12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кирдяпкина Алёна Викторовна65

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»

Конспект урока с применением инновационных технологий

(технология проблемного обучения)

«Нагревание воздуха и его температура»

Разработал: учитель географии

МБОУ «Ковылкинская СОШ№4»

Кирдяпкина А.В.

2017 год

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Кирдяпкина Алёна Викторовна

Класс: 6

Тема урока: Нагревание воздуха и его температура

Тип урока: Комбинированный

Планируемые результаты:

А) предметные – формирование представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности, установление причинно-следственных связей между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток, формирование навыков определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха, развитие навыков работы с текстом, таблицами, иллюстрациями.

Б) метапредметные – формирование компетенции в ходе выполнения практической работы по обобщению данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой

Создать условия для развития универсальных учебных действий:

А) Личностных– осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Б) Познавательных - поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения.

В) Регулятивных – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; внесение необходимых корретивов в план и способ действий. Осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция.

Г) Коммуникативных - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему. Участвовать в совместной деятельности.

6. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения

7. Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Ребята, а давайте сегодня поздороваемся с вами без слов – посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь только глазами (учитель также приветствует класс).

Готовятся к уроку, приветствуют учителя и друг друга.

2. Проверка домашнего задания

Для проверки домашнего задания предлагаю вам сыграть в игру «Согласен - несогласен». Используя знаки «+» и «-», выразить своё отношение к следующим высказываниям: 1. Атмосфера – это водная оболочка Земли.

8. Прибор для измерения температуры воздуха – термометр.

9. Тропосфера простирается на 8-10 км над полюсами.

10. В стратосфере почти не образуется облаков так как очень мало водяного пара.

Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы домашнего задания.

Ответы:

+

-

2,4,7,8,9,10

1,3,5,6

3. Постановка темы и цели урока

Слово учителя.

Девочка сидит в комнате и читает книгу. Ей прохладно. Но вот дверь открывается - и входит брат. Он возвратился с лыжной прогулки.

«У нас жарко», - говорит он. Так как же в комнате: жарко или холодно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо посмотреть на термометр. Он показывает 20 °С. Значит, в комнате вполне нормальная температура, и брату жарко потому, что он очень разгорячился, катаясь на лыжах.

- Скажите, о каком свойстве воздуха говорится в этом рассказе? Какое ключевое слово в этом рассказе? Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Как вы думаете, в чем будет заключаться главная цель нашего урока?

-А теперь познакомьтесь с планом. Он нам подскажет, какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке.

-Закрепить полученные знания помогут нам решение задач.

Отвечают на вопрос учителя. Обозначают название темы урока. Определяют цель урока.

4. Изучение нового материала

Приступаем к решению первой задачи. Нам предстоит ответить на проблемный вопрос: «Как нагревается поверхность и атмосфера?».

Как нагревается воздух?

Как вы думаете, какая часть солнечной энергии будет нагревать воздух тропосферы?

Расскажите, как изменяется температура в тропосфере и с высотой.


 


 


 


 


 


 

- Ребята, как вы думаете, почему в горах всегда холодно, даже если эти горы находятся в теплых поясах? За бортом самолетов, летящих высоко над землей тоже всегда холодно.

- Но температура воздуха с высотой понижается не так, как ей захочется, а подчиняясь определенному закону. С помощью учебника, сформулируйте этот закон и запишите в тетрадь.

Вторая задача. Какова причина неодинакового нагревания воздуха в течение суток? Рассмотрите  рисунок на слайде, постарайтесь сформулировать закономерность.

- Так в какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей?


 


 


 

-  Почему зимой холоднее, чем летом?

 


 

- В какое время года день длиннее?

 

Учитель: Чтобы выявить общие закономерности изменения температуры, используют показатель средних температур: средних суточных, средних месячных, средних годовых.

Алгоритм вычислений:

1.Сложить все числа с « + »

2.Сложить все числа с « - »

3.Из большей величины вычитают меньшую

4.Полученный результат делят на число измерений

Учитель. Определяя изменение температуры, обычно отмечают ее самые высокие и самые низкие показатели. Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями называется амплитудой температур.

Учитель: На картах распределение средних температур отражают при помощи изотерм.

Запишите определение изотермы в тетрадь.

Учащиеся высказывают различные предположения:

1. Формулируют возможные причины, явления. – Солнце излучает энергию.

2. Формулируют гипотезу – нагревается земная поверхность и сама становится источником тепла.

3. Доказывают гипотезу: обращаются к рисунку «Расход солнечной энергии, поступающей на Землю».

4. Выявляют закономерности:

Солнечные лучи проходят через атмосферу не нагревая её.

Солнечные лучи нагревают поверхность Земли

Воздух атмосферы нагревается от поверхности Земли

Отвечают на вопрос учителя: Потому что с высотой температура воздуха снижается.

Формулируют закон: При подъеме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 С на каждом километре подъема.

Ход решения:

Дано:                                                         Т -1(на поверх.)   20С                           

h- 3 км.

Решение:

3*6=18

2) 20-18=2

Ответ: температура за бортом самолета: 2С

Выявляют закономерность:  чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей, следовательно, лучше прогревается поверхность Земли, а от нее воздух.

Отвечают на вопрос: Выше всего после полудня, так как земная поверхность уже нагрелась и начинает отдавать тепло воздуху. Ниже всего бывает в утренние часы. В это время и земля, и воздух остывают.

Зимой солнце не так высоко поднимается над горизонтом

Летом день длиннее, так как Солнце больше находится над горизонтом

Определите  среднюю суточную температуру  по показателям в таблице 4 (работа в тетради)

Проверка:

Отрицательные: -8°+(-4°)= -12°

Положительные: 3°+1°=4°

Средняя суточная t: 12° - 4°= 8°: 4= -2°С

Задание: по рисунку в учебнике определите амплитуду температуры воздуха, пользуясь показаниями второй пары термометров. 

Закрепление материала

Закрепим материал по климатической карте с помощью изотерм: Найти рекорды температур:

- Самая высокая температура на Земле?

- Самая низкая температура на Земле?
 

- Самая высокая температура в России?

- Самая низкая температура в России?

Используя климатическую карту отвечают на поставленные вопросы:

В Северной Африке, в районе города Триполи – 58,2С.

На антарктической станции « Восток» -89,2С.

В районе города Волгограда 43С
В  Оймяконе в Якутии – 71,2С

Рефлексия

Ребята, давайте подведем итоги урока с применением метода «Паутинка».

Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка  сопровождается высказываниями: «Сегодня на уроке мне удалось узнать…

На уроке я понял…

Сегодня я научился….

После урока я чувствую….

Я могу помочь сделать другим….

Домашнее задание

Параграф

В воскресенье отмечать температуру воздуха в 9ч, 12ч, 15ч, 18ч, 21ч. Данные занести в таблицу

Часы

12 ч

15 ч

18 ч

21 ч

t

         

Рассчитайте среднюю суточную температуру воздуха по полученным данным.

 

Записывают домашнее задание в дневник

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.