12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ящикова Татьяна Александровна33
Россия, Чувашская респ., Новочебоксарск
1

Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола», 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. СУФФИКС

-ТЬ (-ТИ, -ЧЬ)»

 

УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
 

КЛАСС: 3Б


 

Учитель: Ящикова Татьяна Александровна

 

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3 «Б»

Тема: «Начальная форма глагола. Суффикс -ть (-ти, -чь)»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопяределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на -чь.

Задачи: урока:

предметные: создать условия для развития у учащихся умения обобщать и систематизировать знания о начальной форме глагола по вопросам и суффиксам –ть, -ти, -чь.

метапредметные: создать условия для развития у учащихся интереса к новому учебному материалу, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение); осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями.

 

Коммуникативные УУД:

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

Регулятивные УУД:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


 

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах и в парах, доска, учебник, тетрадь.


 

Ход урока

Организационный момент.

С каким настроением вы пришли на урок? Я желаю сохранить его до конца дня. Улыбнитесь своему другу по парте, начните свой день с улыбки.

Мы сегодня продолжаем раскрывать тайны русского языка.А девизом нашего урока я предлагаю слова. Прочитайте.

 

Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!

Минутка чистописания.

Подготовим руку к письму. Минутка чистописания.

Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях.

Вв( дать характеристику звуку)

Словарный диктант.

Полях, земля, весна, лёд, река, снег, ожили, деревья, наряд, лесная.

(подчеркнуть орфограммы). Составить предложения с этими словами.

Одно предложение записать, выполнить разбор по членам и частям речи.

Изучение нового материала.

Актуализация новых знаний

Сейчас я вам загадаю загадку, слушаем внимательно:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растет.

Конечно же - это Глагол.

О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (О глаголе)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам?

А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?

Молодцы!

 

2) Сообщение темы и цели урока

-Вы наверное догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ребята, сегодня мы будем говорить о начальной форме глагола.

Эти глаголыпо другому ещё называют неопределённой формой глагола.

3) Работа по учебнику

А сейчас открываем учебники и находим упражнение 174.

Упражнение 174 – запись с комментированием. Выделить суффиксы начальной формы глагола.

 

пила - пилить, напилить

мыло – мылить, намылить

завтрак – завтракать, позавтракать

коса – косить, покосить

Сформулировать правила.

 

Физминутка

 

Работа в парах:

Из данных пословиц и поговорок выписать глаголы выделить суффикс.

 

Лучше с умным потерять, чем с глупым — найти. Жизнь прожить — не поле перейти. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Лес сечь — не жалеть плеч. Лягушек бояться — в реке не купаться. Волков бояться — в лес не ходить.

 

В какой форма стоят все глаголы? На какие вопросы они отвечают? Какой суффикс сообщает нам том, что глаголы стоят в начальной форме?

Заметили, что суффикс –ть начальной формы глагола может выглядеть и по-другому: как –ти, и как –чь.

Вы обнаружили, что некоторые глаголы в начальной форме заканчиваются на -ся, но что это? В некоторых случаях после суффикса начальной формы в глаголе может стоять частица –ся. Подробнее о ней вы узнаете чуть позже! Пока просто подчёркивайте частицу –ся в тех глаголах, где она есть.

 

4. Закрепление

 

1) Работа в группах

Прочитай предложения. Запиши слова, которые заканчиваются на –чь в два столбика: существительные, глаголы.

Овец нужно стричь, стеречь и беречь. У нее красивая дочь. Лодка дала течь. Река возвращается к истокам, чтобы опять течь. Залезай быстрее на печь. Бабушка начала печь пирожки. Была тёмная ночь. Он услышал родную речь.

 

Как называются эти слова? ( слова-омонимы). У существительных укажем грамматические признаки. У слов –омонимов разный состав? Давайте разберём.

 

Выборочный диктант

А сейчас проверим на сколько вы были внимательными, будем писать выборочный диктант, ваша задача записать только глаголы в начальной форме.

Поиграл, дочь, нести, стеречь, хитрый, скрип, шуметь, железа, тянуть, струиться, качать, живут, берег, цвести, лохматый, кони, победить.

 

Выполняем взаимопроверку.

 

5. Домашнее задание: Упражнение 94 (р.т.)

 

6. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечают глаголы вначальной форме?

- Какие суффиксы являются показателями начальной формы глагола?

7. Рефлексия

Давайте сейчас с вами составим «букет настроения». У вас на столе лежат цветочки, если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе розовый цветк, если вам было сложно или что –то не понятно прикрепите голубой цветок.

Всем спасибо за урок!

Опубликовано


Комментарии (1)

Дармина Елена Николаевна, 06.06.19 в 17:23 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна Александровна, за интересный урок! Посмотрите мой урок по инфинитиву!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.