Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола» (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. СУФФИКС
-ТЬ (-ТИ, -ЧЬ)»
УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
КЛАСС: 3Б
Учитель: Ящикова Татьяна Александровна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 «Б»
Тема: «Начальная форма глагола. Суффикс -ть (-ти, -чь)»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопяределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.
Задачи: урока:
предметные: создать условия для развития у учащихся умения обобщать и систематизировать знания о начальной форме глагола по вопросам и суффиксам –ть, -ти, -чь.
метапредметные: создать условия для развития у учащихся интереса к новому учебному материалу, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.
Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах и в парах, доска, учебник, тетрадь.
Ход урока
Организационный момент.
С каким настроением вы пришли на урок? Я желаю сохранить его до конца дня. Улыбнитесь своему другу по парте, начните свой день с улыбки.
Мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка.А девизом нашего урока я предлагаю слова. Прочитайте.
Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!
Минутка чистописания.
Подготовим руку к письму. Минутка чистописания.
Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях.
Вв( дать характеристику звуку)
Словарный диктант.
Полях, земля, весна, лёд, река, снег, ожили, деревья, наряд, лесная.
(подчеркнуть орфограммы). Составить предложения с этими словами.
Одно предложение записать, выполнить разбор по членам и частям речи.
Изучение нового материала.
Актуализация новых знаний
Сейчас я вам загадаю загадку, слушаем внимательно:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
Конечно же - это Глагол.
О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)
Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам?
А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?
Молодцы!
2) Сообщение темы и цели урока
-Вы наверное догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ребята, сегодня мы будем говорить о начальной форме глагола.
Эти глаголыпо другому ещё называют неопределённой формой глагола.
3) Работа по учебнику
А сейчас открываем учебники и находим упражнение 174.
● Упражнение 174 – запись с комментированием. Выделить суффиксы начальной формы глагола.
пила - пилить, напилить
мыло – мылить, намылить
завтрак – завтракать, позавтракать
коса – косить, покосить
Сформулировать правила.
Физминутка
●Работа в парах:
Из данных пословиц и поговорок выписать глаголы выделить суффикс.
Лучше с умным потерять, чем с глупым — найти. Жизнь прожить — не поле перейти. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Лес сечь — не жалеть плеч. Лягушек бояться — в реке не купаться. Волков бояться — в лес не ходить.
В какой форма стоят все глаголы? На какие вопросы они отвечают? Какой суффикс сообщает нам том, что глаголы стоят в начальной форме?
Заметили, что суффикс –ть начальной формы глагола может выглядеть и по-другому: как –ти, и как –чь.
Вы обнаружили, что некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -ся, но что это? В некоторых случаях после суффикса начальной формы в глаголе может стоять частица –ся. Подробнее о ней вы узнаете чуть позже! Пока просто подчёркивайте частицу –ся в тех глаголах, где она есть.
4. Закрепление
1) Работа в группах
Прочитай предложения. Запиши слова, которые заканчиваются на –чь в два столбика: существительные, глаголы.
Овец нужно стричь, стеречь и беречь. У нее красивая дочь. Лодка дала течь. Река возвращается к истокам, чтобы опять течь. Залезай быстрее на печь. Бабушка начала печь пирожки. Была тёмная ночь. Он услышал родную речь.
Как называются эти слова? ( слова-омонимы). У существительных укажем грамматические признаки. У слов –омонимов разный состав? Давайте разберём.
Выборочный диктант
А сейчас проверим на сколько вы были внимательными, будем писать выборочный диктант, ваша задача записать только глаголы в начальной форме.
Поиграл, дочь, нести, стеречь, хитрый, скрип, шуметь, железа, тянуть, струиться, качать, живут, берег, цвести, лохматый, кони, победить.
Выполняем взаимопроверку.
5. Домашнее задание: Упражнение 94 (р.т.)
6. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы вначальной форме?
- Какие суффиксы являются показателями начальной формы глагола?
7. Рефлексия
Давайте сейчас с вами составим «букет настроения». У вас на столе лежат цветочки, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе розовый цветк, если вам было сложно или что –то не понятно прикрепите голубой цветок.
Всем спасибо за урок!
Дармина Елена Николаевна