Статья на тему «Найти мотив: мотивируем школьников»

21
11
Материал опубликован 29 July 2019 в группе
Найти мотив: мотивируем школьников

Ни для кого не секрет, что наивысшие результаты появляются там, где есть мотивированность. Ведь совершенно по-разному и ребёнок (да и взрослый) относится к тому, что ему надо, и к тому, что надо не ему, или, по-видимому, никому не надо. Как же добиться того, чтобы обучение стало мотивированным, чтобы школьник ощутил его как нечто именно ему нужное?

«И кому это надо?»

В первую очередь надо осознать, что мотивом становится только своя цель. Если маме надо, чтобы соседки завидовали золотой медали ее сына, то это цель мамы, а не мальчика; если учительница мечтает о стобалльнике, то не факт, что о том же мечтает ученик. Пока цель не станет своей, родной, никто не будет ее добиваться. Поэтому в беседах с учениками надо избегать формулировок типа "надо сделать" в пользу "тебе надо". 

Что же надо ребенку? Неплохо бы это выяснить. В начале учебного года было бы здорово провести с каждым учеником беседу, уточнить, чего он хочет от уроков (возможно, скорректировать аккуратно его желания), и наметить план достижения цели. Особенно важно это в старших классах.

Следующие беседы стоит провести в середине и в конце года. Это поможет ученику следовать плану и в принципе научит его перспективному планированию.

Конечно, тут очень важна профориентация. Чем раньше ребенок осознает, что для достижения его мечты стать летчиком, например, неминуемо понадобятся знание физики и крепкое здоровье (а значит, физика и физкультура для него максимально важны), тем лучше.

Внешняя мотивация

Конечно, внешняя мотивация хуже внутренней. Но лучше, чем никакой. Если цель ребенка - получить на день рождения собаку, а случится это в случае пятерки по алгебре, то это мотивация по отношению к алгебре внешняя, но, возможно, очень сильная. Почему бы ее не использовать? Может, потом ребенок втянется, ощутит вкус успеха и продолжит хорошо заниматься? 

То есть неплохо мотивировать детей с помощью каких-то призов и т.п.: баллов за активность, например. Скажем, за участие в проектах, ответы с места и т.п. ребенок получает баллы (смайлики, солнышки...), даже если он уже получил оценку или, наоборот, ответ слишком краткий, на оценку не тянет. В конце четверти баллы можно обменять на оценку. Баллы даются именно за активность, они мотивируют ученика внимательно работать на уроке и брать дополнительные задания домой.

Как достичь цели

Если цель определена, надо наметить пути ее достижения. Этому надо научить школьника, иначе он может неправильно действовать. Цели он тогда не достигнет и разочаруется и в ней, и в своих силах.

Надо научить ребенка двигаться к цели "короткими пробежками", то есть разделить путь на этапы, а цель - на много маленьких "подцелей".

Например, цель - переписать контрольную на четыре. Что для этого надо? Знать тему "Давление" и решать задачи. Учитель поможет отобрать необходимый материал (разумный учитель пометит карандашиком нужное сам или разберет совместно с учеником, а не кинет через плечо номера параграфов). Теперь наметим пути: 

Читать учебник

Выписать формулы и выучить их

Посмотреть в интернете видеоуроки

Если что -то все же не понял, спросить у учителя или "пятерочника"

Решать задачи

В процессе подготовки решить пару раз подобную контрольную.

Эти этапы теперь надо привязать к календарю и придумать себе маленькие поощрения.

Стоит несколько раз помочь ученику составить такой план, а потом он уже будет работать самостоятельно.

Игровые и увлекательные задания

Все, что вызывает интерес, прекрасно мотивирует школьника, ведь любопытство, стремление к знаниям – качества, присущие любому человеку, и это вполне сильный внутренний мотив.

 Чтобы его развить, есть смысл предлагать побольше увлекательных заданий. Нестандартное домашнее задание или неожиданная тема проекта – это то, что способно в разы повысить мотивацию.

А еще можно использовать такие игры и задания, которые направлены собственно на повышение интереса к учебе.

В пример приведем игру «Угадай предмет».

Школьники вытягивают карточки, на одних из которых написаны названия предметов, на других – «жюри». В зависимости от количества детей в классе можно сделать по две карточки с каждым предметом, тогда ребята будут работать в парах.

Получившие задание школьники должны минут за 10 подготовить примерно двухминутное выступление, в ходе которого взять на себя роль заданного предмета, описать себя и похвалить. При этом называть предмет нельзя, его должны угадать другие ребята. Жюри оценивает выступления и выбирает победителя или победителей.

В ходе игры ученик может взглянуть на школьные предметы с новой точки зрения, настраивается на позитивное восприятие (ведь надо обязательно хвалить, а не ругать), осознает важность изучаемого.

Мотивация очень важна в любом деле. Прекрасно мотивируют школьников неподдельная увлеченность своим предметом и горящие энтузиазмом глаза учителя. А значит, мы и сами должны не забывать о себе, не допускать профессионального выгорания и всегда помнить, что мы отличные педагоги, а ученики у нас самые умные и любимые. И тогда наверняка все получится.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Валерьевна, за интересную статью! Добавила в свою копилку!

29 July 2019

Спасибо за добрые слова, Елена Владимировна!

29 July 2019

Большое спасибо за статью, Елена Валерьевна. Беру в избранное. Дети у меня маленькие (2класс), но многое будет и мне полезно. У них тоже мотивация исчезает.

29 July 2019

Спасибо, Лилия Вильевна! Рада, что Вы нашли что-то интересное для себя.

29 July 2019

Спасибо, Елена Валерьевна за идеи, высказанные в статье! Рада Вас вновь видеть!

29 July 2019

Вам спасибо, Елена Викторовна! Взаимно!

29 July 2019

Благодарю за статью! Прочла с интересом!

17 November 2019

Заходите в гости!

17 November 2019

Вам спасибо, Наталья Михайловна!

1 April 2020