12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирьянцева Мария Алексеевна58
Учитель начальных классов в лицее. Всегда ищу развития как для себя, так и для своих учеников
Россия, Тюменская обл., Тюмень

Кирьянцева М.А.,

учитель начальных классов

Ключик в мир технологий: из опыта работы


Проблема перехода от традиционного урока к дистанционной форме проведения занятий вызвала шквал обсуждений в педагогических кругах. Большинство преподавателей настаивали на том, что такой переход невозможен, заменяя дистанционные уроки электронными. Тем не менее, при использовании каждого из этого форматов нужно, по крайней мере, минимальное техническое оснащение.

Отбросив новости о пандемии, вернемся к традиционному уроку, где каждому учителю нужна была наглядность: большие плакаты, где красным по белому надпись гласит о том, что в слове ключик суффикс –ик. Но наш традиционный ключик к современному уроку теперь уже никак не отнести.

Современные дети стали намного меньше читать, а, следовательно, печатный наглядный материал воспринимают хуже, так как у них отсутствует навык смыслового чтения. Да и печатного материала хватает в учебнике, рабочих тетрадях, хрестоматиях и пр.

Дети стали «быстрыми», а это значит, что их внимание способен удержать только 25-й кадр, который они не успевают обработать с помощью зрительного рецептора. Этот 25-й кадр и послужит основой активизации на уроке.

Внимание детей становится все сложнее удержать на уроке. Если традиционный Вовочка аккуратно выводил буквы в прописи, чтобы традиционная МарьПетровна не поставила двойку, то современный Вовка абсолютно не замотивирован: «Ну, некрасивые буквы. Ну, два же не поставят». И ведь прав, не поставят, поскольку система обучения в 1-2 классах безотметочная, а к тому моменту, как пойдут отметки, у Вовки уже сформируется «кривография».

Каким же образом обучать таких «нетрадиционных» детей?

Мне с моим классом повезло. Таких «нетрадиционных» Вовок и Морковок у меня было аж 34. Да и меня вряд ли можно назвать традиционным учителем. С первого класса для мотивации и обучения своих «шустриков» я использовала технические блага.

Перво-наперво, встав вопрос о мотивации детей. Здесь меня спасли разработчики приложения ClassDojo, которые создали потрясающую программу с забавными монстриками, где можно прибавлять баллы за достижения или хорошие поступки, и, наоборот, снимать, если ребенок провинился или совсем не справился с заданием. На определенное количество баллов дети могли себе позволить экскурсию, домашнее задание по выбору, сидеть рядом с учителем, даже дарила игры самым-самым отличившимся. Для реализации такой супер мотивации, казалось бы, нужен только смартфон. Однако, мне пришлось столкнуться с проблемой, что не у каждого родителя был смартфон или, позволяющий отслеживать результаты ребенка. У таких детей и мотивация на уроках была гораздо ниже.

Но одной мотивацией современный урок не заканчивается. Для проверки домашнего задания вводила карты Plickers и тот же смартфон. Здесь было проще. Смартфон нужен только учителю, результаты детей автоматически выводятся на экран. Какой экран? Правильно, нужен проектор.

Тут мне снова повезло. В моем учебном кабинете экран от проектора не загораживает доску. Я могу спокойно вести урок с презентацией, с виртуальной экскурсией, с видеороликами и т.п., при этом делая пометки на доске. Очень здорово, если вам повезло еще больше: ваша доска интерактивная, и вы делаете пометки прямо на презентации, видеоролике и так далее. Но у меня такой нет. Да и нужна ли она? Разберемся позже.

Таким образом, для организации первых 5-7 минут урока нам требуется: смартфон учителя, компьютер, проектор, экран.

В качестве основной работы можно разделить детей на группы и провести урок в модели ротация станций. Такая модель урока, насколько нам известно, предполагает работу отдельной группы учащихся индивидуально за компьютерами. То есть, если в классе 33 ребенка, хотя бы, 11 компьютеров должны быть установлены в классе. К сожалению, большинство школ не могут себе позволить такое количество компьютеров в каждый класс, однако есть компьютерные классы и классы информатики. Вот вам и еще одна проблема. При таких условиях должно быть четкое расписание, какой класс, в какое время идет на занятие в компьютерный класс. Если такого расписания нет, то обязательно, рано или поздно возникнет конфликт: «Кто крайний в очереди?», потому как всем не надо, но в один прекрасный момент, почему-то вся школа решает провести уроки в этих чудо-кабинетах одновременно.

Есть еще один явный недостаток проведения уроков с помощью компьютеров всеми обучающимися или частью одновременно. Это скорость интернета.

Представим такую картину. 10 второклашек пытаются одновременно зайти на учи.ру. Мало того, что браузер на школьных компьютерах не Google Chrome, как предполагали разработчики, так еще и интернет виснет. Внимание, вопросы к знатокам. Сколько раз вы услышите: «А подойдите, пожалуйста. У меня пишет ошибку»? Сколько минут вы потеряете от фронтальной работы, пока бегаете от компьютера к компьютеру? Сколько детей будут вежливо выполнять свою групповую работу при этом? И сколько самолетов Вовка успеет сделать из линеек? То-то и оно, что время на уроке теряется, внимание переключается на более «увлекательную» деятельность, а нервы учителя подходят к «точке кипения». Нет, безусловно, если вы спроектируете один урок заранее, то провести его возможно.

Так же, в моей практике бывали случаи, когда интернет вовсе отключался по всей школе, а видеоролик на хостинге, либо презентация в облачном хранилище (Flash-носителями не пользуюсь от слова «совсем» - сумочка легче). В таком случае мы возвращаемся к смартфону. Для подобных инцидентов есть специальные переходники от телефона к компьютеру, так можно «вытащить» файлы через любимого помощника. Урок спасен. Ура!

Таким образом, для организации современного урока нам потребуется следующее техническое оснащение:

- компьютер или ноутбук для учителя (мышь, клавиатура);

- проектор;

- экран для проектора;

- стабильное скоростное интернет-соединение;

- смартфон;

- компьютеры для учащихся;

- смартфон для учителя.

Конечно, бывают такие ситуации, когда не спасет ни телефон, ни компьютер. Тогда мы поправляем очки и бежим к традиционной МарьПетровне за плакатом с ключиком. Но мы помним, что наш-то Вовка никакой не традиционный, поэтому сидит он, голову повесив, и не понимает, к чему здесь ключи, если разговор о суффиксах.

t1611092670aa.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 20.01.21 в 05:59 0Ответить Пожаловаться
Мария Алексеевна, снижение навыков смыслового чтения у детей, на Ваш взгляд, следует корректировать в условиях общеобразовательной школы, или продолжать двигаться по пути визуализации обучения?
Кирьянцева Мария Алексеевна, 24.01.21 в 21:44 0Ответить Пожаловаться
По моему мнению, любовь к чтению нужно прививать с пеленок, но в современном мире и читающие взрослые считаются большой редкостью, дети это видят и следуют за своими авторитетами. Школе нужно идти в ногу со временем, развивать смысловое чтение с помощью роликов, соц сетей и т.п. Но это не означает нахождение детей в виртуальном пространстве весь урок. Использовать задания: сравни прочитанное и увиденное (по произведению), биография автора как страничка соц сети. Если грамотно работать в данном ключе, то дети начнут понимать, что они читают и зачем.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.