Набор развивающих карточек для дошкольников «Ручные знаки»

13
3
Материал опубликован 21 February 2020 в группе

Набор развивающих карточек "Ручные знаки"

Всероссийский конкурс для воспитателей и педагогов дошкольного образования

«Набор развивающих карточек для детей»


Подготовила материал: музыкальный руководитель Болданкова Ирина Геннадьевна.


Пояснительная записка

​​​​​​​

Цель: развитие ладового чувства, звуковысотного слуха. 

Задачи:

1. Развивать мелодический слух детей.

2. Развивать звуковысотный слух у детей.

3. Развивать метроритмические чувства детей.

4. Развивать координацию между слухом и голосом.

4. Развивать музыкальное мышление в пе­нии по ручным знакам и по нотам.

5. Развивать музыкальную память.

Аудитория: дети дошкольного возраста (3-7 лет)

Игровой материал: карточки, на которых изображены:

- нотный стан с нотами;

- картинка-напоминалка названия нот;

- изображение руки;

- ступень;

- рамка, цвет ступени.

Впервые приобщение детей дошкольного возраста к «ручным знаком» по рекомендации Г.А. Струве появилось в программе «Камертон» Э.П.Костиной. Пение с использований «ручных знаков», является одним из главных новшеств программы. Автор программы структурировала упражнения с «ручными знаками» в возрастном плане, т.е. упражнения составлены с учетом возрастных особенностей дошкольников. Многие музыкальные руководители стали брать в свою практику «ручные знаки». Но так как карточки были черно-белые, я решила создать свой вариант. 


x1582293008.JPG
ДО1


e1582292877.JPG
РЕ


u1582292896.JPG
МИ


y1582292916.JPG
ФА


b1582292933.JPG
СОЛЬ


b1582292947.JPG
ЛЯ


q1582292961.JPG
СИ


c1582292985.JPG
ДО2


  В упражнениях с «ручными знаками» объединены три важнейших компонента: зрительный, слуховой, двигательный. 

  Ребенок не только на слух запоминает мелодию песни, но и начинает понимать логику движения мелодии. Сами по себе «ручные знаки» - это условные модели ступеней, которые интересны детям даже раннего возраста.

  Дети знакомятся с ручными знаками подражательным путем: педагог поет мелодический мотив с названиями ладовых ступеней, показывая при этом ручные знаки, а учащиеся повторяют его действия.

  Показывая ручные знаки, дети могут петь, называя ступени (это легче), но могут и молчать (это труднее). Дети могут показывать ручные знаки звук за звуком, синхронно с исполнением педагога; или же педагог делает паузы между отдельными мотивами или короткими фразами с тем, чтобы дети исполняли их в целом, по памяти.

  Система ручных знаков в процессе пения дает ребенку нагляд­ные зрительно-двигательные представления о взаимоотношениях ступеней в ладу. Пение по ручным знакам выполняется на более легком музыкальном материале - попевках. В качестве попевок используются русские народные мелодии либо мелодии, близкие им по интонационному строю.

   Ручные знаки хорошо запоминаются, так как имеют два уровня наглядности - зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством, что очень важно для детей дошкольного возраста.

   Ручные знаки позволяют наглядно изображать звуковысотное движение мелодий с точной передачей ритма и вместе с тем выразительный характер движения (плавного или четкого, изящного или энергичного и т.п.).

  Ручные знаки является эффективным инструментом музыкального обучения, так как они визуально и кинестетический усиливают ощущение высоких / низких звуков и интервальных отношений между спетыми звуками. Ручные знаки позволяют улучшить интонацию детей, особенно на ранних этапах обучения, а также чрезвычайно полезными при создании гармоничных последовательностей.

Таким образом, когда дети поют по руке педагога, перед ними стоит задача «расшифровки» лишь звуковысотного движения мелодии; ритм и оттенки исполнения воспроизводятся рефлекторно-подражательным способом.

Доказано, что систематические упражнения с «ручными знаками», а далее пение по руке (рука, как «нотный стан») интенсивно развивают координацию между слухом и голосом при этом закладывают основы ладового слуха. 


Список используемой литературы.

  1. Костина Э.П. программа «Камертон» 

  2. Абдулин «Методологическая культура педагога-музыканта».

  3. Абдулин «Теория музыкального образования».

  4. Шахназарова, Н. О трех аспектах реализма Асафьева / Н. Шахназарова // Советская музыка. — 1979 г.

  5. Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / В.М. Бехтерев. — М.: Типолитогр. т-ва К0, 1916 г.


Интернет источники:

 ручные знаки: https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/31/s_5c29435aadf3e/1039634_18.png

домик: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/932587/da2b323e-5c8f-415b-bd6a-bdaed4fe6e30/s1200

репка: https://i.pinimg.com/originals/04/b7/5d/04b75d2e33d489c02791eeb5dcddb63f.jpg

мишка: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/38069/9b15b8ed-97d0-4c16-8353-73420713898f/s1200

фартук: https://fs01.vseosvita.ua/01001l03-baac/00a.jpg

солнце: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1946308/765fc1bc-e99f-44d3-aac2-ce10462aba66/s1200

лягушка: https://i.pinimg.com/originals/b1/fa/c8/b1fac8ee09ca12122344d319ad4552ed.jpg

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/56299-ruchnye-znaki-kak-metod-obuchenija-detej-3-4-


Приложение № 1 (для скачивания)


Ручные знаки
PDF / 356.99 Кб





Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

21 February 2020

Спасибо, Марина Юрьевна, за комментарий. Всегда в первых рядах, одна из главных экспертов.

21 February 2020

Спасибо за работу!

12 April 2020