Статья «Использования современных образовательных технологий (из личного педагогического опыта)»

9
0
Материал опубликован 15 July 2020 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью «Современные технологии в работе педагога»


Использования современных образовательных технологий (из личного педагогического опыта)


Волокитина Е.Ф., учитель иностранных языков

МБОУ ВМР «Огарковская средняя

школа имени М. Г. Лобытова»,

160503, Россия, Вологодская область,

Вологодский район, п. Огарково, д.32,

т. м.: 8-964-672-18-55,

e-mail: mvmv@list.ru


Аннотация: В данной статье представлен личный эффективный опыт применения современных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения. Описано активное использование различных электронных ресурсов (не только образовательных): электронной почты; социальных сетей ВКонтакте и Facebook; месенджера WhatsApp; корпорации Просвещение; портала Урок.РФ; сайта Инфоурок; интерактивной рабочей тетради Скайсмарт (Skysmart); сервиса Learningapps и образовательной платформы LECTA.


   Активное использование современных информационно – коммуникационных технологий позволяет расширить обучающие возможности урока, повысить мотивацию учащихся и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями.

  В своей работе применяю несколько групп здоровьесберегающих технологий: использование наглядности, сочетание различных форм представления информации, создание эмоционально-благоприятной атмосферы, что формирует положительное отношение к учебе. При проведении всех уроков выполняю следующие гигиенические требования: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие раздражителей.

  На уроках прослеживается смена видов деятельности, использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. В течение урока обращаю внимание на осанку учащихся. На уроках несколько минут посвящается динамической паузе, которая включает упражнения для глаз и позвоночника.

    Вся эта работа проводится системно и позволяет успешно решать проблемы сохранения здоровья обучающихся при организации образовательного процесса.

    При использовании проектной технологии учитываю возрастные особенности учащихся, познавательные возможности. Использую актуальные для детей темы проектов, побуждаю интерес к предмету и стремление получить новые знания. В ходе образовательного процесса комбинирую различные формы проектов: индивидуальные, групповые, творческие. Со своими учениками ежегодно принимаю участие в различных конкурсах, мероприятиях, на которых учащиеся стабильно показывают высокие результаты.

   Во время проведения уроков иностранного языка по темам: «Алло! Швейцария», «Приятного аппетита», «Одевайся правильно», «Мы идём в магазин», «Играем в детективов» использование игровых технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, формирует основные компетенции. При использовании игровых технологий учитываю: организацию обучения через разные каналы восприятия информации (слух, зрение, ощущение), что стимулирует познавательную деятельность, обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении, делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Способствует формированию ассоциативного мышления, положительной мотивации к учебе, что позволяет добиваться высокой результативности на уроке.

    В своей педагогической деятельности считаю необходимым добиваться того, чтобы мои ученики овладели исследовательскими, проектными, информационно-коммуникативными умениями. Сформировать эти умения, проконтролировать и оценить результаты можно только с помощью применения новых методов и элементов различных современных образовательных технологий.

     Поэтому в своей работе стараюсь максимально полно использовать электронное обучение на уроках и во внеурочное время. Современное программное обеспечение позволяет использовать как готовые программы, так и составленные самим учителем. Я и мои коллеги создаём собственные электронные средства: разрабатываем презентации, дидактические и методические материалы для уроков.

    В процессе проведения обучения в дистанционном режиме я использую, во-первых, электронную почту. С её помощью обеспечено общение между участниками международного телекоммуникационного образовательного проекта «Мост дружбы. Россия - Франция» и «Мост дружбы. Россия Африка»: обучающимися и педагогами трёх школ - МБОУ ВМР «Огарковская средняя школа имени М. Г. Лобытова» Вологодского района Вологодской области из России и обучающиеся из двух сельских школ Франции: le collège Paul - Emile Victor de Corcieux и École Élémentaire de Saint- Jean d’Ormont, а также частное учебное заведение Lilian and Abraham Memorial Academy из африканской республики Ганы. По электронной почте мы обмениваемся письмами, фото, аудио и видеофайлами, которые потом неоднократно используются на уроках иностранного языка, например, при проведении аудирования. У нас накопилась неплохая видеотека. Необходимо отметить активное участие в этом сетевом проекте не очень успешными учениками и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, где им представляются широкие возможности для проявления себя. Также здесь проходит рассылка различных учебных заданий и материалов.

     Также, как с одним обучающимся, так и с группой, я использую социальную сеть ВКонтакте, где имею свою страницу, через которую пересылаю учащимся (классы, которые у меня в кругах) различные материалы: текстовые документы, презентации, ссылки на видео по какой-либо теме. Данная методика позволяет мне, во-первых, простроить индивидуальные траектории. А во-вторых, для детей с ограниченными возможностями здоровья эта социальная сеть зачастую является единственным сервисом, где они могут получать задания и присылать на них ответы, т. к., как показывает моя практика, только один ученик с ОВЗ зарегистрирован и выполняет задания по английскому языку на другом сайте, помимо социальной сети ВКонтакте. Таким образом, социальную значимость такого способа обучения трудно переоценить.

     Так как я являюсь руководителем международного сетевого проекта «Мост дружбы», в своей работе часто пользуюсь ещё одной социальной сетью – Facebook, а также месенджером WhatsApp. Их мы используем для проведения с участниками проекта онлайн видеоконференций. У меня имеются все телефонные номера остальных зарубежных коллег. Мы заранее созваниваемся и договариваемся о назначении и проведении очередной видео конференции, помня о разнице во времени. По своей сути, это обычные конференции, к которой ученики готовятся с докладами, выступлениями и своими вопросами. Единственное отличие то, что участники такой конференции находятся в разных точках земного шара.

    Широкие возможности для профессионального развития предоставляет корпорация Просвещение, образовательные инициативы которой позволяют овладеть новыми компетенциями, современными педагогическими технологиями и приемами. Издательство «Просвещение» проводит вебинары, на которых освещается широкий круг вопросов образовательной проблематики. Также хочется отметить, что данной корпорацией проводится много онлайн мероприятий по французскому языку.

   Также мне доступны разнообразные инструменты портала Урок.РФ https://урок.рф/user/149508, на котором я зарегистрировалась 26 декабря 2016 года, являюсь его активным пользователем на сегодняшний день имею сертификат эксперта сообщества. В данном педагогическом сообществе систематически выкладываю собственные материалы и разработки: конспекты и ТКУ, рабочие программы, внеклассные мероприятия, контрольные и проверочные работы, презентации, доклады, статьи и эссе, а также публикую работы своих учеников. Регулярно участвую во всероссийских конкурсах для учителей-предметников и классных руководителей, проводимых данным сообществом. Неоднократно являлась членом жюри профильных конкурсов. Имею сертификат эксперта за успешный анализ авторства и экспертную оценку педагогических материалов. Помимо этого, образовательный сайт Урок.РФ позволяет обмениваться опытом между новичками, коллегами-новаторами и экспертами сообщества.

    Не так активно, как на сайте Урок.РФ, но время от времени работаю в в другом педагогическом сообществе – Инфоурок https://infourok.ru/user/volokitina-elena-fyodorovna?owner=guest , на котором зарегистрировалась 3 года назад и пополняю свою страницу различными материалами и разработками.

      В своей педагогической практике также часто применяю сервис https://learningapps.org/ , на котором можно создать различный интерактивный контент. Здесь можно либо воспользоваться уже готовыми упражнениями, либо создавать свои. И, наконец-то, здесь я могу «вволю разгуляться» со своим французским языком. Трудности при составлении заданий вызывает только наличие во французском языке диакритических знаков: accent aigu, accent grave, accent circonflexe, tréma, cédille. Из-за этого составление упражнений и заданий оказывается делом довольно медленным. Больше всего ученикам (и не только начальных классов) нравятся такие задания: соотнести слово и картинку либо слово и его перевод, различные игры, ребусы, и собирание паззлов.

    Несмотря на то, что в нашей области образовательная платформа Фоксфорд была введена для обучения совсем недавно в связи со сложившимися известными обстоятельствами, я зарегистрировалась на ней ещё 17 мая 2017 года и использовала в основном при работе с одарёнными детьми. В настоящее время использую Фоксфорд ежедневно, он также очень экономит время учителя, так как все задания оцениваются автоматически и сразу видно всю статистику. Ресурс включает задания в тестовой форме на отработку упражнений всех разделов: от изучения алфавита и английских звуков до написания различных эссе, включая всю грамматику. К сожалению, на данной платформе также отсутствует мой предмет – «Французский язык».

   Кроме того, в своей практике использую следующий сайт с видеоуроками: http://videouroki.net. На данном сайте представлены материалы опытных преподавателей. Ученик в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему учителю за консультацией.

      В апреле текущего года я прошла мастер-класс Skysmart по дистанционному обучению «Организация дистанционного обучения» и получила уникальную возможность пользоваться интерактивной рабочей тетрадью Скайсмарт (Skysmart) по английскому языку - http://skyeng.ru/go/skysmart_workbook81 . К сожалению, предмет «Французский язык» здесь вновь отсутствует, но разработчики трудятся над его созданием. Задания в данной интерактивной тетради соответствуют программе 1-11 классов и подходят к учебникам из федерального перечня. Помимо моего УМК «Spotlight» здесь представлены ещё два. Интерактивная тетрадь Skysmart оценивает выполнение заданий автоматически, я сразу получаю результаты и вижу статистику по всему классу и баллы конкретных обучающихся. Использую с обучающимися данный сервис совсем недавно, но все от него в восторге: не нужно ничего составлять и загружать самой, всё имеется в наличии, и все темы соответствуют учебной программе, и я также разгрузилась с проверкой тетрадей. А ученикам очень удобно пользоваться данным сервисом, т. к. не нужно ничего скачивать и устанавливать, а задания можно выполнять, сидя за самым простым смартфоном, нужен только интернет. Данная платформа предельно понятна и удобна, ею активно пользуются мои ученики из 3, 5, 6, 7, 8, 9 и 11 классов.

    Уже второй год, после прохождения обучения в 2018 году, активно использую в своей работе образовательную платформу LECTA - https://lecta.ru/ . На данном электронном ресурсе есть готовые рабочие программы, тематическое планирование и презентации к урокам. Более 500 электронных учебников с удобной навигацией и медиа-объектами. Особенно радует, что на платформе LECTA представлены не только учебники по английскому (как первому, так и второму), но и французскому языку. Учебники на данной платформе поддерживают возможность определения номера страницы учебника в бумажной форме. Вместе с тем они включают мультимедийные элементы (аудиофрагменты и видеоролики) и интерактивные элементы: средства контроля и самоконтроля (автоматически проверяемые текущие и/или итоговые задания и/или упражнения); галереи изображений (снабженные интерактивными инструментами, такими как лупа для увеличения изображения); разнообразные интерактивные словари (включая аудиословари); тренажёры. Нужно отметить, что это единственная образовательная платформа из всех, используемых мною, где представлены классные и контрольные работы, тренировочные и проверочные задания разных уровней сложности и различные тренажеры по французскому языку. Также принимаю участие в онлайн мероприятиях, проводимых данной платформой: вебинары и мастер-классы.

    В связи с использованием в моей работе электронного и дистанционного обучения отмечаются высокие результаты обучения и воспитания обучающихся за последние три года: позитивная динамика уровня обученности обучающихся, общая успеваемость обучающихся 2-11 классов составляет 100%, также наблюдается тенденция к повышению качества обученности. Кроме того, отмечу увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по моему предмету – проектов и исследований. Обучающиеся представляют на районных, городских, областных и всероссийских (с международным участием) научно-практических конференциях 3-4 работы ежегодно. Работы отличаются глубиной знаний, научностью изложения, исследовательской направленностью, социальной значимостью.

    Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем. Поэтому планирую не останавливаться на достигнутом, хочу продолжать работу по освоению дистанционных технологий, попытаюсь освоить облачные технологии.

Список использованной литературы:

  1. Арзуманова Н.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 113. С. 86-90.
  2. Войкин К.Ю. Особенности использования современных образовательных технологий в обучении иностранному языку. В сборнике: Российская наука: тенденции и возможности. Сборник научных статей. Научный редактор А.Н. Ромеро. Москва, 2019. С. 69-72.
  3. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И., Гурьянов М.С., Гурвич Н.И. Использование современных информационно-образовательных технологий в учебном процессе. // Медицинский альманах. 2008. № 1 (2). С. 17-19.
  4. Орлова М.А. Использование современных образовательных технологий при разработке форм тестового контроля знаний студентов по иностранному языку. // Педагогические науки. 2010. № 6 (45). С. 174-179.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации