Статья на тему «Найти мотив: мотивируем школьников»
Ни для кого не секрет, что наивысшие результаты появляются там, где есть мотивированность. Ведь совершенно по-разному и ребёнок (да и взрослый) относится к тому, что ему надо, и к тому, что надо не ему, или, по-видимому, никому не надо. Как же добиться того, чтобы обучение стало мотивированным, чтобы школьник ощутил его как нечто именно ему нужное?
«И кому это надо?»В первую очередь надо осознать, что мотивом становится только своя цель. Если маме надо, чтобы соседки завидовали золотой медали ее сына, то это цель мамы, а не мальчика; если учительница мечтает о стобалльнике, то не факт, что о том же мечтает ученик. Пока цель не станет своей, родной, никто не будет ее добиваться. Поэтому в беседах с учениками надо избегать формулировок типа "надо сделать" в пользу "тебе надо".
Что же надо ребенку? Неплохо бы это выяснить. В начале учебного года было бы здорово провести с каждым учеником беседу, уточнить, чего он хочет от уроков (возможно, скорректировать аккуратно его желания), и наметить план достижения цели. Особенно важно это в старших классах.
Следующие беседы стоит провести в середине и в конце года. Это поможет ученику следовать плану и в принципе научит его перспективному планированию.
Конечно, тут очень важна профориентация. Чем раньше ребенок осознает, что для достижения его мечты стать летчиком, например, неминуемо понадобятся знание физики и крепкое здоровье (а значит, физика и физкультура для него максимально важны), тем лучше.
Внешняя мотивацияКонечно, внешняя мотивация хуже внутренней. Но лучше, чем никакой. Если цель ребенка - получить на день рождения собаку, а случится это в случае пятерки по алгебре, то это мотивация по отношению к алгебре внешняя, но, возможно, очень сильная. Почему бы ее не использовать? Может, потом ребенок втянется, ощутит вкус успеха и продолжит хорошо заниматься?
То есть неплохо мотивировать детей с помощью каких-то призов и т.п.: баллов за активность, например. Скажем, за участие в проектах, ответы с места и т.п. ребенок получает баллы (смайлики, солнышки...), даже если он уже получил оценку или, наоборот, ответ слишком краткий, на оценку не тянет. В конце четверти баллы можно обменять на оценку. Баллы даются именно за активность, они мотивируют ученика внимательно работать на уроке и брать дополнительные задания домой.
Как достичь целиЕсли цель определена, надо наметить пути ее достижения. Этому надо научить школьника, иначе он может неправильно действовать. Цели он тогда не достигнет и разочаруется и в ней, и в своих силах.
Надо научить ребенка двигаться к цели "короткими пробежками", то есть разделить путь на этапы, а цель - на много маленьких "подцелей".
Например, цель - переписать контрольную на четыре. Что для этого надо? Знать тему "Давление" и решать задачи. Учитель поможет отобрать необходимый материал (разумный учитель пометит карандашиком нужное сам или разберет совместно с учеником, а не кинет через плечо номера параграфов). Теперь наметим пути:
Читать учебник
Выписать формулы и выучить их
Посмотреть в интернете видеоуроки
Если что -то все же не понял, спросить у учителя или "пятерочника"
Решать задачи
В процессе подготовки решить пару раз подобную контрольную.
Эти этапы теперь надо привязать к календарю и придумать себе маленькие поощрения.
Стоит несколько раз помочь ученику составить такой план, а потом он уже будет работать самостоятельно.
Игровые и увлекательные заданияВсе, что вызывает интерес, прекрасно мотивирует школьника, ведь любопытство, стремление к знаниям – качества, присущие любому человеку, и это вполне сильный внутренний мотив.
Чтобы его развить, есть смысл предлагать побольше увлекательных заданий. Нестандартное домашнее задание или неожиданная тема проекта – это то, что способно в разы повысить мотивацию.
А еще можно использовать такие игры и задания, которые направлены собственно на повышение интереса к учебе.
В пример приведем игру «Угадай предмет».
Школьники вытягивают карточки, на одних из которых написаны названия предметов, на других – «жюри». В зависимости от количества детей в классе можно сделать по две карточки с каждым предметом, тогда ребята будут работать в парах.
Получившие задание школьники должны минут за 10 подготовить примерно двухминутное выступление, в ходе которого взять на себя роль заданного предмета, описать себя и похвалить. При этом называть предмет нельзя, его должны угадать другие ребята. Жюри оценивает выступления и выбирает победителя или победителей.
В ходе игры ученик может взглянуть на школьные предметы с новой точки зрения, настраивается на позитивное восприятие (ведь надо обязательно хвалить, а не ругать), осознает важность изучаемого.
Мотивация очень важна в любом деле. Прекрасно мотивируют школьников неподдельная увлеченность своим предметом и горящие энтузиазмом глаза учителя. А значит, мы и сами должны не забывать о себе, не допускать профессионального выгорания и всегда помнить, что мы отличные педагоги, а ученики у нас самые умные и любимые. И тогда наверняка все получится.
Елена Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна
Голдина Лилия Вильевна
Сафонова Елена Валерьевна
Лихина Елена Викторовна
Сафонова Елена Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сафонова Елена Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Максакова Наталья Михайловна
Сафонова Елена Валерьевна