные.

2 ряд:-нн-

Лунный, сонным, торжественным, искусственные, таинственными.


-Попробуйте объяснить, почему может писаться -н-, почему –нн-, посовещайтесь с соседом по парте и попробуйте сделать вывод.

Ребята делают вывод. Как вы думаете, ребята, мы правы? Где мы можем найти подтверждение своим выводам? (Учебник, параграф 64, стр. 29)

-Какие новые сведения вы увидели в параграфе?


Одно Н пишется: 1) в прилагательных, образован­ных с помощью суффиксов -ан-, (-ян-), -ин-: кожа - кожаный, глина -глиняный, гусь – гусиный.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный


t1724327036aa.jpg

Две НН пишется: 1) в прилагательных, образо­ванных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на н: сон - сонный, весна - весенний; 2) в прилагательных, образо­ванных с помощью суффиксов -онн-, -енн-: солома - соломенный, станция – станционный;

3) в крат­ких прилагательных ж. и ср. р. столько н, сколько и в полных: ценная вещь – ценна.

Исключение: ветреный


-Есть ли в предложенном для анализа тексте слова-исключения («стеклянные»)

-Как обозначается орфограмма? (параграф 67, стр. 29-30)


Свои наблюдения попробуем занести в таблицу-ёлочку. (Таблица в виде ёлочки, т.к. обычно данная тема изучается сразу после Нового года). Дополним примерами. Рисуем в справочнике, а учитель – на доске. (Пример из справочника ученицы).



t1724327036ab.jpg



Теория. Работа в парах. Используя опорный конспект, расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, друг другу. Поставьте оценки в оценочный лист.

Кроме слов-исключений, есть и другие слова, которые не подчиняется данному правилу. В этих словах –н- входит в состав корня. Прочитайте их. (Слова записаны на полях учебника)

Записать в справочник.

Синий, зеленый, юный, румяный, свиной


IV. Практический этап


1)Работа с текстом. Устное объяснение написания слов.

Теперь, когда мы знаем правило, вы можете объяснить, почему в суффиксах прилагательных из сказки пишется н или нн?

Читаем слово, устно объясняем условия написания н и нн в словах из текста «Зимняя сказка».

Образец анализа слов:

Багряное (солнце) -от др.русск. багръ (пурпурный, ярко-красный) – этимологию первого слова учитель объясняет сам.

Серебряная (сказка) –прилагательное образовано от существительного серебро, суффикс –ян-, пишем н.

звериными тропами – прил., образовано от сущ. зверь, суфф. –ин-, пишем н

лунный (свет) –прил. образовано от сущ. луна, к основе лун- прибавляется суффикс –н-, пишем –нн-

над сонным (лесом)- прил. образовано от сущ. сон, к основе сон- прибавляется суффикс –н-, пишем –нн-.

торжественным – прил., обр. от сущ торжество, суфф. –енн-, пишем –нн-

стеклянные (цветы) – исключение (стекло +янн)

искусственные (кружева) - прил. образовано от сущ. искусство, суфф. –енн-, пишем – нн -

ледяные (кудри) –прилагательное образовано от существительного лед, суффикс –ян, пишем –н-.

таинственными (призраками)- прил. образовано от сущ. таинство, суфф. –енн-, пишем – нн -


2) Словарная работа


1.В предложенных карточках в слова вставить –н- или -нн-, комментируя написание (по цепочке), обозначить орфограмму (образец оформления орфограммы смотрим в учебнике, стр. 30). Образец обозначения орфограммы учитель показывает также на доске. Сверяемся с образцом на доске (слова заранее написаны).


Кожа…ый портфель, соломе…ая шляпа, овся…ая каша, деревя…ая рама, оловяый солдатик, ветре…ый день , жизне…ый вопрос, лимон…ый напиток, жестя…ая кружка, мысле…ый взор.


Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 – «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.

2.Образовать от данных существительных прилагательные с -н- или -нн-, обозначить орфограмму. (2 человека у доски- сильные ученики). Взаимопроверка.

1 вариант: Сон, длина, хозяйство, олово, мужество, голубь, струна, глубина, авиация, шерсть.

2 вариант: Истина, полотно, цена, лед, корень, дерево, торф, осень, торжество, ветер.


Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 – «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.


3).Тест по теме «Н и НН в суффиксах имён прилагательных»


1. От чего зависит написание букв «н» в кратких формах прилагательных?

t1724327036ad.gif a) От слова, от которого образовалось прилагательное; 
t1724327036ae.gif b) От того, сколько букв «н» в полной форме; 
t1724327036ad.gif c) От существительного, к которому присоединяется прилагательное.

2. В каких случаях пишется две буквы «н» в прилагательных?

t1724327036ae.gif a) Если они образовались с помощью суффикса «н» от существительных, основа которых также оканчивалась на эту букву; 
t1724327036ad.gif b) Если они образовались от сложного существительного; 
t1724327036ad.gif c) Если прилагательное образовалось от существительного с суффиксом «ин»

3. Найдите предложение, в котором употреблено прилагательное, являющееся исключением из правила правописания одной и двух букв «н»:

t1724327036ad.gif a) Всех троих нас повёз утренний автобус;
t1724327036ad.gif b) В безветренную погоду деревья не шелохнутся; 
t1724327036ae.gif c) Сегодня очень ветреный день.

4. В каком ряду все слова-исключения:

t1724327036ad.gif a) Оловянный, ветреный, серебряный; 
t1724327036ad.gif b) Песчаный, стеклянный, деревянный; 
t1724327036ae.gif c) Стеклянный, оловянный, ветреный.

5. В каких случаях пишется «н» буква в суффиксах прилагательных :

t1724327036ae.gif a) Прилагательное образовано с помощью суффиксов –ан- (-ян-), -ин-; 
t1724327036ad.gif b) Прилагательное образовано с помощью суффиксов –онн-, -енн-;
t1724327036ad.gif c) Если они образовались с помощью суффикса «н» от существительных, основа которых заканчивается на «н»

Ключ:

1-б, 2-а, 3-с, 4-с, 5-а.

Без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-«3». Если больше ошибок, оценка не ставится.

4). Графический диктант.

Пронумеровать по вертикали страницу от одного до десяти. Распределить на слух диктуемые учителем слова в 2 столбика. Буквы не записывать. В месте выбора буквы поставить крестик. Последовательно соединить крестики (от 1 до 10).

При правильном соединении должна получиться цифра «5».



Н НН

1. Туманная

2.Ветреный

3.Куриный

4.Ледяной

5.песчаный

6. жизненный

7. современный

8. старинный

9. деревянный

10.юный


Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 – «3». Если больше ошибок, оценка не ставится.


В ходе выполнения работ ученики заполняют оценочный лист.



Оценочный лист

Оценка

Итог (суммарная оценка):

1.Теория

Ставит одноклассник


2.1. Словарная работа (вставить буквы)

Сверяется с образцом на доске, ставит сам себе оценку


2.2. Словарная работа (образовать прилагательные от существительных)

Взаимопроверка, оценивает работу одноклассник


3.Тест

Сверяется с ключом, ставит оценку себе сам


4.Графический диктант

Сверяется с ключом, ставит оценку себе сам



 


 

 

           

 

 



V. Стадия рефлексии.


Итак, ребята, удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока?

Продолжите предложение:

-Я сегодня узнал, что…

-Я научился…


2.Оцените свою работу на уроке. На елочку, которая нарисована на доске, повесьте «игрушки». (Магнитики лежат на столе учителя). Красный – понравился урок, я всё понял; жёлтый – урок понравился, но были затруднения; белый – урок не понравился, я ничего не понял).


Домашнее задание:

1.Выучить правило (п. 67, стр. 29-30), записи в справочнике .

2. Выполнить упражнение 416 (п)


Список использованной литературы:

1.Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2.  М.: Просвещение, 2020. – стр. 191 

2.О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2008.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-pravopisanie-n-i-nn-v-prilagatelnyh-5220571.html



















8



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Григорьевна! Интересные задания!

22 August

Благодарю, Галина Геннадьевна!

23 August

Благодарю за помощь коллегам!

23 August

Спасибо, Марина Юрьевна!

23 August

Заходите в гости!

23 August

Похожие публикации