Урок русского языка «Причастие как особая форма глагола» (7 класс)
Причастие как особая форма глагола
Урок русского языка 7 класс
Болух Нина Анатольевна Учитель русского языка МБОУ «СШ № 16» |
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: 1. Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, формировать умение отличать причастие от прилагательного.
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, классифицировать.
3. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, толерантность.
Ожидаемый результат: каждый учащийся в конце урока знает и проговаривает понятие «Причастие», умеет отличать причастие от прилагательного, комментируя ход своих рассуждений.
Ход урока
I. Орг. момент (приветствие, запись даты). (2 мин.)
II. Актуализация знаний. (8 мин.)
На доске таблица (3-ий столбик закрыт):
Прилагательные |
Существительные |
|
дверь |
||
гром |
||
площадка |
||
ветер |
||
чайник |
Фронтальная организационная форма (ФОФ). Подберите прилагательные к данным существительным, охарактеризуйте предмет.
Вспомним, что такое прилагательное? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?).
Прилагательные |
Существительные |
деревянная |
дверь |
сильный |
гром |
детская |
площадка |
порывистый |
ветер |
белый |
чайник |
ФОФ. Какие морфологические признаки имеет прилагательное? (изменяется по родам, числам, и падежам).
Назовите окончания данных прилагательных (-ая, -ый).
Каким членом предложения является прилагательное? (В предложении имена прилагательные в полной форме обычно являются определениями, а в краткой форме – сказуемыми).
Открываю 3-ий столбик:
Существительные |
|
дверь |
закрытая |
гром |
грохочущий |
площадка |
освещаемая |
ветер |
утихший |
чайник |
вычищенный |
Какой частью речи являются слова в 3-ем столбике? (Прилагательные?)
ФОФ. На какой вопрос отвечают данные слова? (какая? какой?)
Какое имеют окончание? (-ая, -ий)
Слова в первом и третьем столбике отвечают на вопрос какая? какой? Имеют одинаковые окончания. Чем они отличаются?
Сравним, от каких слов образованы прилагательные и слова в 3-ем столбике.
(Данные прилагательные образованы от существительных, слова в 3-ем столбике от глаголов).
Вывод: слова в 3-ем столбике - формы глаголов - причастия; обозначает признак, но по действию.
Тема урока: ПРИЧАСТИЕ.
III. Припоминание основного материала. (15 мин.)
1. Парная организационная форма (ПОФ): Сравните слова: желтый (лист) – желтеет (лист) – желтеющий (лист).
Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов? Определите части речи.
(По лексическому значению – значение цвета; по грамматическому ЖЁЛТЫЙ – признак предмета, ЖЕЛТЕЕТ – действие предмета, ЖЕЛТЕЮЩИЙ – признак предмета. ЖЁЛТЫЙ – прилагательное, непроизводное, оно не образовано от глагола, ЖЕЛТЕЮЩИЙ – образовано от глагола желтеть. Это его форма - причастие).
ПОФ. Проговорить в парах определение причастия по данному клише:
Причастие – --------- часть речи, которая обозначает ------------, и отвечает на вопросы-----------------. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
2. Учебники стр. 24 упр. 52.
Причастие имеет признаки как глагола, так и прилагательного. Какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия? Для этого сопоставьте данные формы слов. Как изменяются причастия? ПОФ. Темнеющий (лес) – темнеющая (роща) По______?_______(по родам – ед.ч.)
Темнеющий (лес) – темнеющего (леса) По_______?_______(падежам)
Темнеющий (лес) – темнеющие (леса) По _______?______(числам)
Морфологические признаки прилагательного – изменяется по числам, падежам и только в единственном числе по родам.
ПОФ. Определите, какие признаки глагола есть у причастия. (Вспомнить признаки глагола – вид, время, переходность, возвратность). Упр. 53
Светлеющий – светлевший (наст. вр.- прош. вр.)
Светлевший – посветлевший (несов. вид – соверш. вид)
Синеющий – синевший (наст. вр.- прош. вр.)
Синевший – посиневший (несов. вид – соверш. вид)
Морфологические признаки глагола – причастия имеют вид (совершенный и несовершенный), время (настоящее и прошедшее),
возвратность (возвратное или невозвратное – решившийся (возвр.), решивший (невозвр.)), переходность (переходное или непереходное) – сварить - сваривший (что?) рассольник (переход.), умывающийся (неперех).
Как вы думаете, каким членом предложения является причастие? (В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.)
Упражнение 54.
Прочитайте четверостишие из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Спишите, подчеркните причастия как члены предложения.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.
В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми.
IV. Закрепление. (5 мин.)
ПОФ: Что такое причастие? (Причастие – это…. Морфологические признаки прилагательного, глагола. Синтаксическая роль).
V. Дом. задание: стр. 25 правило, упр. 56 (5 мин.)
ПОФ. О чём задание?
Что я должен сделать?
Что мне нужно припомнить?
Что может вызвать затруднения?
Как их преодолеть?
VI. Тестирование. (5 мин.)
1. Укажите причастие. |
1. Укажите причастие. |
1 вариант |
2 вариант |
синий синеет синеющий синеватый синея |
зеленоватый зеленеет зелёный зеленеющий 5) зеленея |
Укажите словосочетание «прил. + сущ.». зимняя дорога зимующие птицы замёрзшая река раскрытая книга |
Укажите словосочетание «прил. + сущ.». растаявший лёд замолкшие голоса голубенький кувшин запертая дверь |
Укажите словосочетание «прич.+сущ.». бушующее море сидящие на дереве зеркальная поверхность выполнивший задание |
Укажите словосочетание «прич.+сущ.». летящий самолёт спускающийся к берегу удивительный дом удивляющийся всему |
Ключи:1 вариант
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
Оценивание.
VII. Рефлексия. (5 мин.)
Что вызвало затруднения на уроке?
5