Урок русского языка в 3 классе на тему «Неопределённая форма глагола»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия № 3»
Урок русского языка.
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Урок подготовила и провела
учитель начальных классов
Гаврилова Ольга Витальевна.
Методический конструктор учебного занятия.
Название УМК - развивающая система обучения Л.В. Занкова . Предмет – русский язык. Класс – 3
Тема: неопределённая форма глагола.
Место и роль урока в изучаемой теме – «Как из слов образуются предложения»
Тип урока – урок открытия новых знаний. ( ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Цель: ознакомление с неопределённой (начальной ) формой глагола.
Задачи, направленные на получение:
Предметных результатов:
познакомить с неопределенной формой глагола как начальной формой глагола;
развивать умение определять глаголы в начальной форме в тексте;
учить правильно, ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме;
развивать умение находить глаголы в тексте, определять грамматические признаки;
определять число глагола с помощью окончания и вопроса; время;
находить в тексте глаголы, наблюдать роль глаголов в тексте;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Метапредметных результатов:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Познавательные:
расширение кругозора младших школьников;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
самостоятельно осуществлять поиск нужного текстового и иллюстративного материала в дополнительных изданиях; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
понимать смысл предложенных заданий, в т.ч. заданий развивающих смекалку;
формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
развивать умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов, умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации, искать аналоги и другие варианты решения,
тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять; ассоциативного мышления, воображения, внимания; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя, развивать устную речь учащихся, фонематический слух; совершенствовать культуру речи детей, обогащать словарный запас учащихся.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Регулятивные:
самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке ;
развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; находить несколько вариантов решения учебной задачи;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
самостоятельно решать ребусы, кроссворды, используя свои знания, развивать способность к самоконтролю.
Контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Коммуникативные:
строить сообщения в соответствии с учебной задачей;
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе; умение принимать коллективное решение; устную речь учащихся,
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; договариваться , приходить к общему решению;
обогащать словарный запас учащихся.
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
Личностные:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
воспитание положительной мотивации к учению;
формировать интерес к изучению родного языка;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Основные понятия: части речи, действие предмета, единственное / множественное число, глагол, инфинитив.
Межпредметные связи. Литература
Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа
Этапы урока
Деятельность учителя |
УУД |
Деятельность обучающихся |
Формы организации учебной деятельности |
Методы и приёмы работы. |
|||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке. |
-Здравствуйте, ребята! - Покажите свое настроение соответствующей карточкой. Поговорим? О чём? О разном и о прочем. О том, что хорошо. И хорошо не очень. Что-то знаешь ты, А что-то мне известно. Поговорим, вдруг будет интересно. - Я расскажу вам притчу: К мастеру пришёл ученик и предложил: «Учитель! Вы добились высших результатов в знаниях, постигли Бога, а так же ли Вы уникальны в своих действиях? Я больше чем уверен, что владею топором лучше Вас и смогу одержать победу, если мы решим посоревноваться. Деревьев, вырубленных мною, будет гораздо больше. Учитель был спокоен и сказал: «Я готов». Пошли они в лес. Учитель и ученик выбрали себе по участку и начали соревнование. Ученик без отдыха рубил деревья, то и дело он слышал, что учитель не рубит. Ученик думал, что он отдыхает и радовался. Но по окончании соревнования выявилось то, что больше срубленных деревьев у учителя. И он воскликнул: «Как это Вам удалось? Ведь я слышал, как Вы время от времени переставали рубить». Учитель ответил: «Да, в это время топор нуждался в затачивании». Действительно, иногда стоит вложить свое время, приложить усилия для того, чтобы отточить свое мастерство на пути к успеху. -Что вы можете сказать по этому поводу? Эта притча повествует о том, как важно оттачивать свои знания. - У вас нет топоров, но главный ваш инструмент – это ваши знания и чтобы добиться успеха в учёбе, необходимо всегда оттачивать свои знания. -Сегодня на уроке вы продолжите работать с частями речи и откроете для себя новое знание. -Пожелайте друг другу удачи! И в путь! |
Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание - умение выражать личное мнение Личностные УУД: - положительное отношение к учению в целом и урокам русского языка. |
Работать с информацией, представленной в форме высказывания. Участвовать в обсуждении, формулировать собственное мнение и обосновывать его |
Фронтальная форма работы. |
Доказательство, рассуждение. Устное общение с учителем и одноклассниками. Mетод стимулирования и мотивации деятельности и поведения(эмоциональное воздействие). |
||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: -подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
-Как называются эти фразы, сочетания слов? Зарубить на носу Клевать носом Бить баклуши Написать как курица лапой Пропустить мимо ушей -Что такое фразеологизм? -Как вы их понимаете? -Ребята, выберите выражение, которое подходит к уроку. -А что нежелательно делать на уроке? Почему? Минутка чистописания Словарная работа -Я буду читать стихотворение, а вы мне помогайте. Вам стесать с бревна кору? Обращайтесь к топору! Нужен мост или паром – Надо ладить с топором. Не найти в селе двора, Где б не знали топора! С незапамятной поры Служат людям топоры. - Кто догадался, с каким словарным словом мы будем знакомиться? - Что такое топор? -Из каких частей состоит топор? ( из железной и деревянной) - Как называется деревянная часть топора?( топорище) - А железная часть что из себя представляет? ( есть лезвие и утолщённая сторона с отверстием для топорища, которая называется обухом) -Для чего предназначен топор? ( для рубки деревьев, другой работы по дереву) -Скажите полностью, что такое топор? ТОПОР
Оцените свою деятельность на этом этапе работы.( взаимооценка) Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что… Наиболее трудным мне показалось… Я думаю, это потому, что… Самым интересным было… Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее… Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее… Я бы хотел попросить своего учителя… Повторение изученного.
Интересная часть речи В русском языке живёт Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит - Всё расскажет нам……… -Какая часть речи может о себе так рассказать? -Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. -Можете использовать кластер. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола? - Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого? - Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке? -В жизни для чего нам нужны глаголы? -Как вы думаете: мы всё знаем о глаголе? -Что вы повторили? -Почему мы выбрали именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.) -Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.) -Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.) - Я предлагаю вам поработать с пословицами: 1. Кто много желает, тот мало имеет. 2. Лишнего пожелать – последнее потерять. 3. Заставили козла огород стеречь. 4. Много желать – добра не видать. - Разделите эти пословицы на группы в зависимости от заложенного в них смысла. -Как вы разделили эти пословицы, по какому признаку? ( по смыслу) -В первой группе пословицы , в которых говорится о человеческой жадности. -Во второй группе – нельзя доверять какие – либо ценности тому, кто хочет их присвоить себе.
Задание для пробного действия. -Назовите имеющиеся в пословицах глаголы. -Расскажите всё, что вы знаете о них. -Что мы можем у них определить? (вопрос, время и число) - С чем столкнулись?( проблема, не у всех глаголов можно определить время и число) - Итак, у кого нет ответа? -У кого есть ответ? ( Обоснуйте свой ответ) - Что показало выполнение пробного действия? - Что вы не можете сделать? (определить время и число у глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?) |
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем; анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя .
Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке. (Коммуникативные УУД) |
Осуществлять анализ, классификацию, работать в парах формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Сочетание индивидуальной и фронтальной формы работы. |
Метод проблемного обучения |
||||||||||||||||
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: -организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
- Какое задание вы должны были выполнить? − Как вы действовали? ( дети объясняют) − Почему у вас возникло затруднение? ( мы не знаем способ определения ) -Мы выяснили, что мы не знаем. − Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.) Оцените свою деятельность на этом этапе работы.( взаимооценка) Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что… Наиболее трудным мне показалось… Я думаю, это потому, что… Самым интересным было… Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее… Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее… Я бы хотел попросить своего учителя… |
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли (Коммуникативные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). |
Участвовать в работе по решению проблемы. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. |
Фронтальная работа |
Доказательство, рассуждение. Устное общение с учителем и одноклассниками |
||||||||||||||||
IV. Целеполагание и построение выхода из затруднения. Цель: -постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
− Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? - Так как будет называться наш урок? - Какова же тема нашего урока? - Как же мы будем открывать новые знания? -Назовите алгоритм ваших действий. Можно работать в парах.
|
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
Учащиеся самостоятельно выстраивают алгоритм работы на уроке. |
Индивидуальная форма работы. |
Метод формирования умений . Словесный. |
||||||||||||||||
V. Реализация построенного проекта. Цель: -построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
Работа в паре.( повторение правил работы в паре) Работа по учебнику стр. 157 чтение текста в рамочке Вывод: ( делают сами дети) Обобщение: На какие вопросы отвечают глаголы в н.ф.г.? На что оканчиваются глаголы в н.ф.г.? Указывает ли на время н.ф.г.? Изменяется ли по числам? |
Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя словарь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Индивидуальная и фронтальная формы работы.
|
Исследовательский метод. |
||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление. Цель: усвоение учащимися нового способа действия. |
- Итак, что теперь вам надо сделать? ( закрепить наши знания) Упражнение 1. Прочитайте. Сформулируйте задание в соответствии темой урока. Напишите их. Вставьте пропущенные буквы. Б…жать, погасла, с…деть, пр…г… в…рить, п…днимать, пр…ехала, св…тлеть, …тдохнуть, п…днять, пишу, выс…деть, п…хвалить, г…в…рить, п…б…жать, хв…лить, напишу. Оцените свою деятельность на этом этапе работы.( взаимооценка) Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что… Наиболее трудным мне показалось… Я думаю, это потому, что… Самым интересным было… Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее… Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее… Я бы хотел попросить своего учителя… Обобщение. -Что такое неопределённая форма глагола? -Что мы можем определить у этой формы глагола? - Как иначе она называется? |
Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий) (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Работать с информацией, представленной в виде текста. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его, оценивать собственную деятельность. |
Фронтальная и индивидуальная форма работы.
|
Методы, направленные на организацию деятельности учащихся по применению знаний и развитию умений. Работа со словами. |
||||||||||||||||
V. Самостоятельная работа Цель: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
|
Физминутка - Ребята, вы открыли новое знание, потренировались. Что теперь нужно сделать? (Выполнить самостоятельную работу.) - Хотите проверить себя? (Да.) - Тогда давайте вернёмся к самому началу урока. Фразеологизмы. -Найдите глаголы. Подчеркните их. - Определите время, число, род. |
Уметь выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Оценивать правильность выполнения заданий.
Осуществляют анализ фразеологизмов. |
Индивидуальная форма работы. |
Практический метод
Методы, направленные на организацию деятельности учащихся по применению знаний и развитию умений. Работа с фразеологизмами. |
||||||||||||||||
VI. Включение в систему нового знания и повторения. Цель: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; - доведения его до уровня автоматизированного навыка; - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;
повторить учебное содержание,
необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
|
-А сейчас у нас осталось время для того, чтобы повторить и применить раннее изученный материал. Работа с ребусами. Оцените свою деятельность на этом этапе работы.( взаимооценка) Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что… Наиболее трудным мне показалось… Я думаю, это потому, что… Самым интересным было… Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее… Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее… Я бы хотел попросить своего учителя… |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, выполнять работу в соответствии с заданным планом; прогнозирование (в случае, если учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ). (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, участвовать в оценке и обсуждении полученного результата, понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач. (Личностные УУД). |
Учащиеся самостоятельно или в парах работают с ребусами , приходят к выводу и доказывают свой ответ. |
Сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы. |
Метод применения знаний.
Методы, направленные на организацию деятельности учащихся по применению знаний и развитию умений. Работа с ребусами. |
||||||||||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества
|
− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог нашей работы.) Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок? Насколько он увлек вас? Какие два основных шага вы выполняли? (Мы выяснили, что мы не знаем, и сами открыли новый способ.) Какие задания вам понравились, а какие – нет? Какова была цель? К чему каждый из вас стремился? Чего достиг? Кому из вас удалось самому сделать открытие? Насколько успешно мы выполнили намеченный план? Какие возникли проблемы? В чем же было затруднение и почему оно возникло? Что вы хотите посоветовать учителю? Какую оценку вы бы себе поставили и почему? -Оцените каждый собственную учебную деятельность на уроке. ( Лист самооценки) -Отметьте в « Копилке достижений свои достижения по шкале « Знаю» и « Умею»» - Если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно, то пусть засветит «Солнышко». -Если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен, то пусть ненадолго выйдет «Тучка». Урок закончить хочется словами Сергея Острового:
В жизни по-разному можно жить: В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости.
А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженной солнце достать И подарить его людям. - Ребята, кто хочет своё солнышко подарить нашим гостям? Подарите!
|
Объяснять самому себе: - «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). (Личностные УУД).
Общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. (Познавательные УУД). Умение выражать свои мысли. Формирование умений слышать и слушать , формулировать ответ. (Коммуникативные УУД). Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (Регулятивные УУД). |
Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу на уроке и показывают соответствующую карточку, некоторые могут устно высказать собственное мнение об уроке и о своей работе на нём. Структурируют знания.
|
Индивидуальная форма работы. |
Устная рефлексия.
Метод самоконтроля. |
||||||||||||||||
VII. Домашнее задание (2 мин) Цель: - организовать выполнение д/з. |
Спр. № 501, составить синквейн про глагол.
|
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) (Регулятивные УУД). |
Знакомятся с домашним заданием , задают вопросы ( если таковые имеются). |
Сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы |
|||||||||||||||||
|
Кластер
Гаврилова Ольга Витальевна, учитель начальных классов,Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение « Гимназия № 3» г. Оренбург.