12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федотова Диана Романовна22
Россия

Тема урока. Николай Носов «Живая шляпа»

Цель урока:

образовательная: ознакомление учащихся с содержанием рассказа Н. Н. Носова “Живая шляпа”; формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

развивающая: развивать критическое мышление, память, воображение, речь; развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям; развивать умение слушать и запоминать информацию на слух;

воспитательная: воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник, портрет Н.Н. Носова, таблицы для словарной работы

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Выдра из ведра выпрыгнула,

Воду из ведра выплеснула.

III. Проверка домашнего задания

1. Беседа по содержанию рассказа

- С каким рассказом Николая Носова вы познакомились на прошлом уроке?

- Кто герои рассказа? Назовите их имена

- Как называли себя дети?

- В какую игру они играли?

- Кого изображали дети?

- Почему игра прервалась?

- Что ты можешь сказать о ребятах? Что ты им посоветуешь?

IV. Изучение нового материала

1. Подготовка детей к восприятию произведения

- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Вы с ним знакомились на предыдущем уроке. Напомните мне, как его зовут?

- Что вы знаете о Николае Носове?

- Как вы считаете, какие рассказы он писал?

- С какими произведениями Николая Носова вы уже знакомы?

- Николай Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. Когда ему было 30 лет он начал писать рассказы для детей.

- Рассказ, с которым вы познакомились на прошлом уроке, был его первым сочинением, опубликованным в детском журнале «Мурзилка». Напомните мне название этого рассказа.

- Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

- Откройте учебник на странице 54. Прочитайте название рассказа.

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.

-Сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и вы.

- Мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

2. Словарная работа

- Прежде чем мы приступим к чтению рассказа, давайте проведём словарную работу.

Комод – предмет мебели для хранения белья и других домашних вещей.

Уцепиться – крепко ухватиться за что-нибудь.

Плюхнуться – упасть с шумом.

Соскочить – спрыгнуть.

Кочерга – железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть кочергой – ударить кочергой.

Фыркать – с шумом выпускать воздух из ноздрей.

Жмуриться от света – щуриться от сильного света.

3. Постановка целевого вопроса

- Почему Николай Носов назвал рассказ «Живая шляпа»?

4. Первичное чтение рассказа учителем

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось

руки в стороны

Вышла кошка на карниз.

имитация мягкой, грациозной походки кошки

Посмотрела кошка наверх,

запрокинуть голову, посмотреть вверх

Посмотрела кошка вниз.

опустить голову, посмотреть вниз

Вот налево повернулась,

повернуть голову налево

Проводила взглядом мух.

повернуть голову направо

Потянулась, улыбнулась

соответствующие движения и мимика

И уселась на карниз.

Учащиеся садятся за парты



5. Проверка первичного восприятия

- Значение каких слов вы хотите уточнить?

- Почему Николай Носов назвал рассказ «Живая шляпа»?

Понравилась ли вам история?

Что вам понравилось больше всего в рассказе?

Какие чувства у вас вызвал рассказ?

Кто главные герои рассказа?

6. Повторное чтение

7. Глубокий анализ произведения

- Как звали кота?

- Где сидел Васька? Прочитайте мне отрывок из рассказа, в котором об этом говориться.

- Кого увидел Васька на шляпе?

- Что Васька делал в начале рассказа?

- Как звали мальчиков, героев рассказа?

- Как вы считаете, в каких отношениях Вадик и Вовка?

- Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

- Что происходило со шляпой?

- Что предложил сделать Вадик?

- Что предложил Вовка? Прочитайте мне отрывок из рассказа, в котором об этом говориться.

- Кто попал картошкой в шляпу?

- Кого увидели  мальчики?

- Каким стало настроение ребят?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок, находясь под шляпой?

V. Обобщающая беседа

- Ребята, как вы считаете, зачем автор придумал эту историю?

-Какой урок мы возьмем из этого рассказа?

-Как ребята вели себя в начале рассказа?

-Как менялось их поведение?

-Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?

- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

- Случались ли в вашей жизни похожие ситуации с домашними животными? Расскажите о них.

VI. Инструктаж по домашнему заданию

- Подготовить пересказ рассказа. Нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.

VII. Итог урока

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Почему шляпа оказалась «живой»?

- Какая главная мысль этого рассказа? 

-С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

-Как можно побороть свой страх? Что нужно сделать, чтобы не бояться?

- Можете ли вы посоветовать друзьям прочитать это произведение?

-Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

- Приходилось ли вам испытывать страх? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно? (страх перерос в смех). Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему «смешное» в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.