Статья на тему «Познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности»
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК ВЕДУЩИЙ МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Одна из важнейших задач образования в школе – это развить у учащихся интерес к процессу получения знаний. Опыт, накопленный педагогикой и психологией, говорит о том, что интерес является одной из главных побудительных сил умственного развития учащихся, стимулом их творческой активности и самостоятельности. Для неслышащих детей - овладение речью также наиболее успешно в ходе деятельности, которая вызывает у них интерес. Чем больше дети интересуются той или иной областью, тем успешнее они овладевают соответствующим словарем и речевыми навыками. Сурдопедагог, ученица Выготского, Наталья Григорьевна Морозова отмечала, что под влиянием интереса резко изменяется весь характер деятельности неслышащего ребенка, он становится более жизнерадостным, активным. Интерес оказывает существенное влияние на формирование личности, характера человека и на умственное развитие. “На основании исследований мы знаем, что чем раньше пробудить интерес ребенка к окружающей жизни, к природе, к людям, к речевому общению, тем успешнее его общее и речевое развитие”, - отмечала Н.Г. Морозова.
Химия — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс. Между тем, существуют и методические проблемы обучения химии. Одна из них проявляется в несоответствии между темпом обучения таких учащихся и требованиями к результатам обученности, которые являются общими для всех школьников, другая - в пассивности учащихся и в потребности постоянно принимать помощь со стороны учителя.. Поскольку стандартные школьные программы, я могу лишь адаптировать для неслышащих детей, то на уроках мой творческий потенциал просто обязан быть направлен на нестандартную подачу материала. Задания на развитие внимания, воображения, памяти, логики, речи на моих уроках всегда. Если задание дано в начале, то это - нетрадиционное начало урока; будет оно в середине урока - небольшая веселая пауза, либо «физкультминутка»; в конце урока - «химический ералаш», и дети уже не ждут с нетерпеньем звонка с урока. Многие из этих заданий часто встречаются в печатных источниках, некоторые придуманы мною. Я уверенна, что в копилке каждого педагога такие задания есть.
Использование проектно-исследовательской методики осуществляется мною во внеурочной деятельности. Развитие познавательного интереса к предмету и стимулирование к самостоятельному расширению и добыванию новых знаний для решения практических задач, развитие интереса и стремления к освоению компьютерной техники и информационных технологий – цель проектов «Янтарная мастерская», «Чудеса науки: холодный фарфор», «Макро- и микроэлементы в продуктах питания», «Волшебная аптечка» и др. Проекты не только расширили кругозор неслышащих воспитанников, но и научили их экспериментировать.
В педагогической системе существуют многие тысячи вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательской деятельности. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Развитие познавательного интереса является моей главной целей при подготовке к урочной и внеурочной деятельности. Как показывает опыт, это дает возможность повысить успеваемость и интерес к предмету. Ведь нынешний ребенок - свободная и независимая личность, защищенная правами, - требует иного подхода - нестандартного.
Список литературы
- Морозова Н.Г. Изучение и воспитание интересов глухих детей дошкольного возраста.; Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. Под ред. Б.Д.Корсунской. М.,1963, с.44
- С.В. Дендебер, О.В. Ключникова «Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, пректное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии» Москва, ООО «5 за знания», 2007- 112 с.
- Эрлих Г. «Чему учить на уроках химии?», статья из сборника «Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире», под редакцией В. В. Лунина и Н. Е. Кузьменко, Издательство Московского университета, 2011, с. 59—87