12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Болданкова Ирина Геннадьевна12328 Музыкальный руководитель высшей категории. Россия, Нижегородская обл., Бор Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Набор развивающих карточек "Ручные знаки"
Набор развивающих карточек "Ручные знаки"
Всероссийский конкурс для воспитателей и педагогов дошкольного образования
«Набор развивающих карточек для детей»
Подготовила материал: музыкальный руководитель Болданкова Ирина Геннадьевна.
Пояснительная записка
Цель: развитие ладового чувства, звуковысотного слуха.
Задачи:
1. Развивать мелодический слух детей.
2. Развивать звуковысотный слух у детей.
3. Развивать метроритмические чувства детей.
4. Развивать координацию между слухом и голосом.
4. Развивать музыкальное мышление в пении по ручным знакам и по нотам.
5. Развивать музыкальную память.
Аудитория: дети дошкольного возраста (3-7 лет)
Игровой материал: карточки, на которых изображены:
- нотный стан с нотами;
- картинка-напоминалка названия нот;
- изображение руки;
- ступень;
- рамка, цвет ступени.
Впервые приобщение детей дошкольного возраста к «ручным знаком» по рекомендации Г.А. Струве появилось в программе «Камертон» Э.П.Костиной. Пение с использований «ручных знаков», является одним из главных новшеств программы. Автор программы структурировала упражнения с «ручными знаками» в возрастном плане, т.е. упражнения составлены с учетом возрастных особенностей дошкольников. Многие музыкальные руководители стали брать в свою практику «ручные знаки». Но так как карточки были черно-белые, я решила создать свой вариант.
В упражнениях с «ручными знаками» объединены три важнейших компонента: зрительный, слуховой, двигательный.
Ребенок не только на слух запоминает мелодию песни, но и начинает понимать логику движения мелодии. Сами по себе «ручные знаки» - это условные модели ступеней, которые интересны детям даже раннего возраста.
Дети знакомятся с ручными знаками подражательным путем: педагог поет мелодический мотив с названиями ладовых ступеней, показывая при этом ручные знаки, а учащиеся повторяют его действия.
Показывая ручные знаки, дети могут петь, называя ступени (это легче), но могут и молчать (это труднее). Дети могут показывать ручные знаки звук за звуком, синхронно с исполнением педагога; или же педагог делает паузы между отдельными мотивами или короткими фразами с тем, чтобы дети исполняли их в целом, по памяти.
Система ручных знаков в процессе пения дает ребенку наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношениях ступеней в ладу. Пение по ручным знакам выполняется на более легком музыкальном материале - попевках. В качестве попевок используются русские народные мелодии либо мелодии, близкие им по интонационному строю.
Ручные знаки хорошо запоминаются, так как имеют два уровня наглядности - зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Ручные знаки позволяют наглядно изображать звуковысотное движение мелодий с точной передачей ритма и вместе с тем выразительный характер движения (плавного или четкого, изящного или энергичного и т.п.).
Ручные знаки является эффективным инструментом музыкального обучения, так как они визуально и кинестетический усиливают ощущение высоких / низких звуков и интервальных отношений между спетыми звуками. Ручные знаки позволяют улучшить интонацию детей, особенно на ранних этапах обучения, а также чрезвычайно полезными при создании гармоничных последовательностей.
Таким образом, когда дети поют по руке педагога, перед ними стоит задача «расшифровки» лишь звуковысотного движения мелодии; ритм и оттенки исполнения воспроизводятся рефлекторно-подражательным способом.
Доказано, что систематические упражнения с «ручными знаками», а далее пение по руке (рука, как «нотный стан») интенсивно развивают координацию между слухом и голосом при этом закладывают основы ладового слуха.
Список используемой литературы.
Костина Э.П. программа «Камертон»
Абдулин «Методологическая культура педагога-музыканта».
Абдулин «Теория музыкального образования».
Шахназарова, Н. О трех аспектах реализма Асафьева / Н. Шахназарова // Советская музыка. — 1979 г.
Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / В.М. Бехтерев. — М.: Типолитогр. т-ва К0, 1916 г.
Интернет источники:
ручные знаки:
домик:
репка:
мишка:
фартук:
солнце:
лягушка:
Приложение № 1 (для скачивания)
Комментарии (3)
Всегда в первых рядах, одна из главных экспертов.
Отредактировано 22-02-2020 10:07