Урок «Нагревание воздуха и его температура»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект урока с применением инновационных технологий
(технология проблемного обучения)
«Нагревание воздуха и его температура»
Разработал: учитель географии
МБОУ «Ковылкинская СОШ№4»
Кирдяпкина А.В.
2017 год
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Кирдяпкина Алёна Викторовна
Класс: 6
Тема урока: Нагревание воздуха и его температура
Тип урока: Комбинированный
Планируемые результаты:
А) предметные – формирование представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток, формирование навыков определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха, развитие навыков работы с текстом, таблицами, иллюстрациями.
Б) метапредметные – формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по обобщению данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой
Создать условия для развития универсальных учебных действий:
А) Личностных– осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.
В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретивов в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.
Г) Коммуникативных - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему. Участвовать в совместной деятельности.
6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения
7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал
Ход урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
1. Организационный момент |
Ребята, а давайте сегодня поздороваемся с вами без слов – посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь только глазами (учитель также приветствует класс). |
Готовятся к уроку, приветствуют учителя и друг друга. |
||||||||||||
2. Проверка домашнего задания |
Для проверки домашнего задания предлагаю вам сыграть в игру «Согласен - несогласен». Используя знаки «+» и «-», выразить своё отношение к следующим высказываниям: 1. Атмосфера – это водная оболочка Земли. 8. Прибор для измерения температуры воздуха – термометр. 9. Тропосфера простирается на 8-10 км над полюсами. 10. В стратосфере почти не образуется облаков так как очень мало водяного пара. |
Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы домашнего задания. Ответы:
|
||||||||||||
3. Постановка темы и цели урока |
Слово учителя. Девочка сидит в комнате и читает книгу. Ей прохладно. Но вот дверь открывается - и входит брат. Он возвратился с лыжной прогулки. «У нас жарко», - говорит он. Так как же в комнате: жарко или холодно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть на термометр. Он показывает 20 °С. Значит, в комнате вполне нормальная температура, и брату жарко потому, что он очень разгорячился, катаясь на лыжах. - Скажите, о каком свойстве воздуха говорится в этом рассказе? Какое ключевое слово в этом рассказе? Как будет звучать тема сегодняшнего урока? -Как вы думаете, в чем будет заключаться главная цель нашего урока? -А теперь познакомьтесь с планом. Он нам подскажет, какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке. -Закрепить полученные знания помогут нам решение задач. |
Отвечают на вопрос учителя. Обозначают название темы урока. Определяют цель урока. |
||||||||||||
4. Изучение нового материала |
Приступаем к решению первой задачи. Нам предстоит ответить на проблемный вопрос: «Как нагревается поверхность и атмосфера?». Как нагревается воздух? Как вы думаете, какая часть солнечной энергии будет нагревать воздух тропосферы? Расскажите, как изменяется температура в тропосфере и с высотой.
- Ребята, как вы думаете, почему в горах всегда холодно, даже если эти горы находятся в теплых поясах? За бортом самолетов, летящих высоко над землей тоже всегда холодно. - Но температура воздуха с высотой понижается не так, как ей захочется, а подчиняясь определенному закону. С помощью учебника, сформулируйте этот закон и запишите в тетрадь. Вторая задача. Какова причина неодинакового нагревания воздуха в течение суток? Рассмотрите рисунок на слайде, постарайтесь сформулировать закономерность. - Так в какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей?
- Почему зимой холоднее, чем летом?
- В какое время года день длиннее? Учитель: Чтобы выявить общие закономерности изменения температуры, используют показатель средних температур: средних суточных, средних месячных, средних годовых. Алгоритм вычислений: 1.Сложить все числа с « + » 2.Сложить все числа с « - » 3.Из большей величины вычитают меньшую 4.Полученный результат делят на число измерений Учитель. Определяя изменение температуры, обычно отмечают ее самые высокие и самые низкие показатели. Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями называется амплитудой температур. Учитель: На картах распределение средних температур отражают при помощи изотерм. Запишите определение изотермы в тетрадь. |
Учащиеся высказывают различные предположения: 1. Формулируют возможные причины, явления. – Солнце излучает энергию. 2. Формулируют гипотезу – нагревается земная поверхность и сама становится источником тепла. 3. Доказывают гипотезу: обращаются к рисунку «Расход солнечной энергии, поступающей на Землю». 4. Выявляют закономерности: Солнечные лучи проходят через атмосферу не нагревая её. Солнечные лучи нагревают поверхность Земли Воздух атмосферы нагревается от поверхности Земли Отвечают на вопрос учителя: Потому что с высотой температура воздуха снижается. Формулируют закон: При подъеме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 С на каждом километре подъема. Ход решения: Дано: Т -1(на поверх.) 20С h- 3 км. Решение: 3*6=18 2) 20-18=2 Ответ: температура за бортом самолета: 2С Выявляют закономерность: чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей, следовательно, лучше прогревается поверхность Земли, а от нее воздух. Отвечают на вопрос: Выше всего после полудня, так как земная поверхность уже нагрелась и начинает отдавать тепло воздуху. Ниже всего бывает в утренние часы. В это время и земля, и воздух остывают. Зимой солнце не так высоко поднимается над горизонтом Летом день длиннее, так как Солнце больше находится над горизонтом Определите среднюю суточную температуру по показателям в таблице 4 (работа в тетради) Проверка: Отрицательные: -8°+(-4°)= -12° Положительные: 3°+1°=4° Средняя суточная t: 12° - 4°= 8°: 4= -2°С Задание: по рисунку в учебнике определите амплитуду температуры воздуха, пользуясь показаниями второй пары термометров. |
||||||||||||
Закрепление материала |
Закрепим материал по климатической карте с помощью изотерм: Найти рекорды температур: - Самая высокая температура на Земле? - Самая низкая температура на Земле? - Самая высокая температура в России? - Самая низкая температура в России? |
Используя климатическую карту отвечают на поставленные вопросы: В Северной Африке, в районе города Триполи – 58,2С. На антарктической станции « Восток» -89,2С. В районе города Волгограда 43С |
||||||||||||
Рефлексия |
Ребята, давайте подведем итоги урока с применением метода «Паутинка». |
Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось узнать… На уроке я понял… Сегодня я научился…. После урока я чувствую…. Я могу помочь сделать другим…. |
||||||||||||
Домашнее задание |
Параграф В воскресенье отмечать температуру воздуха в 9ч, 12ч, 15ч, 18ч, 21ч. Данные занести в таблицу
Рассчитайте среднюю суточную температуру воздуха по полученным данным.
|
Записывают домашнее задание в дневник |