«Надежная защита организма, или зачем человеку кожа» Конспект занятия.
«Надежная защита организма, или зачем человеку кожа»
Цель урока: познакомить детей с органом осязания – кожей, ее строением и значением в познании и общении с окружающим миром.
Цели и задачи:
Коррекционно- развивающие:
Развивать наблюдательность, мышление, память, внимание.
Развивать представления детей о коже, желание узнать о себе, стремление содержать свое тело в чистоте.
Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук, взаимодействие зрительного и двигательного анализаторов.
Развитие слухового и зрительного внимания, пространственной ориентировки (умение понимать и выполнять словесные инструкции воспитателя)
Коррекционно-образовательные:
Дать детям элементарные валеологические знания о коже, её свойствах (кожа защищает органы от ударов, воды; это орган выделения).
Закрепить знания детей о том, какую роль для человека играет чистая кожа, о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища).
Закрепить знания детей об оказании элементарной медицинской помощи при небольших повреждениях кожи.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание регулярно заниматься физкультурой.
Создать благоприятные условия для формирования умений слышать и слушать, формулировать ответ.
Воспитывать умение работать в течение всего занятия.
Воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Здоровьесберегающие задачи:
Профилактика умственного утомления на занятии.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
самоанализ и самоконтроль результата;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска;
способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос;
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предварительная работа:
Чтение стихотворения А. Барто «Ах ты, девочка чумазая.», беседа по содержанию.
Беседа об органах чувств.
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо…»
Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», беседа по содержанию.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Оборудование и материалы: лупы, стаканы с холодной и горячей водой.
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель. Как вы думаете, что первым делом делают люди, встречаясь друг с другом?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, они здороваются, обмениваются рукопожатием.
Ответы детей.
Воспитатель. Что означает этот жест?
Ответы детей.
Воспитатель. Этот обычай пришёл к нам из глубины веков. Он показывал, что в руке человека нет оружия, и он пришёл с миром. Это жест доверия.
Воспитатель. Что ещё необходимо сделать, встречаясь, что бы день удался?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, улыбнуться.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Улыбнитесь друг другу, и мы начнём наш урок. Покажите мне свои руки, как вы думаете, для чего они нужны?
Ответы детей.
Воспитатель. А когда встречаемся друг с другом, тогда для чего нужны ладошки?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся. Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь потрем ладошки об ладошки и опять возьмемся за руки. Что вы почувствовали сейчас?
Ответы детей. Тепло.
Воспитатель. От чего вы почувствовали тепло?
Ответы детей. От ладошек.
Актуализация опорных знаний. Введение в тему занятия.
Воспитатель. Сегодня мы продолжим разговор о человеке.
Воспитатель. Давайте вспомним, с какими органами чувств мы знакомы. Я загадываю загадки, а отгадки вы показываете рукой. Слушаем внимательно!
С помощью какого органа чувств мы видим, что написано или нарисовано в книге? (глаза)
Что помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов? (нос)
С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка? (ухо)
С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, соленую от кислой? (рот, язык)
А какие органы человека мы называем «рабочими инструментами»? (руки и ноги)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
У зверушки – на макушке,
А у нас – ниже глаз
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (нос)
Не любитель он молчать.
Даже может заскучать,
Если держать за зубами.
Кто же он, скажите сами? (рот, язык)
Воспитатель. Молодцы.
Мотивация, постановка задачи.
Цель. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Воспитатель. Если вы правильно отгадаете следующую загадку, то узнаете с каким органом чувств мы познакомимся сегодня.
Слушайте внимательно:
В этой одежде я родился,
В этой одежде я в бане помылся.
Эту одежду снять невозможно,
Эта одежда называется… (кожа)
Актуализация знаний с опорой на индивидуальный жизненный опыт.
Вопросы к детям:
– Скажите, кожа какая?
– Можно ли снять с себя кожу?
– Для чего нужна кожа?
(Воспитатель выслушивает ответы и не делает попытки их углубить, конкретизировать. Эта задача будет решена в ходе занятия).
– Хорошо, молодцы.
Воспитатель. Молодцы. Ребята, а вы никогда не думали о том, что хорошо бы приобрести такую одежду, которая бы не промокала под самым сильным дождем и легко пропускала воздух. Не выцветала. Не мялась. И ее можно было носить очень много лет? Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, оказывается, что у всех людей есть такая одежда.
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это кожа.
Наша кожа – это самый большой орган, живая, гибкая, прочная и долговечная ткань.
Воспитатель. Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем с себя платье или рубашку?
Ответы детей. Нет.
Воспитатель. Кожа – это естественная одежда нашего тела. Платье, рубашка могут порваться, стать вам малы, а кожа растет вместе с вами.
Воспитатель. А как вы думаете, зачем нужна человеку кожа?
Ответы детей.
Воспитатель. Кожа – орган осязания. Она надёжна, защищает человека от перегревания (выделяет пот), и от переохлаждения (человек начинает дрожать, покрываться «гусиной кожей» т. е. мелкими пупырышками). Кожа покрывает наше тело и предохраняет внутренние органы от повреждения, принимая на себя удары, царапины, ожоги. Кожа помогает нам дышать, защищает от бактерий, от жары, от холода. Как все это происходит, мы с вами сейчас узнаем.
Воспитатель. Ребята, наша кожа растет вместе с нами. Кожа наша может еще и самостоятельно «ремонтироваться». Это происходит, когда заживают царапинки у вас на разных участках тела, например, на руках и ногах.
Воспитатель. А чем покрыты все части тела?
Ответы детей. Все части тела покрыты кожей.
Воспитатель. Все ли наше тело покрыто кожей? Посмотрите на себя, на своего соседа и решите, есть ли участки тела, не покрытые кожей?
Ответы детей. Глаза, ногти.
Знакомство с новым материалом.
Практическая работа. Исследование кожи.
Наблюдение 1.
Воспитатель. Давайте все вместе рассмотрим свою кожу на руках. Потрогайте её, немного потяните.
Воспитатель. Что вы можете сказать о коже? Какая она?
Ответы детей. Гладкая, мягкая, нежная, прочная, упругая, тонкая - мы видим сосуды.
Воспитатель. Правильно! Конечно, наша кожа гладкая, мягкая, легко растягивается. Воспитатель. Да, а вы видите, на коже есть небольшие складки? Как вы думаете, для чего нужны складки на коже?
Ответы детей.
Наблюдение 2.
Воспитатель. Давайте мы с вами кое- что проверим. Положите на стол левую руку ладонью вниз; сверху на пальцах хорошо видны складки. Правой рукой захватите складки кожи на каком - либо пальце левой руки. Теперь попытайтесь медленно согнуть этот палец. У вас получается? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Теперь отпустите складки и согните палец. Он снова сгибается свободно!
- Так значит, для чего нужны складки на коже?
Ответы детей. Складки нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев.
Воспитатель. Представьте, если бы кожа не тянулась, а человек всё рос и рос, чтобы произошло?
Ответы детей.
Воспитатель. Да, вы молодцы! Все правильно.
Вывод: Складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже руки, ноги, пальцы не могли бы сгибаться.
Воспитатель. Кожа может растягиваться и расти с нами вместе. Мы можем двигать частями тела, кожа не будет нам мешать. Давайте подвигаемся
Физкультминутка.
У меня есть голова Направо - раз, Налево - два. | наклоны головы |
Она сидит на крепкой шее, Покрутили-повертели. | круговые повороты шеей |
Затем туловище идёт Наклон назад, наклон вперёд, Поворот-поворот. | руки на поясе, наклоны, повороты |
Умелые руки есть у всех Вверх-вниз, вниз - вверх. | рывки руками вверх, вниз |
Ноги нам нужны, чтобы бегать, Прыгать, приседать, стоять. | бег на месте, подскоки, приседания |
Вот какое моё тело С ним всё сделаешь на пять! | |
Наблюдение 3.
Воспитатель. На столе стоят стаканы с холодной и горячей водой. Как мы можем узнать в каком стакане какая вода?
Дети отвечают, трогают стаканы.
Воспитатель. Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель. Что происходит с кожей, когда человеку холодно?
Ответы детей. Покрывается «мурашками», сжимается.
Воспитатель. Что происходит с кожей, когда вам жарко?
Ответы детей. Выступает пот.
Воспитатель. Итак, что еще может чувствовать кожа?
Воспитатель. Тепло и холод могут быть опасными для нашей кожи. В каких случаях? Что мы можем сделать, чтобы избежать опасности?
Ответы детей. В холод мы одеваемся теплее, а в теплое время носим облегченную одежду.
Воспитатель. Правильно, кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Когда нам очень жарко мы покрываемся потом, когда нам холодно, мы дрожим и покрываемся “гусиной кожей”, т.е. мелкими пупырышками.
Вывод: Наша кожа чувствует тепло и холод. В холод мы одеваемся теплее, а в теплое время носим облегченную одежду.
Воспитатель. Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом станет розовым. Почему так происходит? В коже находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме. Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.
Наблюдение 4.
Воспитатель. Давайте обследуем кожу на ладони и на тыльной поверхности кисти. Потрогайте кожу на щеках, на шее, на локте. Где она тоньше?
Ответы детей.
Вывод: по толщине кожа разная. В некоторых местах кожа тонкая (веки), а в некоторых толстая - стопы, руки.
Наблюдение 5.
Воспитатель. Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия – это поры. Как вы думаете, для чего они?
Ответы детей. Кожа дышит.
Воспитатель. Через поры кожа впитывает свежий воздух, который необходим каждой клеточке. С помощью пор наша кожа дышит, выводит из организма вредные вещества вместе с потом.
Воспитатель. Как вы думаете, что будет, если поры будут замазаны грязью?
Ответы детей.
Воспитатель. Что еще опасного содержит грязь?
Ответы детей.
Вывод: Наша кожа дышит, грязь мешает коже дышать, микробы из грязи могут попасть внутрь.
Наблюдение 6.
Воспитатель. Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу лупы. Что видите?
Ответы детей. Осталось жирное пятно.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего на нашей коже присутствует жир?
Ответы детей.
Вывод: Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой и эластичной
Воспитатель. Чаще других пересыхает кожа на тыльной стороне ладони. Почему так случается, что кожа пересыхает? Это бывает, когда человек вымоет руки и недостаточно сухо их вытрет полотенцем, а после выйдет на улицу. От ветра кожа быстро сохнет, сильно натягивается и начинает шелушиться. А иногда на ней даже могут появиться трещинки, из которых сочится кровь. Человек при этом испытывает сильную боль. Через эти трещины вглубь кожи могут попасть микробы и вызвать различные заболевания. Ранки могут даже загноиться. Поэтому после мытья обязательно насухо вытирайте и руки, и лицо. Не выходите с влажными руками и лицом на улицу.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно делать, если кожа все- таки пересохла на каком-то участке тела?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно! Кожу нужно смазать на ночь детским кремом.
С троение кожи.
(Можно рассмотреть рисунок строение кожи.)
Верхний слой кожи эпидерма, по-гречески верхний, поверхностный слой; это очень тонкий слой, клеточки которого часто отмирают, отслаиваются, взамен чего нарастает новый.
Слой, лежащий под эпидермисом, и есть сама кожа. Это сравнительно толстый слой, богатый железами, которые вырабатывают кожное сало. Это сальные железы. Как крем выдавливается из тюбика, так и из тончайшего отверстия в коже поры кожное сало попадает на поверхность. Иначе бы солнце, вода и ветер, различные химические вещества быстро ее высушили и она растрескалась. Сальные железы не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Через поры выделяется пот. На вкус он солоноватый. А откуда берется пот, как он возникает? Его вырабатывают миллионы потовых желез в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются соли, разные вредные вещества, а также много воды.
На коже есть волосинки. Каждая волосинка вырастает из корешка это волосяная луковица.
Третий слой- ПОДКОЖНАЯ ЖИРОВАЯ КЛЕТЧАТКА.
Он состоит из «комочков» жира и служит «складом» питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов.
Наблюдение 7.
Воспитатель. Посмотрим, зачем еще нужна кожа. Погладьте себя. Какое прикосновение?
Ответы детей.
Воспитатель. Ущипните себя. Что почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель. Как вы думаете, боль важна для нас или нет?
Ответы детей.
Воспитатель. Боль важна, так как она информирует об опасности, которая нам грозит. Кожа так предупреждает нас об опасности. Как вы думаете, какие предметы могут быть опасны для нашей кожи?
Ответы детей.
Воспитатель. Что мы будем делать, если нечаянно пораним нашу кожу?
Ответы детей. Если на коже есть ранки, их необходимо обработать. Смазать зеленкой, йодом.
Воспитатель.
Йод хороший, йод не злой,
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой»,
Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжет,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
Вывод: Наша кожа чувствует прикосновение и боль. Хорошо это или плохо?
Воспитатель. Ребята, а что надо делать, если вы поцарапали руку или коленку, или на коже появилась рана?
Ответы детей. Если на коже есть ранки, их необходимо обработать.
Воспитатель. Правильно. Нужно обработать рану перекисью водорода, смазать зеленкой и заклеить пластырем, а если рана большая, то завязать бинтом. А затем обязательно идти на прием к врачу.
Воспитатель. Что можно положить в аптечку из того, что у меня лежит на столе?
Ответы детей. Йод, бинт, лейкопластырь, перекись водорода, зеленку, ножницы, пинцет для удаления заноз…
Воспитатель. Это все необходимо при порезах, ушибах, при лечении кожи.
Воспитатель. Послушайте стихотворение:
Наша кожа дышит, она нас защищает,
Но как у бегемота, толстой не бывает.
Ее легко поранить, возись потом с бинтами!
Не будем хулиганить, доставим радость маме.
Воспитатель: Ребята, наша кожа любит только свою одежду, свою расческу, свой носовой платок, свое полотенце и ей не нравиться пользоваться чужими вещами. Она может заболеть.
Воспитатель: А если вы увидели больное животное кошку или собаку. Как вы поступите?
Ответы детей.
Воспитатель: Покормите больное животное – это хорошо. А вот гладить ненужно – на кожу могут попасть микробы.
Цвет кожи.
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение Кнушевицкой «Кожа».
Она бывает черной, она бывает белой,
Она бывает бледной или загорелой.
Или вдруг покроется – замерзнет
Если сильно – тысячей пупырышков
И тут же станет синей.
Воспитатель: Ребята, какого цвета ваша кожа?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему кожа у людей имеет разный цвет? Человек рождается с кожей определенного цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содержит определенное количество цветных зернышек, которые называются ПИГМЕНТОМ. А бывает и такое, что у людей отсутствует пигмент. Правда, белую кожу можно немножко подкрасит солнышком. И дело тут даже не в красивом загаре, а в чем-то более важном: только кожа способна с помощью солнца вырабатывать очень ценное вещество-витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям - для нормального развития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить. Много загорать вредно.
Гигиена кожи и правила ухода за ней.
Воспитатель: А знаете ли вы, что у кожи есть враги?
Воспитатель: Врагами нашей кожи являются микроскопические клопы. Невооруженным глазом увидеть мы их не сможем, они очень маленькие. Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.
Не только клопы вредят нашей коже. Когда на коже скапливается много грязи и пыли, то к ней прилипает пыль. Значит, кожа становится грязной. На коже начинают размножаться микробы. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте. Кожа защищает наш организм от бактерий.
Воспитатель. Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, стираем, потому что она постоянно пачкается. А загрязняется ли кожа?
Ответы детей. Да.
Воспитатель. Когда у нас пачкаются руки?
Ответы детей. Когда мы берем в руки разные предметы.
Воспитатель. А когда у нас пачкается лицо?
Ответы детей. Когда мы прикасаемся к нему грязными руками, когда вокруг много пыли…
Воспитатель. А должны ли мы ухаживать за кожей?
Ответы детей. Да.
Воспитатель. Что для этого надо делать?
Ответы детей. Мыть руки и мыться, смазывать кремом, не резать кожу.
Воспитатель.
Кожа тело покрывает,
От ненастья защищает,
Будем чаще ее мыть,
Чтобы нам красивей быть.
Физминутка «Будем с вами умываться»:
Ай, лады-лады-лады! Не боимся мы воды! | дети хлопают в ладоши |
Чисто умываемся Вот так, вот так! | движения имитирующие умывание лица |
Всем мы улыбаемся. Вот так, вот так! | развести руки в стороны, улыбнуться |
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! | ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук |
Брызги – вправо, брызги – влево! Стало мокрым наше тело! | стряхиваем воду с рук» - пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить |
Полотенчиком пушистым Вытрем руки очень быстро. | движения, имитирующие поочередное вытирание каждой руки полотенцем |
Воспитатель. Зачастую мы очень небрежно относимся к нашей коже. Чистая, здоровая кожа, как солдат, сдерживает натиск вредных микробов. Мы с вами не можем сбросить кожу как старую одежду или заменить ее на новую. Она нам дается на всю жизнь, поэтому, чтобы сохранить ее здоровой, надо обязательно за ней ухаживать. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов. Вы и представить не можете как это много.
Воспитатель. А каковы же правила ухода за кожей? (ответы детей)
Каждый день мыть тело горячей водой с мылом.
Каждый раз после загрязнения мыть руки.
Охранять кожу от ожогов, порезов и ушибов.
Закаляться.
Носить удобную одежду и обувь.
Воспитатель. Кожа - это самый большой и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа - защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя, т.е. выполняет защитную функцию от механических воздействий.
Чтоб от микробов защититься
Водою с мылом надо мыться
И каждый день перед едой
Мыть фрукты, овощи водой
Простое мыло и вода
Нужны всегда, нужны всегда.
От них уют и чистота,
И аромат, и красота.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель. Сейчас я хочу вас проверить. Буду задавать вам вопросы:
Воспитатель: Какую же роль играет наша кожа? (водонепроницаемость; орган дыхания; орган выделения; орган осязания; защита от солнечной радиации; регулятор температуры тела; защита от механических воздействий…)
Воспитатель: А если кожа шершавая, как мы о ней позаботимся? (Сделать теплую ванночку, намазать кремом). А в холодную погоду как надо беречь кожу рук? (Не ходить без варежек и перчаток).
- Как часто надо мыть руки?
- Почему после мытья руки надо тщательно вытирать?
- А зачем вообще надо мыть руки?
Воспитатель: Запомните эти правила ухода за кожей. Они вам пригодятся в жизни.
Рефлексия.
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового? Что вам показалось интересным? Что было трудно?
Воспитатель: Молодцы, вы, верно, отвечали на мои вопросы, правильно выполняли задания, вы все были внимательны и активны. Я вами горжусь.
Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо, и я надеюсь, что вы будите беречь свою кожу.
Воспитатель. А для вашей кожи необходим свежий воздух. Пойдемте на прогулку.