Занятие для старшей группы на тему «На Меланью мы вареники лепили»

6
0
Материал опубликован 17 January 2019 в группе

На Меланью  мы вареники лепили

Старшая группа

Программное содержание:

Приобщать детей к донским народным традициям.

Закреплять приемы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание кружков с помощью формочки, оттягивание и защипывание края. 

Развивать у детей интерес к народным традициями, мелкую моторику.

Воспитывать чувство любви к родному краю.

Материал: дощечки для лепки, скалки, миска, кусочки пенопласта (для начинки). Мука, яйцо, соль, вода (для солёного теста)

Предварительная работа:

Беседы с детьми о святочных праздниках: Рождество, Святого Василя,

Святой Меланьи, Крещенье.

Собирание фольклорного материала о проведении святок на Дону:

Воспитатель. Мы живём в большой стране – Россия. Но у каждого есть наша малая Родина, место, где он родился, где живёт. Где мы живём?

Дети: Мы живём на Дону.

Воспитатель. У каждого народа есть свои традиции. Что же такое традиции?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель. Традиции - это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины веков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой.

Воспитатель. Какие вы знаете традиция у нас, на Дону?

Дети: Кутью носить, колядовать, щедровать, посевать

Воспитатель. А в канун Старого Нового года?

Дети: (лепить и варить вареники)

Воспитатель. Канун Старого Нового года называют Щедрым вечером или днём Меланьи, в этот день  на Дону есть традиция лепить вареники. Вот послушайте одну байку.

В одной станице жила – была казачка. Решила она как-то она на Меланку вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет!

Как вы думаете, куда она пошла?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель. Это было в старину, магазина не было в станице. Пошла она на мельницу к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муку - вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки, поблагодарила его она и побежала к Дону-батюшке: «Дон-батюшка, дай,пожалуйста, мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить». Дал Дон-батюшка водицы. Хозяйка набрала водицы в ведро, поблагодарила реку и пошла к курочке: «Курочка - хохлатушка, дай мне яичко. Я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко. Пошла хозяюшка домой, всё теперь у меня есть, чтоб вареники лепить. Руки чисто вымыла, вытерла полотенцем, завязала на голову косынку и принялась за работу. Взяла сито, что же было дальше подскажите. (Муку просеяла, насыпала муки в миску, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, и стала месить.) Что у нее получилось? (Тесто.) Давайте немножко отдохнём, и вспомним, как мы готовили тесто.

Пальчиковая игра (Дети выполняют движения, в соответствии слов)

Мы просеяли муку,

А потом стакан воды,

В мисочку налили,

И туда яичко вбили,

Чуть-чуть посолили.

Тесто замесили.

Скалкой тесто раскатали,

И кружочки делать стали.

Нет! Мы вовсе не шалили, —

Мы вареники лепили!

Сказка продолжается. Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь. (Дети начинают лепить вареники). Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы вареники одинаковые были, начинку положили и краешки крепко-крепко залепили, чтобы начинка не «убежала», спрятали ее там. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что края вареников скрепляют косичками, защипками, прямыми и обратными.) А любили они вареники с разными начинками. С какими? (С творогом, с картошкой, фруктами и ягодами и т.д.) Потом их сварили и еще горячими маслом полили, чтобы не прилипли друг к другу.

Воспитатель. Ребята, а знаете вы откуда а пришли к нам вареники.

Воспитатель. А пришли к нам вареники из Украины. У них есть много родственников: сибирские пельмени, узбекские манты. И за границей родные братья имеются. Раньше в Голландии в качестве гарнира подавали вареники и называли их «обезьянними подопечными». Они сытные и вкусные, поэтому их все любят. Просто пальчики оближешь! Вот такая моя сказка про вареники.

Вот мы с вами и налепили вареников, высохнут наши вареники, и отнесём мы их в мини-музей хлеба и расскажем другим детям о донских традициях.

Воспитатель. Ребята, давайте отдохнём, я предлагаю поиграть в игру «Продолжи фразу!»

Воспитатель произносит звукосочетания, а дети угадывают слово. Игра может проходить под ритмичные хлопки

Воспитатель. Жок-жок-жок – это ……. пирожок.

Чи-чи-чи пекутся в печи……. калачи.

Жки-жки-жки – вкусные … пирожки.

Ку-ку-ку – кушай детка….. булочку.

Ач-ач-ач – вот какой….. калач.

Ны-ны-ны – бабушка печёт …. блины.

Ки-ки-ки – любим мы ……… вареники.

(Стук в дверь, заходит донская казачка, в руках миска с варениками)

Казачка: Добрый день! Пришла я к вам на Меланку с гостинцамии, с варениками. А вареники у меня не простые, а с сюрпризами. Мойте руки и присаживайтесь за столы.

Будьте внимательны, кому, какой сюрприз попадётся, то и исполнится. Потому, что в этот день всё исполняется (Дети едят вареники, а казачка называет приметы)

Укроп – к хорошему здоровью
Фасоль – к пополнению в семье
Фундук – к удачным приобретениям
Хлеб - год будет сытый, хороший
Яблоко – к заслуженной награде
Творог – к новым друзьям

Рис - благосостояние в доме
Сахар - сладкая жизнь, легкий, благоприятный год
Семечки – к новым плодотворным планам
Морковь – к новым знакомствам
Мясо – к благополучию                                                                                                          Вишня – к удаче

Вы сегодня научились лепить вареники, узнали традиции донские. А ещё хочу вам одну традицию напомнить, что вареники лепить нужно всей семьёй, вы будете помогать дома лепить вареники? А мне пора, до свиданья!

Воспитатель. Вы сегодня молодцы! Хо­рошо потрудились и варениками угостились.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.