Урок «Н. Носов "Живая шляпа"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 55 «Долина знаний»
Советского района Волгограда»
Ф.И.О., должность автора разработки: Казмина Марина Владимировна,
учитель начальных классов
Волгоград,2022
"Н. Носов Живая шляпа" (1 ч)
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели урока: формировать у младшего школьника навык сознательного чтения (на уровне данного возраста), прививать интерес к чтению, развивать навык владения способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
2.Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
3.Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Формировать УУД:
- Личностные: выражать от рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа» свои эмоции, соотносить поступки героев с этическими принципами,
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать в соответствии с поставленной задачей свои действия.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжать учиться делить текст на части, составлять план, находить основную мысль каждой части, работать над разными видами чтения, над чтения по ролям.
Метапредметные: получат возможность научиться: Делить текст на смысловые части, составлять план; находить в тексте конкретные сведения в явном виде; высказывать оценочные суждения и выражать свое мнение, пересказывать текст.
Личностные: оформлять свои мысли на уровне предложения, слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, работать в паре, в группах.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: шляпа, толковый словарь, презентация, ноутбук, проектор, конверты с заданиями.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Психологический настрой. |
Прозвенел звонок весёлый, - Ребята, а когда уроки проходят интересно? - Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было уютно, комфортно, чтобы вы получили много полезной и нужной информации, с удовольствием работали, помогали своим товарищам. Любой урок надо начинать с хорошего настроения, пришлите мне СМС-ку с вашим настроением. |
Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д) |
2.Речевая разминка. |
Ежедневно по утрам Заниматься надо нам. Потому что для страны Люди умные нужны.
- Давайте прочитаем его шепотом, а теперь грустно, радостно.
|
Дети читают, меняют интонацию. |
3.Создание проблемной ситуации. (мотивация) |
-Ребята, наша Василиса любит нас радовать прочтением стихотворений и сегодня она тоже подготовила к уроку замечательное стихотворение. Давайте послушаем её. Шляпа- лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком свете выручает И быть модной помогает. От дождя и ветра спрячет, Пожелает нам удачи!
- А что такое шляпа? Учитель читает: Слайд 1 ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. Из словаря Ожегова. - Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)
Сегодня перед работой я посмотрела передачу «Необъяснимо, но факт» И вот какая информация меня взволновала. ПРОСМОТР ВИДЕО
- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? - Найдем ответ на этот вопрос в конце сегодняшнего урока . |
Читает стихотворение
Высказывают своё мнение.
|
4.Актуализация знаний.
Сообщение темы, постановка целей урока.
|
На слайде
Соотнесите названия произведений с фамилиями авторов.
У нас осталась одна фамилия. Это неслучайно. Как Вы думаете почему?
- Ребята, сегодня в класс приехал музей Н.Н. Носова. Давайте скорее посмотрим какие же экспонаты в нем представлены. (картинки с изображением фотоаппарата, кинопленки, кассета с мультфильмами, Книга о Незнайке) - Николай Николаевич закончил Московский институт кинематографии.
- Н.Н. Носов 20 лет проработал в кино.
– Носов был не только писателем, но и режиссёром. По его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей.
– Кто знает, что это такое? И как писатель с этим связан? - Участник Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.
– трилогия о Незнайке Носова, которую он написал уже после войны, в мирное время получила всеобщее признание.
Название еще одного произведения зашифровано на доске Слайд «ЖВИЯА » - Изучали мы это произведение? -Что же нам с ним делать? -Значит, какая тема сегодняшнего урока?
Давайте поставим ЦЕЛЬ урока Слайд
Ребята, а давайте подумаем, о чем может быть рассказ с таким интересным названием «Живая шляпа». |
Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений
Сказка о рыбаке и рыбке Федорино горе Кот и лодыри
К.И. Чуковский А.С. Пушкин С.Я. Маршак Н.Н. Носов
Сегодня мы будем читать произведения этого автора.
«Н.Н. Носов «Живая шляпа»
1. Познакомиться с новым произведением Носова. 2. Узнать, чему оно нас учит. 3. Узнать бывают ли шляпы живыми?
|
5.Открытие нового знания. А) стадия осмысления.
Б) первичное закрепление
|
Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н. Носова «Живая шляпа», поработаем над значением трудных слов, которые встретятся в тексте. Где мы можем узнать значение незнакомых слов? Мирон ищет значение слова «комод» при помощи словаря. Катя ищет значение слова «комод» при помощи компьютера. Ева ищет значение слова «комод» при помощи учебника.
2)Ребята нам также встретится слово кочерга, что это? Верно, мы с вами недавно читали сказку Чуковского «Федорино горе» и узнавали его лексическое значение. 3)Прочитайте по слогам, произнесите целым словом. (Слайд) Плюх-ну-лось Со-скольз-ну-ла Рас-кра-ши-ва-ли -Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ? -А слово ПЛЮХНУТЬСЯ? Что же такое комод? Послушаем, какую информацию нашли дети.
(Слайд) -Ребята. Сейчас мы начнём читать текст по частям, с остановками. Первую часть нам прочтет, а мы послушаем мастер выразительной речи, актер театра Слушаем чтение 1 части –до слов «Что-то плюхнулось, упало» *Как вы думаете, что плюхнулось на пол? *А кто попробует предположить, что произойдет дальше?
Слушаем чтение учителя 2 части- до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»
-Что же так испугало ребят? -Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.
-Тогда что их так напугало?
-Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?
Читает Алиса К. Чтение 3 части-до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»
-Чей прогноз оправдался?
-А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ. -Как поведут себя мальчики дальше?
Инсценировка 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху» -Кто из вас был прав? -Какие действия предприняли мальчики, чтобы узнать тайну живой шляпы? -Как вела себя шляпа? Почему?
-Какой момент самый напряженный? -Предположите, чем закончится произведение.
(УЧИТЕЛЬ ДОСТАЁТ ИЗ-ПОД ШЛЯПЫ КОТЁНКА) -Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?
-Так в чем же заключается главная мысль рассказа?
Обобщает ответы детей. *Верно, учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.
-Что показывает автор в своём произведении?
Ну как, сбылись ваши предсказания? Обобщает ответы детей. - Как вы думаете чувствовал себя котенок под шляпой!!! - У него, наверное, затекли все лапки, и он был рад вылезти из-под шляпки. Давайте и мы с нашим котиком проведем физкультминутку |
Отвечают на вопросы, объясняют значения слов. -инструмент из железа или другого огнестойкого материала.
Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом.
-ударить -упасть, тяжело сесть
-низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.
Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий. -Напугала их шляпа, которая двигалась. -Да, понимали, т.к один из мальчиков сказал, «что шляпы не бывают живыми» -обычный предмет, но ведёт себя странно.
(высказывают мнения)
Слушают чтение товарищей, отвечают на поставленные вопросы, прогнозируют продолжение истории Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение.
- Вадик храбрее. Вовка хотел уйти домой, бросить друга. Высказывают варианты ответов.
хотели треснуть, стучали клюшкой, кричали...
-Она не двигалась, т.к сама боялась. -Шляпа как подскочит кверху… Высказывают мнения
-Радость, что всё хорошо закончилось. Стыд, что они испугались шляпы. Жалость- Ваське зря попало. -Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации. -Не стоит поддаваться страху в неожиданных ситуациях.
-Автор показывает, что ребята побороли свой страх. |
6.Физкультминутка |
видео |
Смотрят на слайд и повторяют |
7. Закрепление. |
- К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали?
- Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как? - Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа» 1. Я вам предлагаю поработать в группах: 1.Составление картинного плана. - Давайте воспроизведем события, которые произошли в рассказе. 2.Подбор заголовков к иллюстрациям: 1. Володя и Вадик сидели дома. - Закончили работу. А сейчас проверьте правильность выполнения своих заданий.
2. Слайд -Какая пословица подходит к данному рассказу? Волков бояться – в лес не ходить.
|
Рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев
Юмористический рассказ.
Расставляют картинки. Подбирают заголовки.
|
8.Включение в систему знаний и повторений.
|
-Ребята, как вы считаете, зачем автор придумал эту историю?
-Какой урок мы возьмем из этого рассказа?
-Знаете ли вы, ребята, что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость? -Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»? (В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.) Но при помощи головных уборов выражали и радость, и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки. Итак, возвращаемся к вопросу, который у нас возник в начале урока: так бывают живые шляпы?
|
если человек трус, любое дело ему кажется страшным, любая вещь его может напугать -нужно научиться преодолевать страх
|
9.Рефлексия. |
- Представьте, что наша шляпа стала волшебной, и, надев ее, вы можете загадать самое заветное желание. У вас на партах лежат картинки шляпок. Загадайте свое заветное желание и запишите под шляпкой. (пауза, звучит музыка) - Поделитесь, если хотите, своими мыслями. (Выступления детей по желанию). Мечта учителя: - Ну и если вы мне позволите, то я вам зачитаю своё желание. - Мне очень хотелось бы, чтобы наш класс был дружным, смелым, веселым, бесстрашным.
Спасибо вам, ребята за работу,
|
|
10. Домашнее задание |
Предлагаю вам дома: прочитать текст по ролям или попробовать его пересказать. Творческое задание: нарисовать рисунок – каким вы представили себе котенка. |
Дети делают выбор и записывают домашнее задание |