Урок литературы для 7 класса «Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины": "Княгиня Трубецкая". Величие духа русской женщины»

6
0
Материал опубликован 11 June 2023

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №3 г. Аркадака Саратовской области

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

Щербинина Татьяна Викторовна
Учитель русского языка
и литературы филиала МБОУ – СОШ № 3 города Аркадака

2023 г.

 

Технологическая карта урока

 

Учебник

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. В.Я. Коровиной. Часть 1.

Тема программы

Из литературы 19 века. Николай Алексеевич Некрасов.

Тема урока

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

 

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока

Смешанный

Технология

Используются разнообразные формы и методы работы на уроке, а так же элементы технологии развития «критического мышления».

Методы обучения

Репродуктивный, поисковый, проблемный, дискуссия, кластер, синквейн, исследовательский.

Методы познания

Логический, анализ, сравнение, моделирование.

Формы работы

Индивидуальная, коллективная, парная.

Лексика урока

Идеал, образ, декабристы, гордость, долг,

Материально-техническое обеспечение урока. 

Компьютер, экран, мультимедиапроектор, презентация, где показаны русские женщины, их красота, женщины в деле (на сенокосе, с ребёнком на руках), толковые словари, таблицы «Сравни образы».

 

Цель урока

Познакомить с поэмой «Русские женщины»; создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; определить нравственные понятия, духовные возможности человека; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Задачи урока

1) формировать навык анализа произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;
2) создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную тему;
3) воспитывать чувство уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты

 

Личностные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений; учатся проверять себя, давать оценку своим действиям; работать индивидуально, в паре, группе; чувствовать и осознавать свой личный вклад в общую работу.

Метапредметные результаты:

Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать отрывок из текста для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, проявлять активность для решения познавательных задач.

Предметные: вспомнить, что известно о Н.А. Некрасове; актуализировать знание терминов, относящихся к стихосложению; учить анализировать отрывок из поэмы; отрабатывать навык выразительного чтения лирического произведения.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи.

Связь с искусством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Способы организации деятельности

Методы и формы

обучения

Решения дидактических задач

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

 

Коллективный

Информационно-рецептивный,

-беседа.

Создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Активизация внимания.

Актуализация

опорных знаний

 

Организует проверку домашнего задания

Читают наизусть И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

Индивидуальный

Репродуктивный

Умение владеть интонацией, развивать выразительности речи как средства выражения своих мыслей и чувств

Актуализация

опорных знаний

 

Демонстрация презентации

«Русские женщины».

- Помните у Н.Некрасова:
«Есть женщины в русских селеньях
С покойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдёт, будто солнцем осветит,
Посмотрит – рублём одарит!»

- Откуда это отрывок?
(Это отрывок из поэмы «Мороз-красный нос», в которой Некрасов восхищается обыкновенной крестьянкой - русской женщиной.)

Просмотр презентации

«Русские женщины»

 

-Тема женщины – одна из главных тем в творчестве поэта.

- Мы увидели на всех слайдах русских женщин.

- Красота, трудолюбие, сила, нежность, забота.

Фронтальный

Исследователь

ский

Беседа,

просмотр презентации

Умение работать активно, развитие коммуникативных навыков.

Учить делать выводы

Целевая установка

Работа с «Толковым» словарём. Составить кластер со словом «идеал»

-Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины. - Сегодня на уроке мы продолжим говорить о русских женщинах, но статус этих женщин совсем другой и познакомимся с отрывком из поэмы «Русские женщины». (Запишите тему урока)
- Как вы думаете, о чем эта поэма?
- Русская женщина, она какая? Охарактеризуйте русскую женщину с помощью прилагательных и запишите их в тетради.
- Вот видите, вы не читали ещё поэму, а уже смогли описать главную героиню поэмы «Русские женщины». Кто же она? Откройте учебник и посмотрите, о ком у нас сегодня пойдет разговор.
- Открыв первую страницу, читаем название «Княгиня Трубецкая». Кто же эта женщина? (читаем сноску внизу). Есть и вторая часть поэмы, которая называется «Княгиня Волконская». Она тоже рассказывает о судьбе женщины, последовавшей в Сибирь за мужем-декабристом. В истории этих женщин называют – декабристками.
- Кто такие декабристы, что мы о них знаем?
- Что вы знаете о восстании декабристов?

Учащиеся выясняют смысл слова «идеал»

 Дети составляют кластеры, обмениваются мнениями

 

Дети выходят к доске и представляют созданные ими портреты русской женщины 19 века.

 

 - Не знаем, но хотелось бы узнать, насколько мы были близки к истине.

 В толковом словаре выясняют смысл слова

 « образ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка. Сообщение учащегося о б историческом факте «Восстание декабристов». Выступление учащегося

Индивидуальный, фронтальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный. Предварительная подготовка

Составление кластера.

Проблемный метод

 

 

Беседа, сообщение

 

 

Умение работать с дополнительными источниками, графически систематизировать материал.

 Кластер помогает формировать у учеников самостоятельное мышление. 

Мотивация к дальнейшей деятельности

Нацеливание на дальнейшую работу.

 

Демонстрация фрагмента телефильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (Казнь декабристов).

- Как поступили жены декабристов, которых отправили на каторгу?


На Руси это издавна чтимо,
Что, наверное, в нашей крови,
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви


- От чего, ради чего отказывались дамы светского общества, отправляясь вслед за мужьями в Сибирь? 


- “...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней под холодной лунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д. Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).


- Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы- мы отправляемся в дорогу

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Индивидуальный.

Репродуктивный

 Сообщения проектная технология

Учить работать с дополнительной литературой, самостоятельно находить нужный материал.

Формирование новых понятий и способов действий

 Перед чтением текста, организует словарную работу.

Гордость, долг

Объясняют смысл непонятных слов, пользуясь толковым словарём.

 

Фронтальный

Исследователь

ский

Умение работать со словарём, воспитания внимания к слову.

Применение понятий и способов действий

Выразительное чтение I части поэмы учителем.

Вопросы:
1. Кто является главной героиней первой части?
2. С кем прощается княгиня Трубецкая?
3. Как провожает ее отец?
4. Что говорит ему на прощанье героиня поэмы?
5. Что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий?
Учитель. Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?
Задание: Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!..
На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.
- Кто она такая княгиня Трубецкая? Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь? 

 

Инсценировка диалога "Трубецкая у губернатора" 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историческая справка.
Трубецкая Екатерина Ивановна

Парный,

индивидуальный, фронтальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительная подготовка

 

 

Поисковый метод

 

Работа с книгой проектная технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

игровая технология

Умение находить нужный материал, вычленять главное, делать выводы, осмысление характера русской женщины, выявление авторской позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение владеть интонацией, развивать выразительности речи как средства выражения своих мыслей и чувств

Применение понятий и способов действий

Предлагает учащимся составить синквейн по ключевому слову княгиня

Учащиеся составляют синквейны и озвучивают созданные работы.

Например,

Княгиня

Русская, терпеливая

Любит, ценит,

Достойна уважения

Гордость, долг

 

Индивидуальный, коллективный

Составление синквейна, исследователь

ский метод.

 Синквейн - подведение итогов по изученному учебному материалу, который активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Умения сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. 

Подведение итогов урока, рефлексия.

- 1-ая часть поэмы названа «Княгиня Трубецкая». Встречаем ли мы далее эту фамилию? Почему? (не встречаем, так как автор подчёркивает обобщающий смысл созданных им образов)
- Среди отважных женщин, решившихся разделить судьбу опальных своих мужей, первой была Екатерина Ивановна Трубецкая. Её примеру последовала Мария Николаевна Волконская, а затем ещё десять жён декабристов.
- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?

Презентация «Жены декабристов»

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30 – летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.

Фрагмент из фильма «Звезда пленительного счастья», где показаны все жены декабристов (Заключительная сцена)

 

Первоначально поэма называлась “Декабристки”. Это название, написанное карандашом, сохранилось в рукописном варианте в архивах. Исследователи отмечают, что “это заглавие гораздо точнее, чем “Русские женщины”, потому что среди декабристок были три француженки и одна полька: Анненкова (урожденная Гебль), Трубецкая (Лаваль), Ивашева (Ле-Дантю) и Юшневская.

- Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?
Аргументируйте свой ответ. 

- Выходит, строки

"Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?

- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

-Женщина показана со стороны, разными глазами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности

 

 

- Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.

Презентация «Жены декабристов»
Их было одиннадцать - женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов. Среди них - незнатные, как Александра Васильевна Ентальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть - княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына. баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна , Камилла Ивашева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Способна ли современная женщина поступить, как княгиня Трубецкая?» или «Можно ли назвать подвигом поступок Трубецкой? Ваше отношение к поступку героини?» (по желанию).

Фронтальный

Репродуктивный

 

Беседа

Умение высказывать своё мнение, оценивать свою работу.

Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации