Наглядно-дидактическое пособие «Растим дерево из слов»
Карточки
DOCX / 4.43 Мб
/data/files/e1603789774.docx (Карточки)Наглядно-дидактическое пособие «Растим дерево из слов» (однокоренные слова).
Цель: отрабатывать навыки образования родственных слов.
Задачи: 1) проиллюстрировать понятие «однокоренные слова», его определение и основные характеристики;
2) упражнять обучающихся в образовании однокоренных слов от заданного корня с помощью морфологических частей слова;
3) упражнять обучающихся подбирать однокоренные слова с опорой на описание лексического значения слова;
3) упражнять обучающихся в различении однокоренных слов и форм слова, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями;
4) упражнять обучающихся в составлении словосочетаний и предложений с однокоренными словами.
Пособие предназначено для обучающихся начальных классов.
Пояснительная записка.
Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Среди огромного количества слов русского языка можно выделить ряды слов с общей частью, в которой заключено их главное лексическое значение. Речь идёт о корне и об однокоренных словах.
Однокоренные слова — это близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем. Таким образом, у однокоренных слов можно выделить два основных признака: 1) все однокоренные слова имеют общую часть, которую называют корнем; 2) корень хранит в себе общее для всех родственных слов лексическое значение.
Ещё одной характерной чертой однокоренных слов является то, что они могут быть разными частями речи, тогда как формы слов всегда относятся к одной и той же части речи.
В каком случае ищут однокоренные слова? В том случае, если не ясно, которая буква отсутствует в корне анализируемого слова. Когда неизвестна гласная буква, то нужно найти родственные слова, в которых пропущенная буква будет ударной. Когда искомая буква является согласной, то ищем такое родственное слово, в котором после проверяемой буквы будет идти согласная буква. В данном случае, мы отлично слышим звуки, и, соответственно, верно находим неизвестную букву.
У детей с недоразвитием речи поиск однокоренных слов способствует расширению и активизации словарного запаса, формированию чувства языка.
Пособие состоит: 1) изображение дерева;
2) карточки с словами-корнями и частями слов (приставками, суффиксами, окончаниями);
3) карточки однокоренных слов (существительные – зелёные, прилагательные – оранжевые, глаголы – красные), образованных различными способами словообразования;
4) карточки однокоренных слов (существительные – зелёные, прилагательные – оранжевые, глаголы – красные) для образования однокоренных слов путём отгадывания лексического значения.
Словарный материал. Корень «ДОМ».
Словообразование.
Дом – домик, домишко, домище, домок, домина, домовой; домашний, домовитый, придомовый, бездомный; одомашнить.
Подбор однокоренных слов с опорой на лексическое значение.
Игра «Угадай слово по описанию».
1). Ученик, который учится на дому. Человек, который выполняет работу на дому. – Надомник.
2) Работа, которую берут на дом. – Надомная.
3) Как можно назвать хозяина дома? – Домохозяин.
4) Хозяйка дома, которая занимается только домашним хозяйством. – Домохозяйка.
5) Владелец дома. – Домовладелец.
6) Наука о том, как правильно вести домашнее хозяйство. – Домоводство.
8) Домовой – сказочный персонаж, он охраняет дом. А как назвать сынка домового? – Домовёнок.
9). Дом, где живут дети без родителей. – Детдом.
Дом – надомник, надомная, домохозяин, домохозяйка, домовладелец, домовёнок, домоводство, детдом.
Вывод.
Мы нашли 19 слов. Все они 1) имеют общую часть «дом»; 2) имеют общее лексическое значение «дом»; 3) принадлежат к разным частям речи.
На дереве от корня «дом» можно насчитать до 40 слов-«веточек» (по словообразовательному словарю).
Игра «Блицтурнир».
С любыми однокоренными словами, «выросшими» на дереве, составить словосочетания или предложения. Например: уютный домик, ветхий домишко и др. Этот домок похож на сказочный теремок. По мере составления предложений или словосочетаний слова с дерева убирать.
Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Игра «Четвёртый – лишний».
Логопед называет цепочку из 4-х слов. Нужно определить, какое слово лишнее, и объяснить свой выбор.
Дом – домик – домище – домики. Домики – множественное число слова «домик».
Домашние – домашняя – домашний – домовой. Даны формы слова «домашний», домовой – однокоренное слово.
Домашний – бездомный – одомашнить – одомашнили. Одомашнили – прошедшее время глагола «одомашнить».
Различение однокоренных слов и омонимичных слов.
Есть слова, в которых прослеживается общая часть, но нет единого лексического значения.
Игра «Да – нет».
Логопед называет пары слов, вы говорите «ДА», если это однокоренные слова, «НЕТ» — если слова только созвучные, а не однокоренные.
Дом – домик, домовой – домище, домашний – домоводство, домик – домыть.
Различение однокоренных слов и слов, близких по смыслу.
Игра «Чужие слова».
Есть слова, которые близки по лексическому значению, но не имеют общего корня. Логопед предлагает набор слов. Из него нужно выбрать только однокоренные слова.
Дом – домишко – хижина – домище – здание – домок – домашний – высотный – одомашнить – приручить.
Словарный материал. Корень «БОЛЬ».
Словообразование.
Боль – больница, заболевание; больной, болевой, больничный, болящий; заболеть, приболеть, обезболить.
Подбор однокоренных слов с опорой на лексическое значение.
Игра «Угадай слово по описанию».
1). Когда мы поранились, то нам … (как)? — Больно.
2) Грипп, ветрянка, дизентерия – как назвать одним словом? – Болезни.
3) Вы поранились, потом ранка засохла, покрылась корочкой. Как назвать такое состояние? – Болячка.
4) Крупное медицинское учреждение – больница, а как можно назвать небольшую больницу? – Больничка.
5) Как назвать человека, который часто и тяжело болеет, плохо выглядит? Какой он? – Болезный.
6) Как назвать процедуру, которая сопровождается болью? Какая она? – Болезненная.
7) Что нужно, чтобы человек легко, без боли, перенёс болезненную процедуру? – Обезболивание.
8). Многие лекарства (аспирин, анальгин) облегчают, утоляют боль. Как они называются? – Болеутоляющие.
Боль – больно, болезни, болячка, больничка, болезный, болезненная, обезболивание, болеутоляющие.
Вывод.
Мы нашли 17 слов. Все они 1) имеют общую часть «бол»; 2) имеют общее лексическое значение «боль»; 3) принадлежат к разным частям речи.
На дереве от корня «боль» можно насчитать до 27 слов-«веточек» (по словообразовательному словарю).
Игра «Блицтурнир».
С любыми однокоренными словами, «выросшими» на дереве, составить словосочетания или предложения. Например: капризный больной, городская больница, болеутоляющие средства. Петя приболел немного, сегодня гулять не пойдёт.
По мере составления словосочетаний и предложений убирать карточки слов с дерева.
Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Игра «Четвёртый – лишний».
Логопед называет цепочку из 4-х слов. Нужно определить, какое слово лишнее, и объяснить свой выбор.
Боль – болит – больной – больные. «Больные» -- форма слова, множественное число слова «больной».
Больно – пребольно – обезболить – обезболила. Обезболила – форма слова, прошедшее время глагола «обезболить».
Болезнь – болезненный – болезненная – болезненные. Болезнь – однокоренное слово, остальные – формы прилагательного болезненный.
Различение однокоренных слов и омонимичных слов.
Есть слова, в которых прослеживается общая часть, но нет единого лексического значения.
Игра «Да – нет».
Логопед называет пары слов, вы говорите «ДА», если это однокоренные слова, «НЕТ» — если слова только созвучные, а не однокоренные.
Боль – болит, болеть – больница, больничка – заболевание, больной – большой, боль – соболь.
Игра «Чужие слова».
Есть слова, которые близки по лексическому значению, но не имеют общего корня. Логопед предлагает набор слов. Из него нужно выбрать только однокоренные слова.
Боль – больной – раненый – переболел – болезный – инфекционный – больница – стационар – больничный – поликлиника.
Литература.
1. Александрова З.И. Словарь синонимов русского языка. М., 2013.
2. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., Академия, 2010.
3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.
Санкт-Петербург, 2005.
4. Правдина О.В. Логопедия. М., 2013.
5. Фёдорова Т.Л., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка. «ЛадКом» 2008
Кияйкина Наталья Федоровна