Занятие для старшей группы на тему «На Меланью мы вареники лепили»
На Меланью мы вареники лепили
Старшая группа
Программное содержание:
Приобщать детей к донским народным традициям.
Закреплять приемы работы с тестом: раскатывание скалкой, вырезание кружков с помощью формочки, оттягивание и защипывание края.
Развивать у детей интерес к народным традициями, мелкую моторику.
Воспитывать чувство любви к родному краю.
Материал: дощечки для лепки, скалки, миска, кусочки пенопласта (для начинки). Мука, яйцо, соль, вода (для солёного теста)
Предварительная работа:
Беседы с детьми о святочных праздниках: Рождество, Святого Василя,
Святой Меланьи, Крещенье.
Собирание фольклорного материала о проведении святок на Дону:
Воспитатель. Мы живём в большой стране – Россия. Но у каждого есть наша малая Родина, место, где он родился, где живёт. Где мы живём?
Дети: Мы живём на Дону.
Воспитатель. У каждого народа есть свои традиции. Что же такое традиции?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель. Традиции - это определенные обычаи, обряды, общественные привычки и многое другое присущее каждому народу. Они пришли из глубины веков и передавались из поколения в поколение. Именно традиции отличают одну нацию от другой.
Воспитатель. Какие вы знаете традиция у нас, на Дону?
Дети: Кутью носить, колядовать, щедровать, посевать
Воспитатель. А в канун Старого Нового года?
Дети: (лепить и варить вареники)
Воспитатель. Канун Старого Нового года называют Щедрым вечером или днём Меланьи, в этот день на Дону есть традиция лепить вареники. Вот послушайте одну байку.
В одной станице жила – была казачка. Решила она как-то она на Меланку вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет!
Как вы думаете, куда она пошла?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель. Это было в старину, магазина не было в станице. Пошла она на мельницу к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муку - вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки, поблагодарила его она и побежала к Дону-батюшке: «Дон-батюшка, дай,пожалуйста, мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить». Дал Дон-батюшка водицы. Хозяйка набрала водицы в ведро, поблагодарила реку и пошла к курочке: «Курочка - хохлатушка, дай мне яичко. Я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко. Пошла хозяюшка домой, всё теперь у меня есть, чтоб вареники лепить. Руки чисто вымыла, вытерла полотенцем, завязала на голову косынку и принялась за работу. Взяла сито, что же было дальше подскажите. (Муку просеяла, насыпала муки в миску, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, и стала месить.) Что у нее получилось? (Тесто.) Давайте немножко отдохнём, и вспомним, как мы готовили тесто.
Пальчиковая игра (Дети выполняют движения, в соответствии слов)
Мы просеяли муку,
А потом стакан воды,
В мисочку налили,
И туда яичко вбили,
Чуть-чуть посолили.
Тесто замесили.
Скалкой тесто раскатали,
И кружочки делать стали.
Нет! Мы вовсе не шалили, —
Мы вареники лепили!
Сказка продолжается. Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь. (Дети начинают лепить вареники). Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы вареники одинаковые были, начинку положили и краешки крепко-крепко залепили, чтобы начинка не «убежала», спрятали ее там. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что края вареников скрепляют косичками, защипками, прямыми и обратными.) А любили они вареники с разными начинками. С какими? (С творогом, с картошкой, фруктами и ягодами и т.д.) Потом их сварили и еще горячими маслом полили, чтобы не прилипли друг к другу.
Воспитатель. Ребята, а знаете вы откуда а пришли к нам вареники.
Воспитатель. А пришли к нам вареники из Украины. У них есть много родственников: сибирские пельмени, узбекские манты. И за границей родные братья имеются. Раньше в Голландии в качестве гарнира подавали вареники и называли их «обезьянними подопечными». Они сытные и вкусные, поэтому их все любят. Просто пальчики оближешь! Вот такая моя сказка про вареники.
Вот мы с вами и налепили вареников, высохнут наши вареники, и отнесём мы их в мини-музей хлеба и расскажем другим детям о донских традициях.
Воспитатель. Ребята, давайте отдохнём, я предлагаю поиграть в игру «Продолжи фразу!»
Воспитатель произносит звукосочетания, а дети угадывают слово. Игра может проходить под ритмичные хлопки
Воспитатель. Жок-жок-жок – это ……. пирожок.
Чи-чи-чи пекутся в печи……. калачи.
Жки-жки-жки – вкусные … пирожки.
Ку-ку-ку – кушай детка….. булочку.
Ач-ач-ач – вот какой….. калач.
Ны-ны-ны – бабушка печёт …. блины.
Ки-ки-ки – любим мы ……… вареники.
(Стук в дверь, заходит донская казачка, в руках миска с варениками)
Казачка: Добрый день! Пришла я к вам на Меланку с гостинцамии, с варениками. А вареники у меня не простые, а с сюрпризами. Мойте руки и присаживайтесь за столы.
Будьте внимательны, кому, какой сюрприз попадётся, то и исполнится. Потому, что в этот день всё исполняется (Дети едят вареники, а казачка называет приметы)
Укроп – к хорошему здоровью
Фасоль – к пополнению в семье
Фундук – к удачным приобретениям
Хлеб - год будет сытый, хороший
Яблоко – к заслуженной награде
Творог – к новым друзьям
Рис - благосостояние в доме
Сахар - сладкая жизнь, легкий, благоприятный год
Семечки – к новым плодотворным планам
Морковь – к новым знакомствам
Мясо – к благополучию Вишня – к удаче
Вы сегодня научились лепить вареники, узнали традиции донские. А ещё хочу вам одну традицию напомнить, что вареники лепить нужно всей семьёй, вы будете помогать дома лепить вареники? А мне пора, до свиданья!
Воспитатель. Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились и варениками угостились.