12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина868
Россия, Коми респ., Вуктыл
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»
1

Методическая разработка открытого урока на тему: «Работа над гаммами и этюдом в классе специального фортепиано»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» города Вуктыла

Методическая разработка открытого урока

на тему:«Работа над гаммами и

этюдом в классе специального фортепиано»


Автор: преподаватель по классу

специального фортепиано МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла

Козыревская Екатерина Андреевна, Вуктыл 2023 г.

План урока

1. Введение в урок на основе теоретического материала понятия «фортепианная техника».

2. Работа над техническим материалом.

- Работа над гаммами и упражнениями;

- Работа над «Этюдом №16» Л. Шитте из сборника Шитте Л. «25 маленьких этюдов» Ор.108.

3. Заключение (рефлексия, оценивание, домашнее задание)

«… .Даже в самых сухих упражнениях неуклонно

наблюдай за красотой звука…»

«.. .Играй все так, чтобы пальцы твои шли за

головой, а не голова за пальцами...»

В.И. Сафонов


Введение

Техника – (нем. Technik, фр.technique, греч. techne) – искусство, мастерство. Совокупность приёмов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Техничный – обладающий высокой техникой, искусный. «Техника без музыкальной воли – это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов прошлого, в своей книге «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре»  

Понятие «фортепианная техника» включает в себя и технику художественного выражения, и быстроту, и ловкость, и ритм исполнения, и динамику с артикуляцией. Только благодаря всем этим навыкам, пианист может добиться художественного, звукового результата!

 «Я часто напоминаю ученикам, что слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало — искусство. Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими словами, является материей, реальной плотью искусства. Беда в том, что многие играющие на фортепиано под словом техника подразумевают только беглость, быстроту, ровность, бравуру — иногда преимущественно «блеск и треск» — то есть отдельные элементы техники, а не технику в целом, как ее понимали греки и как ее понимает настоящий художник. Техника — «технэ» — нечто гораздо более сложное и трудное. Обладание такими качествами, как беглость, чистота, даже грамотное музыкальное исполнение и т. п., само по себе еще не обеспечивает артистического исполнения, к которому приводит только настоящая, углубленная, одухотворенная работа»1.

Цель открытого урока-формирование техническо-исполнительских навыков игры на фортепиано через развитие познавательных процессов обучающейся.

Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:

Образовательные:

1. Закрепляем изученные теоретические знания (посредством межпредметных связей) и применяем их в практике;

2. Продолжаем формировать технические приёмы исполнения на инструменте.

Развивающие:

- развиваем творческую активность и обогащаем музыкально-слуховой и исполнительский навыки обучающейся.

Воспитательные:

1. Расширяем кругозор ребенка;

2. Повышаем уровень познавательной мотивации, любви к специальности и инструменту;

3. Побуждаем к самостоятельной работе.

Методы обучения:

- словесные: рассказ, объяснение;

- наглядные: показ игры на инструменте преподавателем.

Реализуемые педагогические технологии:

- технология индивидуализации обучения;

- технология педагогического общения;

- технология личностно-ориентированного обучения;

- информационно-коммуникационная технология;

Средства обучения: 2 инструмента (фортепиано), 2 стула, подставка для ног, видеокамера, телефон для демонстрации mp3, методический материал (ноты упражнений, этюдов).

Тип урок: комбинированный (систематизация знаний, формирование и закрепление умений и навыков)

Структура учебного занятия

Урок проводится с обучающейся 1 класса по предпрофессиональной программе Гутий Василисой. Девочке 7 лет.

Дата открытого урока: 14 апреля 2023г.

Время проведения открытого урока: 12.50

Место проведения открытого урока: МБУДО «Детская музыкальная школа» г.Вуктыла (кабинет №6)

Присутствующие: Гутий Оксана Николаевна, Гутий Петр Петрович, Антонова Надежда Николаевна, Кукшинова Наталья Владимировна, Габова Ольга Игоревна, обучающиеся МБУДО «ДМШ» г.Вуктыла.

Музыкальный материал:

- Упражнения №4 и №5 Н.Ширинской из учебного пособия «Гаммы и арпеджио для фортепиано» (составитель: Н.Ширинская);

- Гаммы C-dur и G-dur в прямом и расходящемся видах. Аккорды.

- Л. Шитте «Этюд №16» из сборника Шитте Л. «25 маленьких этюдов» Ор.108;

Ожидаемые результаты: на примере разучивания упражнений, гамм (в комплексе) уметь находить пользу и применять методы и приемы игры к разучиваемым произведениям. А также научиться передавать музыкально-художественный замысел композитора.

Ход урока

Обращение к присутствующим: «Здравствуйте! Очень рады, что вы пришли к нам сегодня на открытый урок!» Преподаватель оглашает тему урока, цель, задачи и план проведения урока.

Представление обучающейся: «Урок проходит с ученицей первого класса Гутий Василисой. Девочке 7 лет. Она еще маленькая, ходит в детский сад».

Василиса, скажи пожалуйста, что такое фортепианная техника? Как ты думаешь?

Это значит играть быстро.

Да, быстро, хорошо! Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. Техника — понятие неизмеримо более широкое. Оно включает в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнению. Фортепианная литература ставит перед пианистом самые разнообразные требования: умение играть очень громко и очень тихо, мягко и остро, добиваться звучания легкого, «порхающего» и глубокого, гулкого; владение всеми градациями фортепианного звука в той или иной фактуре2...

t1681889125aa.jpg

Итак, приступим к игре. Начнем с упражнений. Рассмотрим упражнение № 4 Н.Ширинской из сборника «Гаммы и арпеджио для фортепиано».

t1681889125ab.png


Чем хорошо данное упражнение, так тем, что оно идет для закрепления навыка подкладывания 1-го пальца в правой руке. «Понятие подкладывания первого пальца под руку» заменить «более жизнеспособным и натуральным понятием перекладывания руки через первый палец»-Генрих Густавович Нейгауз.

Василиса начинает играть упражнение.

t1681889125ac.jpg

- Василиса, не торопись, играем медленно. Движение кисти должно быть плавным, гладким. Пальчики твердые, стоят на подушечках, ближе к черным клавишам, ручка кругленькая, запястье не выгибай. Следи за локтем. Он должен находиться на уровне клавиатуры, немного в сторону. Плечики не поднимай. Ножки стоят, пяточки не поднимай.

t1681889125ad.jpg

-Хорошо! Теперь давай поиграем упражнение под №5. Оно у нас идет на левую ручку.

Девочка играет пятое упражнение.

-Данное упражнение идет для закрепления навыка подкладывания первого пальца уже левой руки.

Также в упражнении мы следим за правильными приемами игры, за аппаратом ребенка (ногами, руками, плечами, осанкой). Проводим словесный анализ.

-Теперь переходим к следующей части нашей технической программы, а именно-к игре гамм. Начнем с гаммы C-dur. Сколько знаков в тональности До-мажор?

-Ноль знаков.

-Молодец! А скажи пожалуйста, Тоникой в тональности До-мажор будет какая нота?

-Нота «До».

-Умница.

Василиса играет гамму в прямом виде двумя руками на две октавы. При игре присутствовали неточности в аппликатуре. Еще раз преподаватель обговаривает с девочкой последовательность аппликатурных закономерностей (по три три и пять пальцев в позиции) и повторяем игру гаммы, но уже стараемся играть точной аппликатурой. Также обучающаяся старается использовать правильный приём при подкладывании 1-го пальца. Обращаем внимание при игре на локти и предплечья. «Не выворачиваем» их. Должна быть ровная «легатная» линия.

t1681889125ae.jpg

-А теперь давай сыграем гамму До-мажор в расходящемся виде. Скажи пожалуйста, Василиса, как меняется у нас в аппликатура, когда наши пальчики расходятся в разные стороны?

-Аппликатура одинаковая в обеих руках.

-Правильно. Давай поиграем и проследим, чтобы аппликатура была одинаковой в двух руках.

Василиса играем расходящуюся гамму на четыре октавы в тональности C-dur. Следим при игре за хорошей опорой кончиков пальцев. Стоят на подушечках, как «солдатики». Играем активно с замахом на каждый.

t1681889125af.jpg

Переходим к аккордам.

-Василиса, что такое аккорд? Сколько в нем звуков?

-Аккорд — это три звука.

-Да. Давай поиграем аккорды в тональности нашей гаммы (C-dur).

Проговариваем аппликатуру при игре аккордов в обеих руках. Приступаем к игре. Сначала играем отдельно каждой рукой, затем соединяем двумя руками. Обращаем внимание на активность пятых пальцев, так как именно они держат весь гармонический склад в аккорде. Хорошо погружаемся в клавиатуру. Нажали, оттолкнулись! Пальчики активные, локти в стороны немного. Все звуки должны быть проиграны!

Переходим к следующей гамме G-dur.

-Василиса, скажи, сколько знаков в тональности соль-мажор и какая нота будет являться первой ступенью (Тоникой) в этой тональности?

-В соль-мажоре один диез — это фа#. Первая ступень-нота «соль».

-Молодец!

Проигрываем гамму G-dur. Работаем также, как и на примере гаммы C-dur.

t1681889125ag.jpg

Единственным исключением от предыдущей тональности, в гамме соль-мажор мы поработаем над различными приёмами, которые нам поспособствуют в выработке беглости пальцев, а именно: поиграем гамму по 4 (акцентируя); поиграем на штрих staccato для отчетливого исполнения каждого звука; разными ритмическими рисунками-триолями, пунктирным ритмом (сначала акцент на сильную долю, затем -на слабую) и, конечно же, применим динамику-играем с разными динамическими оттенками – от pianissimo до fortissimo. Также продолжаем, как на примере в тональности До-мажор, работу над аккордами. Цепко, звучно, с опорой на мизинцы.

При игре гамм очень важно на начальном этапе следить за свободой пианистического аппарата, чтобы ребенок не был зажат и скован. Ведь именно на первоначальном этапе закладывается фундамент пианистической техники!

Теперь переходим к «Этюду №16» Л. Шитте. Игра этюдов — это неотъемлемая часть музыкального развития. Этюды Шитте в исполнении проще технически, чем этюды, например, Шопена, и намного сложнее в проведении мелодической линии и интереснее, чем этюды, например, Карла Черни.


t1681889125ah.jpg


Людвиг Шитте (правильнее Скютте) — известный датский композитор и пианист. Автор опер, балетов, оперетт, фортепианного концерта и пьес, ансамблевых произведений, песен. 

- Василиса, скажи пожалуйста, что такое «Этюд»?

-«Этюд» — это быстрая пьеса.

-Да. Но, если быть точнее, то «этюд»- (фр. étude — «изучение») — это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя, в частности для повышения уровня владения инструментом3. Жанр появился во времена расцвета классической музыки – в XVIII веке. Именно тогда некоторые композиторы начали создавать короткие произведения, объединенные в большие циклы, чьим предназначением была тренировка и оттачивание технического мастерства. Среди «отцов» этюдов самые громкие имена – К.Черни и Ф. Шопен. Давай сыграем наш «Этюд».

t1681889125ai.jpg

Обучающаяся играет произведение до конца. В этом этюде очень важно правильно вычленить пассажи. Если мы этого не сделаем, то играть данное произведение будет недостаточно удобно и свободно. Правильно обозначаем мотивы.

Работа над этюдом находится в стадии завершения. Девочка знает его наизусть. Определяем роли каждой руки: правая рука- подвижная, лёгкая, ведущая основную мелодическую линию, в то время левой руке достается роль «фундамента»-опора, поддержка интервалами для нашей мелодии.

-Василиса, давай посмотрим на штрихи в «этюде»…Что можешь сказать? Какие штрихи у нас в правой руке, а какие в левой?

t1681889125aj.jpg

-Правая рука играет на legato, а левая-на staccato.

-Ты права. А что такое legato и staccato?

-Legato — это плавно, связно; а staccato-это «подпрыгивая, как мячик».

-Молодец. Видишь, какой нелегкий у нас этюд. Каждая рука исполняется своим штрихом. Нам очень важно сыграть так, как написано в нотках, правильно выполнять задумку композитора.

Проигрываем «Этюд» еще раз, обращая внимание на штрихи. Также останавливаемся на сложном месте, начиная с 5 такта.

t1681889125ak.jpg

-Василиса, почему не всегда нам удается целостно сыграть последние 4 такта?

-Не знаю…

-Потому что нам нужно выучить «назубок» аппликатуру и выграться в нее. Обрати внимание на 5 и 6 такты. В левой ручке у тебя идут «спуски» на 4-ый пальчик. Это нужно обязательно выполнять, тогда не будет остановок. А в 7 и 8 тактах нужно обратить внимание на аппликатуру правой руки. Там огромную роль играет переход на первый пальчик. Если ты будешь подкладывать 1-ый палец, то тебе хватит пальчиков доиграть вверх идущий пассаж, и никаких остановок не будет! Давай попробуем поиграть последние 4 такта в медленном темпе и обратить внимание на пассажи в левой и правой руках с правильной аппликатурой.

t1681889125al.jpg

Василиса проигрывает последние такта в медленном темпе.

-Последнее, завершающее на что я хотела обратить внимание в данном этюде, так это на динамику. Начинаем играть этюд на форте (громко), с каждым тактом уходя на диминуэндо (постепенно уменьшаем силу звука); с 4 такта на пиано (тихо) делаем крещендо (усиливаем силу звука) и заканчиваем данный такт на форте (громко). Закончилась первая фраза в этюде. Начинается вторая фраза, по динамике такая же, как и первая. 5 такт начинаем играть на форте, 6-диминуэндо, 7 такт-с пиано, крещендо, 8 такт нужно привести к форте. Давай попробуем!

Девочка проигрывает этюд, используя при игре правильные штрихи, аппликатуру и динамику.

При игре этюдов нарабатываются двигательные навыки, осваиваются аппликатурные принципы, развивается координация движений, совершенствуется техническое мастерство такое, как артикуляция, беглость пальцев, точное звукоизвлечение, активно развивается слуховой контроль, выносливость, реакция.

Вот мы и подошли к концу нашего урока. Василиса, давай вспомним, что мы сегодня прошли, что узнали нового?

- Мы узнали, как работать над упражнением, какими способами можно поиграть наши гаммы. Я поняла, как работать над моим этюдом, на что обратить внимание, когда я буду заниматься дома.

-Ты большая молодец. Домашняя работа: все то, что мы делали на уроке, тебе нужно дома повторить.

t1681889125am.jpg

Заключение

Цель открытого урока «формирование техническо-исполнительских навыков игры на фортепиано через развитие познавательных процессов обучающейся» считаю достигнутой. С задачи справились. Закрепляем пройденный на уроке материал, даем домашнюю работу обучающейся.

Обязательно отмечаем положительные моменты на уроке; напоминаем девочке о способах работы над этюдом и различными приемами в гаммах. Делаем запись в дневнике и оцениваем работу ребенка вместе с ней (интересуясь мнением, как она себя оценивает).​​​​​​​

Список литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка,1978. 288с.

2. Коган Г. У врат мастерства. -М.: Классика – XXI, 2004. 136с.

3. Коган Г. Техника и стиль в игре на фортепиано. Сборник статей. М.: Музыка, 2002.

4. Корто А. О фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы. М.: 1995. 363с.

5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика – XXI, 2003. 148с.

6. Макуренкова Е. О педагогике В.В. Листовой. М.: Музыка 2003. 86с.

7. Нейгауз ГОб искусстве фортепианной игры. М.: Классика - XXI, 1999. 300с.

8. Сафонов В.И. Новая формула. М.:Нотопечатня П. Юргенсона, 1916. 36с.

9. Ширинская Н. Гаммы и арпеджио для фортепиано. Учебное пособие. Предисловие. М.: Сов.комп., 1984. 105с.


1 Г.Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».

2 Либерман Е .Я. Работа над фортепианной техникой. — М.: Классика-ХХ1,2003. Г.1 «Работа над техникой в общем процессе занятий пианиста». С.8.

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.