Наглядно-дидактическое пособие «Логопедические гусеницы»
Наглядно-дидактическое пособие
«Гусеницы»
Автор: Воронина Анна Алексеевна, учитель-логопед 1 кв.категории МАДОУ дс№25 «Ягодка» г.о.г.Бор
Пояснительная записка
Речь человека – это сложная функция. Красивая и грамотная речь состоит из многих компонентов. Это не только правильное звукопроизношение, но и богатый словарный запас, и правильный грамматический строй, и красивая связная речь и многое другое.
Логопед работает над разными задачами сразу, поэтому в кабинете скапливается очень много пособий. Случается так, что эти пособия в каком-то смысле дублируют друг друга (пособия на разные звуки, с использованием разных предлогов, тематические пособия и т.д.). Со временем какие-то пособиях забываются, тогда создается новое, но чем-то похожее на предыдущее. И так год за годом.
Поэтому я за универсальные пособия, за то, чтобы одно пособие выполняло несколько задач (сегодня одну, завтра другую, а может и сразу несколько).
Данное пособие изготовлено из пластика, имеет вырезы для фишек или фигурок. Гусениц две, чтобы можно было использовать пособие для дифференциации звуков по звонкости-глухости или твердости-мягкости. При работе с данным пособием я использую фишки и фигурки Орловой Юлии, но можно использовать фигурки из киндер-сюрпризов или слепленные из пластики, а также взятые из других пособий или распечатанные и заламинированные цветные картинки.
Работать с пособием можно индивидуально или в малой группе. Время использования зависит от задач, поставленных учителем-логопедом на занятии. Пособие может использоваться как на одном этапе занятия, а может и на всем занятии полностью (меняются фишки и цель задания).
Пособие может использоваться как с детьми старшего дошкольного возраста, так и с детьми младшего школьного возраста. Способы применения пособия зависят от задач, которые ставит учитель-логопед на занятии.
Возможные варианты заданий для ребенка:
Вариант 1. Дифференцируем звук.
Разложить слова-фишки гусеницам по свойству звука (твердый-мягкий или звонкий-глухой).
Например, гусениц зовут Соня и Сеня (назвать гусениц можно как угодно, зависит от отрабатываемого звука. Можно предложит ребенку самому подобрать имена гусеницам на заданный звук). Соня собирает слова с твердым звуком С, а Сеня с мягким звуком Сь. Я Соне дам коСынку, а Сене дам каССету. Я Соне дам буСы, а Шуше дам машину.
Вариант 2. Дифференцируем звук.
Разложить слова-фишки гусеницам по свойству звука. Исправь ошибку.
Гусеницы собрались на праздник, но их наряды перепутались. Помоги гусеницам одеть украшения с нужным звуком. Соне нужны буСы, и не нужна Шуба.
Вариант 3. Развитие фонематического восприятия.
Определить первый (или последний) звук в слове. В данном задании можно использовать одну гусеницу.
Ребенок определяет первый звук в слове-фишке, называет звук, определяет гласный звук или согласный, ставит фишку соответствующего цвета. Получается украшение для гусеницы.
Вариант 4. Развитие фонематического восприятия.
Гусеница решила тоже обучаться грамоте. Помоги гусенице определить звуки в слове.
Гусенице дается слово-фишка, а ребенок анализирует звуковой состав слова.
Вариант 5. Отработка грамматического строя речи.
Гусеница ходила в магазин. Что купила гусеница Соня в магазине? (гусеница может прийти или приехать из другого места: из путешествия, из школы, из огорода и т.д.)
Ребенок составляет предложения, что купила гусеница в магазине. Можно попросить ребенка добавить слова-признаки: какой товар купила гусеница. (Гусеница в магазине купила хрустящую капусту).
Если данное задание используется также для автоматизации звука, то и имя гусенице и товар можно подобрать с нужным звуком.
Вариант 6. Гусеничные парочки.
Развитие лексического строя речи и связной речи. Гусеницы принесли слова-фишки. Посмотри и найди пары.
Ребенок рассматривает слова-фишки на одной гусенице и на другой гусенице. Находит пары, объясняет почему он так считает.
Вариант 7. Что лишнее? Гусеница принесла слова-фишки, но что-то напутала.
Ребенок рассматривает слова-фишки, определяет лишнее слово. (Лишняя Сова, потому что это птица, а остальные животные. Лишний слон, потому что это животное жарких стран. Лишняя Собака, потому что это домашнее животное. И т.д. )
Вариант 8. Где мы были мы не скажет, а что делали покажем! Развитие лексико-грамматического строя речи.
Ребенок рассматривает слова-фишки и составляет фразу, что делала гусеница с указанным предметом. (Гусеница каталась на самокате. Гусеница ела сочный ананас. И т.д.)
Вариант 9. Загадка от гусеницы. Развитие связной речи. Гусеница принесла нам слова. Попробуй догадаться, о чем хочет рассказать гусеница?
Ребенок рассматривает слова-фишки на гусенице, составляет рассказ.
Вариант 10. (сложный) Загадки для гусениц. Ребенку предлагается самому придумать загадку для гусеницы. Из предложенных слов-фишек ребенок подбирает нужные самостоятельно. Тогда задача другого ребенка или логопеда догадаться, о чем хочет рассказать ребенок.
Желаю успехов в работе!